Получи документы

Образовательный маршрут для дошкольников «Познаем мир вместе». Народные промыслы на берегах великой русской реки Волги

Мария Каштанова
Образовательный маршрут для дошкольников «Познаем мир вместе». Народные промыслы на берегах великой русской реки Волги

Серия образовательных маршрутов «Познаем мир вместе

Автор идеи: Каштанова Мария Александровна, г. о. Самара

Возраст: 6-7 лет

Народные промыслы на берегах великой русской реки Волга

для детей старшего дошкольного возраста

Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.

С мастерством люди не родятся, а добытым гордятся.

Публикация «Образовательный маршрут для дошкольников „Познаем мир вместе“, Народные промыслы на берегах великой русской реки Волги» размещена в разделах

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, свой край, богатый славными традициями.

Как и в других регионах России, на берегах Волги сложилась своя система традиционных ремесел. В данном образовательном маршруте Вам и вашему ребенку предлагается познакомиться с ними или вспомнить, как же все начиналось.

Уважаемые родители!

Данный маршрут состоит из пяти шагов. Не торопитесь каждый день по одному шагу. В каждом шаге есть познавательное видео, которое нужно смотреть вместе с ребенком, а после просмотра обсудить увиденное.

Пройдя данный маршрут ваш ребенок, узнает, особенности городецкой росписи, хохломской росписи, традиционные ремесла Самарского края. Вы сможете с ребенком сами рисовать и расписать свои изделия.

Не только ваш ребенок, но и Вы узнаете много нового и интересного.

Вперед за знаниями!

Шаг № 1. Что такое народные промыслы?

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и дети должны знать и узнавать самые яркие и известные из них.

Что знают дети о народных промыслах? На сайте для родителей «Шнурки» представлен обзор основных народных промыслов России. Расскажите своим детям о том, что ассоциируется с Россией и вызывает восхищение у жителей всего мира.

https://portal-detki.ru/articles/533

Для закрепления полученных знаний, посмотрите с вашим ребенком познавательный мультфильм «Как возник народный промысел России»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=288&v=jttRd-WLSHc

Основной вывод, который вы должны сделать вместе с детьми о том, что самые ценные вещи – это те, что созданы руками человека. Что вещи создавались, в первую очередь, не для красоты, а имели практическое значение для человека. Но, тем не менее, вещи были настолько красивы и изящны. Вызывали и вызывают восторг у всех людей и в наше время.

После просмотра мультфильмов ребенок должен рассказать из чего в те времена, создавались разные промыслы, как развивались и для чего создавались человеком.

Шаг № 2. Городецкая роспись – роспись Поволжья

Городецкая роспись - один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой росписью. Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные и все в ней символично. Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись изначально называлась нижегородской.

Сайт Лотос расскажет вам историю городецкой росписи, демонстрируя всю красочность изделий с элементами городецкой росписи.

https://lotos-n.livejournal.com/78910.html

Дополнительные вопросы к вашему ребенку во время беседы:

-Чем знаменит город Городец?

-Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»?

-Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

-Что сегодня делают в Городце?

-Какое изделие понравилось вашему ребенку больше всего? Почему?

Для закрепления полученных знаний, вы можете просмотреть видеоролик, где представлены: все элементы и основные композиции городецкой росписи; какие использовались цвета и на какие изделия, могла быть нанесена роспись.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=B3tDB5PpHt4

Шаг № 3. Городецкая роспись – роспись Поволжья

Нарисованы цветы небывалой красоты!

Вашему вниманию представлен мультфильм «Петрушка и Городецкая роспись». После просмотра мультфильма, повторите, какие изделия и как расписывались раньше городецкими мастерами. Поговорите с ребенком о том, что роспись изделий актуальна и в наше время. На какие изделия наносится роспись в современном мире.

https://www.youtube.com/watch?v=74LaHJbhVSk

Следующий видеоролик можно посмотреть в другой день.

Можно предложить ребенку пофантазировать на тему того, чтобы он хотел расписать, т. е. какую вещь. После того, как ваш ребенок выскажет свое мнение, посмотрите вместе видеоролик «Рисуем городецкий цветок»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=4T865oG3Aqk

Подготовьте все необходимое для росписи и творите вместе с вашим ребенком. Совместная работа сближает. Обратите внимание на то, какие эмоции испытывает ваш ребенок, что у него получается, а что с трудом. Окажите ему помощь и поддержу. Дайте возможность ребенку высказать свое мнение и эмоции о своей работе.

Шаг №4. Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума!

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода, Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу.

Прочитайте вашему ребенку 2 варианта легенд, которые повествуют о том, как же появилось хохломская роспись.

1 вариант легенды. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

2 вариант легенды. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной - она была из солнечных лучей.

Так по легендам началась история Хохломской росписи.

Вашему вниманию в данном видео демонстрируются изделия, расписанные в технике хохлома. Поговорите с ребенком, на какие изделия наносилась роспись. Какие используются цвета для росписи и основной рисунок.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=21&v=Y-nIP3tJX5o

Дополнительные вопросы к вашему ребенку во время беседы:

- Какую посуду расписывали художники?

- Какие узоры используют художники?

- Какие основные цвета используются художником?

- Какое настроение вызывает эта посуда?

Следующие видеоролики можно посмотреть в последующие дни.

В этом видео демонстрируется, как создается и наносится рисунок на изделия. Попросите ребенка рассказать, что ему больше всего запомнилось и понравилось.

https://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE

Несколько лет назад на экранах ТВ существовала программа «Галилео» - познавательная передача для взрослых и детей. Посмотрев одну из серий этой программы, Вы и ваш ребенок отправитесь на фабрику, где в наше время создают вещи, расписанные под хохлому. Вы и ваш ребенок узнаете, как создаются такие красивые изделия и современное использование хохломской росписи в наши дни.

https://www.youtube.com/watch?v=AKJWegLM1IU

Полученные знания и впечатления были бы не совсем полными, если бы Вы и ваш ребенок не попробовали сами расписать изделия. Так как нет для росписи специально подготовленной посуды, можно украсить тарелку из бумаги и плошку. Для вас представлены два видеоролика, где учитель вместе с героями расскажет и покажет, как сделать хохломскую роспись самим.

https://www.youtube.com/watch?v=TJbmCFCbE2c

В перерывах между рисованием для смены вида деятельности советуем провести с вашим ребенком физкультминутку:

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе) .

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=124&v=MX0TJ9qMLwU

Во время рисования проговаривайте с вашим ребенком о том, что он рисует, какой цвет будет использовать, какие узоры будут присутствовать на посуде. По окончанию росписи поделитесь своими впечатлениями и эмоциями с ребенком, устройте мини - выставку своих работ.

Шаг № 5 «Традиционные промыслы Самарской губернии»

В Самарской губернии, практически повсеместно были распространены следующие виды промыслов :

-портняжный промысел (шитье армяков, кафтанов, рубах, портов, шерстяных рукавиц, мешков и т. д. ;

-производство льняной пряжи и ткани (прядение и сучение ниток, изготовление холстов, серпинки, полотенец, белья);

- изготовление изделий из лыка и коры (лаптей, мочала, мочальных веревок, различных коробов и т. д.)

Вашему вниманию предлагается просмотреть с вашим ребенком презентацию, где отображены основные виды промыслов Самарской губернии.

https://900igr.net/prezentacija/izo/dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo-i-remjosla-samarskoj-gubernii-traditsii-i-sovremennost-96050/traditsionnye-promysly-i-remjosla-samarskoj-gubernii-7.html

После знакомства с промыслами Самарского края, проведите с вашим ребенком беседу по вопросам:

- Какие существовали виды промыслов?

- Из чего изготавливались те или иные вещи?

- Что ребенку больше всего понравилось, запомнилось?

Подведем итоги нашего маршрута :

Наша жизнь всё дальше и дальше уводит нас от прошлого, от наших корней, отрывает нас от земли, на которой мы выросли и обрели своё настоящее. Современный темп жизни с её технологиями и новыми разработками стирает из нашей памяти все, чем жили наши бабушки и дедушки. Мы забываем, как жили наши предки, как вели хозяйство, как умели радоваться самому малому и простому в своей жизни.

Важно знать и помнить то, что нам осталось от наших предков. Передать все то, что создавалось годами. Если не мы, то кто расскажет нашим детям о прошлом.

Надеемся, что данный маршрут был интересен и познавателен как для Вас родители, так и для ваших детей.

Спасибо за внимание и участие!

Не останавливайтесь в поисках нового и интересного!

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка старшей группы Презентация "Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка старшей группы" Цель: Развитие всех сторон психической деятельности. Формирование.

Игровые задания «Познаем мир вместе» для детей 2–3 лет Ребенок раннего возраста по своей сути является "исследователем". И подтверждение этому их любознательность и желание обследовать предметы:.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Теремок» сельского поселения «Село Вострецово» Индивидуальный.

Консультация для родителей «Познаем мир с малышом вместе» "Познаем мир с малышом вместе"Консультация для родителей Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна Маленькие дети могут с интересом рассматривать.

Образовательный маршрут для дошкольников «По следам героев. Посвящается ветеранам» Название маршрута: «По следам героев». Посвящается ветеранам ВОВ. Возрастная категория детей:5-7 лет. Примерное время проведения :50 мин.

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом «Откуда хлеб пришел» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет.

Образовательный маршрут «Удивительное путешествие в мир мороженого» Краткая аннотация, освещающая проблематику, актуальность и прогнозируемую педагогическую эффективность образовательного маршрута Проблематикой.

«Народные промыслы». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 6–7 лет Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей 6-7 лет «Народные промыслы» с использование.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Электронный образовательный маршрут «Подводный мир рыб» в средней группе Видео Электронный образовательный маршрут «Подводный мир рыб» Для родителей и детей средней группы 4-5лет. Выполнила воспитатель: МБУ д/с №200.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный маршрут для дошкольников «Познаем мир вместе». Народные промыслы на берегах великой русской реки Волги
Опубликовано: 23 октября 2018 в 20:31
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД