Ирина Петрова
Образовательный проект. Клуб «Первоклашка» Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников.
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. В Концепции говорится, что «Готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную». Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой и др.). Интерес к ней не ослабевает, и по сей день, как у учёных, так и у практиков.
Публикация «Образовательный проект, Клуб „Первоклашка“ Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребёнка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Поэтому детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе.
Практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла того уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь, для самого ребёнка. Только единая система «психолог-воспитатель-педагог-родитель» позволяет наиболее полно учитывать все индивидуальные особенности развития детей и создаёт условия, помогающие раскрывать возможности каждого ребёнка, как в деятельной, так и в эмоционально-волевой сфере, помогающая сохранять психологическое здоровье детей.
Объединить усилия психолога, воспитателя, педагога, родителя в процессе воспитания и обучения детей непросто, но очень важно, поскольку рекомендации психолога становятся действенными только тогда, когда они восприняты воспитателями и родителями. В рамках реализации данной работы по взаимодействию всех участников воспитательно-образовательного процесса мной был разработан образовательный проект «Первоклашка».
Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель: содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании и развитии детей, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию.
Задачи:
Повышение заинтересованности в создании единой системы «психолог-воспитатель-педагог-родитель». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Формирование единых требований к будущим выпускникам между всеми членами образовательного сообщества.
Формирование у родителей потребности использовать психологические знания в период ожидания школы и формирования положительной мотивации к учению и последующей адаптации при начале регулярного обучения в школе.
Создание предпосылок для успешной социализации, адаптации в новой, школьной среде.
Прогнозируемый результат:
Углубление тенденции психологизации процессов воспитания и обучения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Повышение заинтересованности в создании единой системы «психолог-воспитатель-педагог-родитель» со стороны всех её участников.
Повышение уровня мотивации для обращения к психологу родителей и воспитателей с целью индивидуального развития ребёнка.
Повышение уровня психологической готовности детей к школе, развитие положительной мотивации к учению, улучшение в коммуникативной сфере - успешная адаптация к школе.
Сроки реализации проекта : 2008-2011годы.
Место события: МДОУДСКВ№44 «Солнышко», город Нижняя Салда, Свердловская обл.
Участники: родители воспитанников старших возрастных групп ДОУ, воспитатели ДОУ, педагоги ОУ, психолог ДОУ, психолог ОУ, педиатр, логопед.
Нормативно-правовая база взаимодействия ДОУ с семьё й:
Семейный кодекс РФ (ГЛ. 2, ст. 43; Гл. 12, ст. 63,65.).
Декларация прав человека РФ (Ст. 26).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Часть 3 ст. 13.).
Закон об образовании РФ.
Образовательная программа ДОУ.
Проблема (Актуальность) : создание единой системы «психолог-воспитатель-педагог-родитель» направленной на формирование у детей полноценной психологической готовности к обучению в школе и наиболее благоприятной адаптации к новой школьной среде.
Новизна: система деятельности МДОУДСКВ №44 по взаимодействию с членами образовательного сообщества, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы.
Технология проекта : Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности воспитателей, родителей, психолога в рамках работы ДОУ, в которой определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности. Особую практическую ценность проекта представляют материалы приложения:
Сценарии встреч в клубе «Первоклашка».
Рекомендации и памятки родителям.
Анкеты для родителей и педагогов.
Сценарии бесед, фотоматериалы.
Совместная деятельность сближает всех участников образовательного процесса, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами.
Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный (аналитический).
2) Основной (реализация намеченных планов).
3) Заключительный (подведение итогов).
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный;
основной (реализационный);
заключительный (итоговый).
На 1 этапе
Был проведён мониторинг, а именно:
Анкетирование родителей, педагогов, воспитателей на темы:
Ранжирование компонентов психологической готовности детей к школе;
«Какой Вы родитель?» Тестирование по выявлению стиля общения родителей и детей;
«Сформированность качеств и умений, которые позволят моему ребёнку успешно учиться в школе»;
Ранжирование типов готовности детей к обучению в школе.
Подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе.
Отбор участников проводился на основе желания и потребности включится в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность всех членов образовательного сообщества к выработке единых требований в системе подготовки детей к школе.
На 2 этапе
Были проведены следующие мероприятия:
Определение уровня психологической готовности детей к школе;
Беседы с детьми;
Индивидуальные консультации-практикумы для родителей;
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных психических процессов;
Коррекционно-развивающая работа направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, адекватная самооценка, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
Проведение «Дней открытых дверей» для родителей и педагогов ОУ МО г. Нижняя Салда;
Работа в клубе «Первоклашка»;
Выпуск газеты «Солнечный лучик» посвященной вопросам воспитания и развития детей в семье.
Каждая встреча в клубе имеет свою особенность:
Встреча и обсуждение возникших вопросов с педагогами ОУ, которые в будущем будут набирать первые классы;
Традиционное участие психолога ОУ№7 в наших встречах, обсуждение причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;
Встречи с врачом педиатром Гизатулиной Р. М. о взаимосвязи физиологической готовности детей и успешным обучением в школе. Роль семьи в укреплении здоровья детей;
Различные дискуссии, тестирование, анкетирование и обсуждение вопросов, касающихся психологической готовности детей к школе и обеспечение нормального перехода ребёнка в школу путём всесторонней подготовки, осуществляемой в единстве всех граней воспитания;
Рекомендации и памятки по развитию и воспитанию детей.
На 3 этапе
Подведение итогов:
Анализ уровня образованности выпускников ДОУ за 2009-2011годы;
Анализ адаптации выпускников ДОУ к школе за 2009-2011годы.
Проводя работу по образовательному проекту «Первоклашка» в период с 2008-2011 годы можно сделать следующие выводы:
1. Проект «Первоклашка» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в ДОУ. Наше дошкольное учреждение работает по программе Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество», предполагающей тесное взаимодействие семьи и ДОУ по развитию и воспитанию детей.
2. Данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
Библиография.
1. Белобрыкина О. А. Скоро в школу мы пойдём//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 3-15.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М. : МПА,1995.
3. Бурменская Г. В. Теоритические вопросы возрастно-психологического консультирования//Психолог в детском саду. -2001.-№1-2.-С. 3-32.
4. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 16-22.
5. Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : Задачи, упражнения, диагностика. -М. ,1994.
6. Гайдар К. М., Вьюнова Н. И. Психологическое консультирование по вопросам готовности ребёнка к школе//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 22-35.
7. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнёва Н. Я. Тесты для детей. -СПб. ;Дельта,1997.
8. Литвинова Т. В., Меньшикова А. Л. Развитие рефлексии и формирование образа Я у детей в период их подготовки к обучению в школе//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 35-40.
9. Пороцкая Е. Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника//Психолог в детском саду. -2000.-№2-3.-С. 204-213.
10. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие/Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова, Л. А. Ермакова, Е. А. Куликова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. -М. : ТЦ Сфера,2006.-128с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
11. Резепина Е. А. Готовность детей к обучению в школе//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 40-53.
12. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М. : Школа-Пресс,1996.
Заседание клуба «Первоклашка» на тему: «Эмоциональная поддержка ребёнка в новой социальной роли школьника».
План.
1. Выступление психолога ДОУ с анализом готовности детей к школе.
Педагог-психолог
Петрова И. М.
2. Готовность к школьному обучению. Выступление педагогов ОУ№7 и гимназии.
Педагоги школ.
3. Выступления родителей по готовности детей к началу школьного обучения.
Родители.
21.04.10.
Заседание клуба «Первоклашка» на тему:
«Готовность детей к обучению в школе».
25.05.2010.
Целью встречи является повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки детей 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
Процедура проведения встречи.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Для этого выберите сами, с помощью какой части тела-локтя, плеча, колена - мы скажем друг другу «Добрый вечер». Здороваться будем, молча, используя только прикосновение. (Участники встают в круг лицом друг к другу. Психолог начинает приветствие, коснувшись локтем или др. частью тела, рядом стоящего. Если выбирают «колено», то упражнение выполняется сидя).
-Спасибо. Теперь нам необходимо познакомиться. В этом нам поможет упражнение «Голос группы». Каждый из нас сделает шаг вперёд и представится. После того как он вернётся на место, все мы сделаем шаг вперёд и повторим его слова и интонацию и движения тела (положение рук, головы, взгляд).
-Хорошо! Можете присесть на стулья.
Безусловно, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, цель сегодняшнего разговора.
Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребёнка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу. (Родителям предлагается тест А. Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу»).
Предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребёнком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребёнка, поиграйте с ним в школу.
5-9 баллов. Вы неуверенны в успехе ребёнка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите ребёнка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас - не быть беспечным и невнимательным.
Размышления над содержанием тестовых вопросов положительно влияют на отношение взрослого к ребёнку и на оценку себя как родителя и воспитателя.
Психолог представляет схему.
Школьная готовность
Физическая Педагогическая
Психологическая
Мотивационная Интеллектуальная
Коммуникативная Эмоционально-волевая
Предлагаю подробнее остановиться на физической готовности к обучению в школе.
Как вы считаете, для чего надо приучать ребёнка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?
Конечно, физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх и соревнованиях. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
Психолог предлагает памятки каждому заинтересовавшемуся родителю.
Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, указанных в схеме.
В сентябре-октябре 2010 года я провела опрос педагогов начальных классов ОУ города. Учитывая мнение учителей, мы составляем портрет первоклассника, которого ждут в школе.
На 1-ом месте - Мотивационная готовность.
-«Желание пойти в школу» и «желание учиться в школе»- не одно и то же.
Разговор о том что наши дети чаще всего интересуются внешней атрибутикой школьной жизни : «У меня будет ранец…В школе есть звонки…Из школы рано уходишь…Учительница хорошая. и т. д.» Однако основной деятельностью влияющей на развитие ребёнка, является учение, поэтому главное, что у ребёнка должно быть сформировано,- желание учиться.
Раздаются памятки по формированию положительной установки к школе.
Предлагается для обсуждения следующая ситуация :
-Представьте себе, что идёт урок математики. Учитель объясняет условие задачи : «Дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва дослушав условие задачи, дети начинают выкрикивать : «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже грибы собирали».
Ребёнок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Почему? Это шалость или интеллектуальная недостаточность? Идёт обсуждение.
Вывод :недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался в дошкольном возрасте. Родители должны играть с детьми задавая образец поведения в школе.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребёнок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, понимать свои успехи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватым в собственных неудачах. Если ребёнок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии высокого интеллектуального развития.
Вторым по значимости компонентом психологической готовности учителя назвали коммуникативную и эмоционально-волевую готовность.
Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
Недостаточный уровень развития воли, навыков взаимодействия со сверстниками и педагогом, приводит к нарушению дисциплины.
Третьим по значимости компонентом учителя выделили интеллектуальную готовность. Заключается она в приобретении определённого кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.
Запись с ответами детей.
-Важно, чтобы ребёнок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Для развития любознательности рекомендую использовать игры, обсуждать интересные предметы, экспериментировать, совместно наблюдать за чем-то, коллекционировать.
Зная позицию учителей, пришло время огласить результаты вашего опроса.
1-е место - педагогическая готовность;
2-е место - мотивационная готовность;
3-е место - интеллектуальная.
Анализируя результаты опроса, можно отметить, что взрослые отдают предпочтение навыкам и умениям полученным в дошкольном возрасте, однако, и желанию ребёнка хотеть учиться тоже отводят главенствующую роль. Но вот на сформированность социальной позиции школьника и отношению к предстоящему процессу обучения не придаёте значения.
Очень надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станет то, что позволит вам правильно оценить возможности развития ваших детей и в нужном направлении вести дальнейшую работу по подготовке детей к началу обучения в школе.
Заседание клуба «Первоклашка».
Тема: «Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка».
План.
1. Как мы общаемся с детьми? Особенности психического развития детей 7-го года жизни.
Педагог-психолог доу
Петрова И. М.
2. Необходимость прохождения профилактического осмотра у специалистов для успешной коррекции до начала обучения в школе.
Врач педиатр Гизатулина Р. М.
3. Причины дезадаптации детей в школе. Как их избежать?
Педагог-психолог ОУ№7
Медко М. Б.
4. Пожелания по успешному воспитанию и обучению детей в семье.
Педагог-психолог доу
Петрова И. М.
14.11.09.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по определению кругозора ребёнка.
1. Как называется страна, в которой ты живёшь?
2. Какой город называется столицей России?
3. В каком городе ты живёшь?
4. Как зовут твою маму?
5. Кем работает папа?
6. Кем приходится дедушка твоей маме?
7. Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?
8. Какое сейчас время года?
9. Какие летние месяцы ты знаешь?
10. Какие цветы ты посадил бы у себя в саду?
11. Какие деревья ты знаешь?
12. Жираф-это дикое или экзотическое животное?
13. Кабан-это дикое или домашнее животное?
14. Какие фрукты ты любишь?
15. Что выращивают на огороде?
16. Ягоды могут расти в лесу?
Качество образованности выпускников ДОУ№44 с 2007 по2010 годы.
Заседание клуба «Первоклашка» 24апреля2009года
Тема: «Портрет будущего первоклассника. Готов ли ребёнок к школе?»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, знакомство с результатами итогового обследования выпускников, определение качеств и умений, которые позволят
ребёнку успешно учиться в школе.
План.
1. Готовность детей подготовительных групп к обучению в школе (на основе анализа результатов обследования психологической готовности детей к школе). Педагог-психолог Петрова И. М.
2. Предварительный анализ готовности детей посещающих «Школу выходного дня» к обучению. Педагог-психолог ОУ№7 Медко М. Б.
3. Сформированность качеств и умений, которые позволят моему ребенку успешно учиться в школе. На основе проведённого анкетирования родителей будущих выпускников.
Родители выпускников.
4. Напутствия родителям. Педагоги-психологи ДОУ и ОУ.
Заседание клуба «Первоклашка».
20.05.11.
Начало школьного обучения- закономерный этап на жизненном пути ребё нка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психологического и социального или личностного развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостаток в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определё нным критериям:
1. Уровень физического развития (рост, вес).
2. Уровень биологического развития (кол-во постоянных зубов, достижение определённых пропорций- отношение окружности головы к длине тела).
3. Состояние здоровья (группа здоровья).
Личностная готовность-готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения. Социальное развитие определяет длительность социально-психологической адаптации к школе и успешность в учебе. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, соблюдая определённые правила, быть тактичным, управлять своим поведением. Личностное развитие. Ребёнок стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат, проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности и т. п. Недостаточность сформированности личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным отношением родителей. Важен выбор педагога - строгий, требовательный, но и доброжелательный, умеющий найти то, за что можно похвалить. Организация деятельности - эффективность работы, способность выполнять все необходимые задания. Ребенок должен уметь воспринимать инструкцию и по ней выполнять действие в соответствии с заданной целью и задачами, планировать свою деятельность, сосредоточенно выполнять задание.
Психологическая готовность подразумевает определё нный уровень развития основных психических процессов: речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и достаточно развитый кругозор.
Общее развитие ребёнка предполагает не только определённый запас знаний, но и умение ими пользоваться- рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий.
Развитие внимания и памяти - необходимый компонент успешного обучения в школе. Осложнить его могут неустойчивое внимание, трудности переключения внимания или, наоборот, постоянное отвлечение, низкие объём и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания.
Речевое развитие подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, умение выделять позицию звука в слове, словарный запас, позволяющий выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. Умение использовать предлоги, приставки, союзы, строить предложения, рассказывать и составлять рассказ по картинкам и т. п.
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация - важны в школе при обучении чтению и письму
В ИДЕАЛЕ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ОКАЗАТЬСЯ В НЕКОЙ КОМФОРТНОЙ СРЕДЕ, ГДЕ ЕГО НАУЧИЛИ БЫ УЧИТЬСЯ, ОБЩАТЬСЯ И ОТНОСИЛИСЬ БЫ К НЕМУ БЕРЕЖНО!