Елена Елистратова
Образовательный проект «От земной глины к неземной сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекты : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители
Проблема: Что такое глина и что из нее можно сделать
Цель проекта : Развитие исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира неживой природы и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством;
подарить детям радость творчества
Ожидаемый результат:
- дети познакомятся шире и глубже с глиняным народным промыслом, значением этого ремесла в жизни нашей Родины;
Публикация «Образовательный проект „От земной глины к неземной сказке“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Глина. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
- узнают историю народного творчества, новые приёмы лепки и работы с кистью;
- освоят основы работы с глиной,
- смогут проводить наблюдения и эксперименты под руководством воспитателя,
- осуществлять расширенный поиск информации с помощью родителей,
- осуществлять свои творческие планы, проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность.
I этап: подготовительный
- определение мотива, интереса со стороны всех участников образовательного процесса
- разговор, обсуждение с детьми (что мы знаем, что мы хотим узнать, как узнать)
- создание проблемной ситуации для всех детей, совместное формулирование исследовательской задачи на основе вопросов детей
- привлечение семей воспитанников к участию в проекте
- определение задач образовательных областей, через которые можно реализовать проект в непрерывной образовательной деятельности, содержание образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов по реализации проекта в детских видах деятельности
II этап: выполнение проекта
Непрерывная образовательная деятельность
образовательная область образовательные задачи
социально-коммуникативное развитие
Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создать дружескую обстановку.
Способствовать формированию навыков общения.
Помочь детям осознать свои желания, ценности, мысли, качества, которые способствуют взаимопониманию и успешному общению. Создать настроение для совместной работы, помогать развитию вербальных и невербальных способов общения.
Познакомить детей с профессией «гончар». Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
познавательное развитие
Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.
Развивать исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность.
речевое развитие
Активизировать и обогащать словарь детей: посуда — керамическая, глиняная, фаянсовая, фарфоровая.
Помочь детям освоить умения:
— подбирать точные слова для выражения мысли;
— выполнять операцию классификации — деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков.
Закрепить освоение звукового анализа пятизвуковых слов
Создать условия для проявления интереса детей к текстам познавательного содержания.
художественно-эстетическое развитие
Познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение.
Продолжать знакомить детей с народными игрушками (глиняной игрушкой). Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Закрепить умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его;
вносить изменения в работу, включать детали, дорабатывать изображение.
Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и
проявление бережного отношения к материалам и инструментам.
Освоение и самостоятельное использование разных способов создания
изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.
физическое развитие
Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные народные игры.
Образовательная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов
виды детской деятельности
игровая
познаватель-ноисследовате-льская
коммуника-тивная
художествен-ная
литература продуктивная деятельность
самообслу-живание и
труд
двигательная
музыкальная
1-я неде-
ля
«Четвертый лишний».
«Составь цветовой круг»
Игры с элементами ТРИЗ
«Да – Нет»
«Теремок»
Закрепить с детьми правила безопасности перед началом экспериментальной деятельности
Опыт:
Опыт:
Отличие сырой глины от сухой.
Опыт: Глина не пропускает воду. Обсуждение проблемной ситуации:
Можно ли сделать игрушки из камней?
Знакомство с профессией гончара
Предметы быта: посуда, сувениры.
Показ детям презентации: «Волшебная глина» Рассказ о истории использования глины человеком.
Составление рассказа по поговорке :
«Пчёлка лепит из воска, а ласточка из глины».
Раскраски: «Дорисуй элемент», «Раскрась игрушку по примеру»;
«Раскрась игрушку»
Замес глины
Познакомить детей с техникой безопасности при работе с глиной.
С правилами подготовки к работе и уборке своего рабочего места после работы. Подвижная игра» Песок и глина»
Музыкальная русская народная игра «Платочек»
Разучивание движений русского народного танца
2-я неде-ля С/ролевая игра «Магазин сувениров»
Игры с элементами ТРИЗ
«Чем был - чем стал»
«Робинзон Крузо» Опыт: На высушенной глине можно рисовать.
Опыт: Сравним свойства песка, глины и камня.
Показ видеофильма «Сказки из глины»
С приглашением параллельной группы №3 Чтение сказки «Глиняный парень»
Сочинение «Глиняной сказки»
Лепка глиняной посуды и сувениров.
Сушка. Создание проблемной ситуации «Как хранить глиняное тесто» Народные игры «Плетень», «Медведь» Оркестр из свистулек
Разучивание движения танца «Кадриль»
3-я неде-ля «Найди Дымковскую барыню»;
-«Найди цвета Дымки».
С/ролевая игра
«В гончарной мастерской»
Исследование «Глина - грязное лекарство»
Идем в гости к ребятам в группу №3
на мастер - класс по изготовлению куклы-пеленашки С/ролевая игра «В театре»
Показ кукольного спектакля «Глиняный парень» Роспись глиняных изделий по мотивам народных мастеров.
Дымковская и филимоновская роспись.
Изготовление коллекции новогодних игрушек. Выдавливание из глины. «Море волнуется»
«Оживим игрушку» Прослушивание русских народных песен и наигрышей
4-я неде-ля Игры с элементами ТРИЗ
«Маша-Растеряша»
«Хорошо-Плохо»
В мире эмоций: Что сделали из глины? Определи настроение изделия Сказки, добытые из-под земли - Кривин Ф. - ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА Роспись игрушек в технике гжели.
Конструктор из обожженной глины Подготовка к экранизации «Глиняная сказка»
Создание условий для реализации проекта, самостоятельной деятельности детей
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
подбор методических пособий, литературы
Постановка целей,
определение актуальности и значимости проекта.
Изучение познавательной, художественной и методической литературы, статьи в
интернет - изданиях.
Подбор дидактических игр.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности. Пломер А. Л.
Мастерим из глины
Максимова Е.
Глина. Путешествие в комнатных тапочках
разработка….
Памятка для родителей «Секреты работы с глиной» Разработка и проведение творческого досуга
преобразование предметной среды
Пополнение уголка экспериментирования
В уголок «ряженья» добавлены костюмы русского народного стиля (различные сарафаны, платья, юбки, платки) Создание мини-музея «Сказочная глина»
Собрание коллекции свистулек Конструктор из обожженной глины
наглядная информация
(информирование о мероприятиях проекта)
Наглядно-дидактические пособия «Народное искусство – детям». Альбомы для творчества
создание …
Презентация «Волшебная глина»
Взаимодействие с семьей
Подбор наглядной информации.
Сбор информации по данному проекту совместно с родителями.
Оформление выставки «Сказочная глина».
Составление памятки для родителей: «Секреты работы с глиной».
Выпуск рекламного листа «Приглашаем к участию в проекте «От земной глины к неземной сказке»
День открытых дверей: «Мастер – класс «Лепка дымковской барыни»»
III этап:
Создание продукта, презентация проекта
Создание мини-музея «Сказочная глина»
Развлечение для детей и родителей «Глиняная сказка»
Создание новогодней коллекции «Игрушки из глины на елку»
Результаты проектной деятельности
В подготовительной группе № 1 ГБОУ школе 283 ст. п. № 5, г. Москве был разработан и осуществлен проект на тему «От земной глины к неземной сказке».
Заданная цель была достигнута – дети проявляют интерес к миру неживой природы.
У детей сформированы представления о глине, как о материале, из которого можно лепить.
Дети узнали, что ГЛИНА — земля или землистое вещество, которое с водою составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость.
В ходе проекта дети научились понимать собеседника, общаться, обмениваться новыми идеями.
Научились работать в команде, выполнять разные роли и обязанности.
Научились использовать предметы в разных видах деятельности: игре, труде; точно и ясно формулировать в речи суждения, предположения; проявление ценностного, бережного отношения к предметам.
У детей сформировано умение самостоятельно действовать, задавать вопросы взрослому, интересоваться новым и получать ответы через поисковую деятельность. Решать проблемные ситуации, вступать в диалог со сверстниками.
Ребята используют свои знания и умения в других образовательных областях.
Ребята научились любить творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими руками интересные вещи, с помощью лепки из глины.
Для группы это были не просто занятия, это было приятное времяпровождение, которое принесло ни с чем несравнимое удовольствие!
Работа над проектом «От земной глины к неземной сказке» позволила достичь высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, активизировать самостоятельную
деятельность детей, что позволит им в дальнейшем успешно адаптироваться и обучаться в школе.