Образовательный проект «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью»

Нина Пушнова
Образовательный проект «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью»

Цель: Формировать у детей систему жизненно важных ценностей на основе многовековых традиций России.

Задачи:

1. Знакомить детей с истоками русских традиций, способствовать их возрождению;

2. Воспитывать любовь и уважение к родине, чувство патриотизма, гордости за русский народ;

3. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

4. Развивать умения и навыки делового, познавательного и личностного общения со сверстниками;

5. Создать условия для успешной адаптации ребёнка к школе.

Проблема:

Становится приоритетным духовное возрождение общества, в связи, с чем важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание Граждан России, способных сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Участники:

Дети подготовительной группы в количестве 20 человек.

Воспитатель: Пушнова Н. М.

Родители

Сроки:

Сентябрь 2008 год – май 2009 год (1 учебный год).

1 этап. Подготовительный.

1. Прошла обучение на курсах в Вологодском институте повышения квалификации по программе «Истоки» (авторы: профессор А. В. Камкин и профессор И. А. Кузьмин).

2. Познакомила родителей с целями и задачами данного проекта на предстоящий год. Родители проявили интерес и желание сотрудничать.

3. Вместе с родителями приобрели для каждого ребёнка серию книг: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы» и «Семейные традиции», главная задача которых – приобщить взрослого и ребёнка к истокам русских традиций. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребёнку вернуться к педагогическим традициям России, базовым основанием которых всегда была любовь к людям.

Центральное место в каждой книге занимает сказка и её анализ. Сказка ценна тем, что она помещена в полном объёме, в первоначальном контексте, является копилкой мудрости. Мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, жизненные ценности, жизненные уроки, народные традиции). Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Морозко» помогают детям постигать вечные истины, духовные ценности своего народа.

4. Подобрала для чтения лучшие литературные произведения русских поэтов и писателей: рассказы К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце», «Как рубашка в поле выросла», притча «Старик и яблоня», сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», сказы П. П. Бажова «Каменный цветок», «Живинка в деле».

Все произведения, предлагаемые для чтения и обсуждения, проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру в справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее.

5. Оборудовали музей русская избы совместными усилиями сотрудников и родителей. Экспонатами музея являются предметы быта наших предков, изделия народно-прикладного искусства.

2 этап. Реализация проекта:

1. Разработала конспекты занятий по темам:

СКАЗОЧНОЕ СЛОВО. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие.

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду. Родительское благословение.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Опыт старших поколений. Добрый человек в доброте проживёт век.

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Защитники земли русской. Былинные богатыри. Верность и вера. Любовь. Милосердие. Смирение.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Старание и терпение рождают умение.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство. Книга – праздник души.

2. Проведение занятий с детьми и родителями 1 раз в месяц.

Дети в активной форме знакомились с социокультурными традициями русского народа. Очерёдность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре и микрогруппе способствуют увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.

3. Работа с книгами дома (родители и дети). Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа в книгах помещены активные занятия для проведения в кругу семьи или в детском саду.

Например: «Традиции нашей семьи», «Русские узоры», «Кем я хочу стать» - ребёнок вместе с родителями оформляет страницу альбома «Мои Истоки» и сохраняет её в своём семейном архиве.

4. Организация игровой деятельности:

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Школа», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Библиотека», «В гостях у бабушки»;

Игры-драматизации «Путешествие по сказкам»;

Игры – конструирование: «Мы – архитекторы», «Мастерские Самоделкина»;

Подвижные игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»;

Хороводные игры: «Где был, Иванушка?», «Во поле берёза стояла»;

Русские народные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Жмурки».

5. Знакомство с малыми формами фольклора и использование их в быту: потешки, прибаутки, частушки, приметы, пословицы, поговорки:

- «Жизнь дана на добрые дела»

- «Доброе слово сказать – посошок в руку дать»

- «Старание и терпение рождают умение»

- «Жить – Родине служить»

6. Посещение музея русской избы: экскурсии, выставки, изготовление поделок, посиделки, чаепития.

7. Проведение праздников и развлечений: «Пришла коляда», «Масленица», «Пасхальные узоры», «Праздник русской берёзки», «До свиданья, детский сад. Здравствуй, школа!», «День рождения детского сада».

3 этап. Заключительный.

Презентация проекта была подготовлена и проведена в виде открытого занятия «Мастера и рукодельницы» на методическом объединении для воспитателей подготовительных групп г. Апатиты в феврале 2008 года.

Дети показали знания о народных ремёслах (в том числе декоративных росписях) и мастерах, желание подражать их старанию и терпению, проявили умение рассуждать на тему: «Кем я хочу стать и почему?», продемонстрировали коммуникативные умения и навыки: умение договариваться, работать в паре, в микрогруппе, в общем круге.

В результате реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

1. У детей появился интерес к истории Руси, уважение к предкам, чувство патриотизма, любви к Родине; все это способствует развитию исторической памяти;

2. В сообществе «взрослые-дети» создана доверительная атмосфера; у детей развиты коммуникативные умения (умение слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию);

3. У детей зародился интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии;

4. Созданы предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе;

5. Дети узнали много нового о народной культуре, о народных праздниках. Используют в самостоятельной деятельности народные приметы, загадки, небылицы, потешки и другие формы фольклора. Свободно пользуются приёмами рисования в стиле народных росписей (дымка, городец, гжель, играют в народные игры «У дядюшки Трифона», «Горелки» и другие. Танец «Богатыри» в исполнении мальчиков нашей группы на традиционном городском фестивале детского творчества «Овация – 2008» получил высокую оценку жюри и был удостоен почётной грамоты главы города Апатиты.

6. В этом году мои выпускники заканчивают первый класс. По отзывам учителей и родителей, все дети хорошо учатся, легко прошли адаптацию к школе, коммуникабельны, любознательны, общительны, проявляют к окружающим милосердие, уважение, сопереживание, умеют радоваться своим и чужим успехам.

Перспектива.

Данная тема меня заинтересовала и вдохновила. Я решила, что буду продолжать работать с детьми в этом направлении, приобщая их к многообразию старинных русских традиций, каждая из которых сближает людей, укрепляет связь поколений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Истоковедение том № 5 Издательский дом «Истоки» 2005 г. ;

2. Серия книг для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина:

«Сказочное слово»;

«Напутственное слово»;

«Светлый образ»;

«Мастера и рукодельницы»;

«Семейные традиции».

Публикации по теме:

Конспект НОД «Святая Русь — великая Русь» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» СВЯТАЯ РУСЬ – ВЕЛИКАЯ РУСЬ (Конспект НОД, ОО «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД в старшей группе «Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь» Конспект НОД в старшей группе «Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Цель:.

Сценарий развлечения ко Дню 8 марта с детьми второй младшей группы «Для тебя, любимая, для тебя, родная!» Тема: «Для тебя, любимая, для тебя родная!» Цель: создание радостной атмосферы праздника, посвященного Международному женскому дню. Задача:.

Конспект занятия «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь» (подготовительная группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Я люблю тебя Россия - дорогая моя Русь!» в подготовительной группе Программные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Как можно назвать нас по-разному» Цель: воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим; развивать коммуникативные умения: приветливо называть друг.

Литературно-музыкальная композиция «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь!» Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепить знания детей о своей Родине - России, о своей малой родине – своем селе.

Образовательный проект: «Есть такая профессия Родину защищать» Образовательный проект: «Есть такая профессия Родину защищать» Паспорт проекта Вид проекта: информационно – практико-ориентированный. Цель.

Проект «Милый сердцу город Сызрань, моя маленькая Русь» Проект «Милый сердцу город Сызрань, моя маленькая Русь». -Малая родина- Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая,.

Проект по ознакомлению с народными промыслами «Разноцветная Русь» Целеполагание: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию.

Сценарий праздника к 60-летию Липецкой области «Нам есть что любить, нам есть чем гордиться» Звучит «Липецкий вальс» Дети входят парами, становятся по кругу, танцуют вальс. Ведущий. Сегодня мы недаром собрались Рожденье области.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Учимся считать
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Образовательный проект «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 20:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие-экспериментирование «Этапы развития растений: от семечки до взрослого растения»
Данное занятие-экспериментирования я проводила в рамках обмена опытом и взаимодействия дошкольного образования и школы в третьем классе средней...
Фотоотчет «Ах эти сказки, сказочки…»
Здравствуйте, здравствуйте, взрослые и детишки . Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства....
Наши друзья — снеговики, или Радость творчества
Как развить творческие способности? Ответов великое множество. Но ясно одно, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, развить творческие...
Мобиль «Тучка с дождем»
Оформление группы в детском садике, как правило, ложится на плечи воспитателей. Элементы декора создают уют в групповом помещении, а работы, выполненные...
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений. » В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки. Сказка входит в...