Алексеева Ольга Викторовна
Общая методика начального обучения плаванию и психологическая подготовка
▼ Скачать + Заказать документы
Требования, предъявляемые ученику в процессе обучения, должны возрастать постепенно и соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Наиболее доступными являются упражнения, разучить которые возможно правильнее могут дети младшего возраста за 2—3 занятия. Ребят, усвоивших неправильные движения, очень трудно переучить. Поэтому в плавании применяется прием целостно-раздельного обучения. Для него характерно:
Публикация «Общая методика начального обучения плаванию и психологическая подготовка» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
1) применение несложных подготовительных упражнений в воде, включающих основные элементы плавания (умение скользить по поверхности воды в горизонтальном положении, дышать и выполнять простейшие гребковые движения);
2) разучивание элементов техники плавания и объединение их по мере освоения в целостный способ,
3) освоение, как только это становится доступным, облегченного варианта техники плавания, сохраняющего в основе элементы спортивного способа.
Наиболее распространенной при изучении спортивных способов плавания является следующая схема движений: положение и движения тела в скольжении, движения руками; дыхание; согласование движений рук и дыхания; движения ногами; согласование движений ног и дыхания; согласование движений рук и ног; согласование движений рук, ног и дыхания.
Допускаются отступления от схемы. Например, при начальном обучении движения ногами могут разучиваться раньше, чем движения руками. Это более доступно новичкам, особенно если обучение ведется на глубоком месте. Углубленное же изучение современной техники плавания начинается с движений руками во всех способах, за исключением способа брасс. Движения руками создают основную движущую силу в плавании. Необходимо такое естественное согласование движений, при котором движения ногами подчинялись бы движениям руками.
При разучивании элементов техники движений следует помнить, что детям неинтересно выполнять однообразные упражнения. Поэтому к плаванию целостным способом следует переходить тотчас, как только дети смогут проплыть этим способом короткие отрезки. Первые попытки преодоления отрезка выполняются в несколько упрощенной форме (например, с произвольным дыханием или в замедленном темпе).
Обычное повторение упражнения может быстро надоесть детям. Поэтому полезно изменять темп, исходные положения и саму структуру движений. Это не только повысит их интерес к повторениям упражнений, но и поможет освоить наиболее удобные с точки зрения индивидуальных двигательных возможностей ученика плавательные движения.
Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре благодаря положительным эмоциям они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее.
Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно назвать. Например, погружения в воду с выдохом — «водолазы», скольжения—«торпеды» или «стрелы» и т. п. Образные названия, игровые, соревновательные упражнения необходимо дополнять подвижными играми, в которые включаются изучаемые движения.
Дети младшего возраста отличаются предметным, образным мышлением. Они лучше воспринимают не словесные объяснения (хотя и они должны иметь место в краткой и образной форме, а демонстрацию, показ. При разучивании движений дети склонны к подражанию.
Наглядность в обучении используется и на занятиях с пловцами старших групп. Преподаватель применяет приемы, направленные на создание у занимающихся двигательных представлений о сложном движении или его отдельных фазах. Используются:
— образцовая демонстрация упражнения преподавателем, его помощником или пловцом старшей группы;
— показ разучиваемого движения наиболее подготовленным учеником данной группы;
— зрительные и звуковые ориентиры, задания предметного характера, образные «ограничители» движений (например, ученик начинает поворот головы для вдоха при плавании кролем лишь после того, как увидит под водой вход руки в воду, разноименной стороне поворота; или выполняет стартовый прыжок через шест, удерживаемый у поверхности воды, и старается не задеть его; или держит голову при плавании на спине неподвижно, как будто на лбу у него стоит стакан с водой;
— просмотр и анализ наглядных пособий: рисунков, плакатов, кинокольцовок, кинограмм, подвижных макетов-муляжей пловца и т. д. На этапе совершенствования техники большую пользу приносит просмотр движений лучших пловцов через подводное окно, регулярный просмотр кинофильмов, в которых показываются различные варианты техники. «Замедленный» кинопоказ, применение стоп-кадра позволяют детально разобрать отдельные моменты движений;
— имитационные упражнения на суше, в том числе статические упражнения, имитирующие отдельные моменты движений пловца в воде;
— непосредственная помощь, оказываемая ученику, которая позволяет ему ощутить правильное положение частей тела в воде или самодвижение.
Следовать принципу наглядности — это не значит сводить обучение к механическому копированию движений. Опираясь на конкретное мышление детей, преподаватель не должен забывать о сознательности и активности учеников. В доступной форме им необходимо объяснять, с какой целью разучивается упражнение, для чего нужно выполнить движения в воде так, а не иначе. С первых же уроков преподаватель должен на примерах из разучиваемого материала знакомить занимающихся с основными закономерностями плавания.
Важно развить у детей способность осмысливать свои движения, судить о правильном и неправильном их выполнении. Для этого иногда можно на примерах учеников данной группы демонстрировать не только образцовое, но и неправильно выполненное движение. Правда, делать это следует в тактичной форме, чтобы не обидеть недостаточно подготовленного ученика и не поколебать у него уверенности в своих силах. Не следует резко критиковать детей, особенно на первых занятиях, за неправильно выполненное упражнение. Важно, указав на неправильное движение при плавании с помощью движений ученику повторить упражнение, а затем, если он исправил свои ошибки, похвалить его. Ошибки надо исправлять постепенно и последовательно, начиная с самых существенных — одной-двух.
При обучении соблюдается принцип повторности и систематичности. Продолжительные перерывы в занятиях, недостаточное число повторений упражнений отрицательно сказываются на изучении техники плавания. Но и простое многократное повторение упражнений не решает задачи полностью. Упражнения должны изучаться по следующей схеме: от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.
Движения, представляющие основу навыка плавания или наиболее трудно усваиваемые, необходимо повторять на многих занятиях. Подводящие упражнения осваиваются в общих чертах и исключаются из уроков, как только надобность в них отпадает.
Выбор средств обучения, их объем, последовательность в применении определяются задачами обучения, подготовленностью учеников и количеством уроков, предусмотренных учебным планом.
На этапе начального обучения число уроков, как правило, ограничено. Поэтому приходится отбирать минимум наиболее эффективных и доступных упражнений