Лучший педагог года

Общее оздоровление обучающихся в детском вокальном объединении средствами здоровьесберегающих технологий

Ольга Васильева
Общее оздоровление обучающихся в детском вокальном объединении средствами здоровьесберегающих технологий

Актуальность темы здоровьесбережения не вызывает сомнений и позволяет выделить проблему здоровьесбережения как приоритетную в культурно-образовательной деятельности. По данным проведенной диспансеризации детского населения России ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы, только один дошкольник из трех приходит в школу «практически здоровым». Согласно исследованиям, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. В Федеральном государственном образовательном стандарте вопросам сохранения и развития здоровья детей посвящены две содержательные линии – экология и культура здоровья. В этой связи, предназначением здоровьесберегающих технологий становится интеграция всех направлений работы образовательных учреждений по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Публикация «Общее оздоровление обучающихся в детском вокальном объединении средствами здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как:

перспективные образовательные системы XXI века;

• совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья;

• качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Степенью успешности деятельности по здоровьесбережению является устранение вредных факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и повышение устойчивости к ним (тренировка, актуализация адаптационных способностей организма). Перед педагогами встает задача воспитания у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей с самого раннего возраста.

В детском вокальном объединении «Капель» Дворца детского творчества г. Таганрога применение комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, укрепляющих общее здоровье обучающихся, стало одним из приоритетных направлений работы.

В начале занятия проводятся различные виды гимнастик, способствующих сохранению и укреплению здоровья, подготавливающие организм детей к пению.

При этом, укреплению психического здоровья способствует создание комфортной, эмоционально-благоприятной обстановки на занятиях (отсутствие отметок, создание ситуаций успеха, применение различных юмористических картинок, шуток, улыбок, релаксационных и двигательных упражнений и др., частое переключение внимания обучающихся на различные виды деятельности. Среди них важными являются ритмические упражнения. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

А также, упражнения двигательные упражнения;

Двигательные упражнения (как и ритмическое эхо) выполняют несколько функций: это и игровой момент, и релаксационный. Упражнения способствуют развитию координации движений, развитию фантазии и образности. Их можно выполнять и сидя, и стоя, под музыку и без нее, любой педагог - предметник может использовать такие упражнения, т. к. они предупреждают возникновение стрессовых состояний, переутомления ребенка в процессе учебной деятельности.

Применение активного метода обучения «Ученик в роли учителя», играет большую роль в освоении и усвоении обучающимися преподаваемого материала, с помощью него можно определить лидеров, творческий потенциал, организаторские способности детей. Метод «Ученик в роли учителя», дисциплинирует детей в силу того, что ребенок чувствует себя управляющим и понимает ответственность за свои действия.

Пластическое интонирование (покажи песню или музыку руками);

Для того чтобы дети могли заняться этим видом творчества, необходимо их обучить элементарным знаниям музыкальной азбуки, движению мелодии вверх или вниз, ее "зависанию или топтанию" на одном месте. Приветствуется также использование системы пение по нотам (ручная система Г. Струве, которая развивает мышление ребенка, показывает высоту исполняемого звука, и, как следствие, благоприятствует развитию музыкального слуха и более чистому интонированию. Разучивание нового песенного репертуара происходит быстрее, если применяются определенные приемы обучения. Показ сюжета песни руками является своеобразной тренировкой памяти.

Инсценирование песен и т. д.

Театрализация песен развивает фантазию, раскрепощает, помогает преодолеть боязнь сцены и выступлений, является релаксационным моментом.

Физическое здоровье - это уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Для укрепления физического здоровья обучающихся в объединении «Капель» используются различные виды гимнастик.

1. Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают ритм функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Комплекс упражнений, используемых на занятиях в детском объединении «Капель».

"Шарик". Глубокое нижнереберное дыхание с фиксированием его рукой на животе. (Вдох – живот «надувается», выдох живот «сдувается как шарик», поджимается). Помогает овладению правильным, нижнереберным дыханием. Нижнереберное дыхание наиболее благоприятно влияет на общее состояние организма.

"Испуг". Активный нижнереберный вдох по движению руки дирижера (руководителя, задержание, спокойный выдох. (Упражнение выполняется в различных комбинациях: вдох и выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох и выдох носом, вдох носом – выдох ртом). Вдох носом, в то время как рот открыт – это активная пауза. Бесшумность вдоха при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой правильную работу дыхательной мускулатуры. Удлинение выдоха создает условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, усиливается релаксационный момент, связанный с выдохом. Упражнение помогает овладению сначала контролируемым дыханием (умение, а далее доведенным до автоматизма (навык правильного дыхания).

• Упражнение «Собачка» (имитирование дыхания животных). Применяется для ощущения движения диафрагмы. Стимулирует ее развитие, укрепление, создает массажный эффект внутренних органов организма. Укрепляет межреберные мышцы, мышцы гладкой мускулатуры органов дыхания.

• Упражнение «Киска» или «Киска пугает собачку» (полный выдох с максимальным высовыванием языка наружу). Для 1-го года обучения рекомендуется применение образного изображения. Упражнение способствует предохранению организма от перенасыщения кислородом и снятию симптомов головокружения.

• Упражнение «Согреем ладошки» или «Дыхание свечи» способствуют выработке долгого, экономичного дыхания, умению задерживать воздух в легких, укреплению правильного нижнереберного дыхания, что будет являться основой правильного пения.

• Упражнение по А. Стрельниковой «Обними себя руками» лучше применять на протяжении всего периода обучения. Опыт показал, что необходимо еще добавление стихотворного текста, который бы способствовал бессознательному выдыханию, например текст песни «В лесу родилась елочка». Гимнастика Стрельниковой предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию (диафрагмы, что очень важно для правильного звукоизвлечения. Влияние этого упражнения на здоровье неоспоримо. При применении этого упражнения два раза в неделю и то не в полном объеме (надо делать 96 раз, а мы делаем 24 раза, повышается жизненная активность лёгких на 10-15%, активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управляющих дыханием. Упражнения по А. Стрельниковой рекомендуются при бронхиальной астме, гриппе, сердечной недостаточности, аритмии, остеохондрозе, заикании, болезнях голосового аппарата, хронических заболеваниях: пневмонии, бронхите, рините, гайморите. Применение упражнения по А. Стрельниковой «Обними себя руками» эффективно в стрессовых для ребенка ситуациях: перед контрольными работами, зачетами, тестированием, экзаменами и т. д.

2. «Язычковая гимнастика» - применяется на протяжении 2-3–х лет обучения, стимулирует развитие речевого аппарата, является профилактикой заболеваний носоглоточной системы (ангины, тонзиллиты, трахеобронхиты).

• Упражнения «Почистим зубки» (внутри и снаружи, «Спрячь конфетку», «Забей гол» укрепляют мышцы языка, горла, голосовой аппарат, являются профилактическими при заболеваниях горла.

• Специальная гимнастика для укрепления горловых мышц: «Длинный язычок» (иногда его называют «пасть льва»). Это упражнение взято из гимнастики «Йогов». Максимальное вытягивание языка (до подбородка) создает напряжение в ротовой области (по краям языка, в глотке). Данное упражнение способствует как укреплению гортани, так и чистоте дикции. Упражнение «Достань языком до носика» активизирует подъязычные области гортани, что также способствуют обретению четкой дикции обучающимися.

3. Точечный массаж – это профилактика аденовирусных заболеваний. Применение точечного массажа на занятиях способствует укреплению внутренних защитных и снижению заболеваемости обучающихся в период эпидемий: ОРЗ, гриппа.

После проведения комплекса упражнений, подготавливающих организм детей к пению, применяется метод вокалотерапии.

Метод вокалотерапии повышает устойчивость к нагрузкам и развивает способность организма противостоять стрессам. Пение - это мощный оздоровительный фактор, обеспечивающий эффективность воздействия на организм поющих, равную спортивным тренировкам "умеренной мощности". Изменение глубины вдоха и выдоха во время звучания, произвольные задержки и расслабления в процессе пения улучшают газо- и энергообмен, стимулируют нервную и иммунную системы.

Вокально-дыхательные упражнения способствуют за счет вибрации звуком изменять активность в бронхах, отхождению мокроты, восстановлению кровообращения и питания мышечной ткани за счет роста числа капилляров в больных бронхах. Эти упражнения помогают снять эмоциональное напряжение, умственную нагрузку, утомление, инфекционно-аллергическое воздействие окружающей среды.

• Пение слогов «ми», «мэ», «ма», «мо», «му» на одной ноте, повторяемое в различных тональностях, способствует улучшению работы головного мозга, сердечной мышцы и желчного пузыря, оживляет деятельность поджелудочной железы, укрепляет горло и голосовые связки.

• Упражнение «Сонорное пение». Применяется на втором - третьем году обучения. Данное упражнение дает почувствовать вибрацию звука в головных и грудных резонаторах и служит мерой профилактики бронхита, гайморита.

Вокально-развивающие упражнения:

• Упражнения скороговорки: «Ехал Грека через реку…», «Вез корабль карамель» направлены на устранение логопедических недостатков, а также на развитие реакции, наблюдения. При исполнении упражнений используется вариативный компонент: удержание исполнения звука «р» на определенной ступени гаммы по знаку дирижера (логопедический эффект);

пропевание слогов содержащих только букву «Р». Упражнение способствует развитию мыслительных, координационных, логопедических функций организма.

Упражнение «Вез корабль карамель» (в основе 2 ноты тона): пропевание данного упражнения в различных темпах, с неожиданными остановками, способствуют устранению логопедических дефектов, развитию наблюдательности и внимания, стимулируют развитие реакции на не предусмотренные ситуации.

Упражнение «Гуси, гуси, га, га, га…», помогает освоению обучающимися основ двухголосного пения, влияет на развитие общих способностей: памяти, образности мышления, внимания, и музыкальных: умение слушать и слышать, внутреннего слуха, координаци слуха и голоса.

Применение при выполнении вокально – развивающих упражнений активного метода обучения «ученик в роли учителя» способствует развитию у обучающихся организаторских, творческих (креативных) способностей.

Релаксационные упражнения.

Могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в середине и конце занятия – с целью снятия напряжения. Среди них можно выделить:

мимические упражнения для развития эмоциональности (удивление-строгость, жалость-радость, обида-гнев, радость-удивление и т. д.)

ритмические упражнения: «Ритмическое эхо» с использованием хлопков по всем частям тела (релаксационные упражнения);

музыкальные ребусы (стимуляция мышления);

музыкально-ритмические (двигательные) упражнения:

- песня-танец «Зверобика» - развивает образное мышление, эмоциональность, вокально-хоровые навыки, выполняет релаксационную функцию, способствует двигательно-координационно-ритмическому развитию;

- «Шел веселый Дед Мороз» (песня-танец) - развивает двигательно-образное мышление, эмоциональность, вокально-хоровые навыки;

- «Если весело живется, делай так» - упражнение направлено на создание положительного эмоционального настроя, имеет релаксационную функцию, развивает внимание и координацию движений;

- французская народная песня-игра «Большой олень». Упражнение направлено на координацию движений, где почти каждая фраза требует показа текста руками. Это упражнение очень близко к пластическому интонированию. Развивает образное мышление и музыкально-ритмическую координацию движений.

Для становления нравственного здоровья обучающихся немаловажную роль играет песенный репертуар.

Нравственное здоровье – его основу определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида (в нашем случае обучающегося) в обществе (класс, группа сверстников, взрослые).

Мы используем песни о Родине, дружбе, о животном мире, с подробным разбором текста, сопровождающиеся беседой (Например: «Песенка про лень» муз. Тугаринова, сл. И. Михайловой, «Родиной зовем» муз. Г. Струве, сл. В. Степанова, «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского, «Песенка о вежливости» муз. А. Петрова, сл. С. Маршака и др.). А также, игровые элементы:

«Если друг к тебе пришел, не делай так». Эта песня - игра является определенным тестом на понимание своих действий детьми, обучающая общению, что немаловажно для сохранения нравственного здоровья ребенка;

«Частушки-топотушки» исполняются с движениями. В каждой частушке высмеивается неправильное поведение.

Учеными замечено, что увеличение звуковой нагрузки позволяет улучшить микроциркуляцию в средних и нижних отделах легких, стимулировать защитные барьеры дыхательной системы восстановить функцию внешнего дыхания и проходимость дыхательных путей. Наиболее эффективными в этой связи, выступают упражнения по В. Емельянову «От шепота до крика», «Волна», «Крик-вой», «Волна с криками чаек», которые как раз и направлены на увеличение звуковой нагрузки, а, следовательно, и на оздоровление обучающихся. Звуковая нагрузка, дыхательные упражнения, объем новой информации, постоянная эмоционально-энергетическая стимуляция на занятии оказывают оздоравливающее воздействие.

Таким образом, большинство из вышеприведенных упражнений можно использовать на занятиях специалистом любого профиля педагогической деятельности. В содержание оздоравливающих мероприятий можно также включать физкультминутки, пальчиковую гимнастику, прослушивание музыкальных произведений, развивающие игры с различными предметами (мяч, скакалка, эстафетные палочки, ленты и др.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование здоровьесберегающих технологий»Фотоотчет «Использование здоровьесберегающих технологий» Для детей любого возраста самое главное - здоровье, а как правило здоровье закладывается с детства. Я решила взять на заметку все,что связано.

Социальное развитие обучающихся через разные виды деятельности в детском саду Ежедневно общаясь с детьми, я часто наблюдаю за неумением ребят правильно вести себя во многих совокупностях социальных явлений. Эта проблема.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду. Лэпбук (из опыта работы) 3. Лэпбук – как современная здоровьесберегающая технология. В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи,.

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду — комплекс медицинских, психологических и педагогических мер Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Основная задача дошкольных образовательных учреждений подготовить ребёнка.

Конспект занятия в рамках проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Конспект занятия в рамках проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема: «В гости к медвежонку!» Воспитатель: Широковских Анжелика Юрьевна. Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие.

Открытое занятие в детском объединении «Танцую я и мамочка моя» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Нефтекумского муниципального района Ставропольского.

Оздоровление детей в детском саду посредством инновационных технологийОздоровление детей в детском саду посредством инновационных технологий Выявление методов внедрения здоровье сберегающих технологий, с помощью, которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом,.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий» МЫ СОСТАВИЛИ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВИЙ, ДОСТУПНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЯМ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая.

Аналитическая справка об использовании здоровьесберегающих технологий Аналитическая справка об использовании здоровьесберегающих технологий Воспитатель МБДОУ - детского сада №20 «Теремок», г. Клинцы, Брянской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общее оздоровление обучающихся в детском вокальном объединении средствами здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 23:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД