Вера Матвей
Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка собрания:
1. Выступление «ДОУ – семья - пути сотрудничества» (презентация)
заведующий
2. «Работа с родителями в группах детского сада» выступления родителей групп.
3. Награждение родителей и педагогов Благодарственными письмами.
4. Видеофильм «Наши замечательные родители».
Публикация «Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Выступление «Типичные ошибки семейного воспитания»
педагог-психолог
6. Разное
«ДОУ – семья - пути сотрудничества»
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Да родители очень часто обвиняют детский сад, школу в недополучении детьми не только знаний, но и воспитания.
Давайте попробуем ответить на вопрос
- Кто же все таки должен заниматься воспитанием ребенка : детский сад или семья? Или работа должна вестись сообща?
Если посмотреть нормативно-правовые документы, то сразу становится понятно, что за воспитание детей несут ответственность родители, и именно они являются первыми педагогами, все другие социальные институты (детские сады, школы) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение и в ряде других нормативно-правовых документах, локальных актах дошкольного учреждения.
Детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, на протяжении трех лет делился своим опытом работы по этому направлению в рамках работы городской методической площадки.
Жизнь быстротечна, меняется стремительно окружающая нас действительность, меняемся мы, система образования и настал такой период, когда возникла необходимость в поиске новых современных форм и методов сотрудничества с семьей. Наша встреча сегодня поможет понять каковы Ваши запросы, и какие формы работы с вами наиболее востребованы и необходимы.
Предлагаю подвести промежуточный итог нашей работы и определиться с запросами и формами работы в дальнейшем. Для того давайте озвучим те формы работы, которые используются педагогами в работе – это формы как традиционные, так и новые.
В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами ДОУ. По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию.
В течение года заведующим, старшим медицинским работником, логопедом, психологом, специалистами проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Во всех группах в мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью проводится анкетирование.
Согласно полученным данным, наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и родителей, участие в тематических выставках совместного творчества.
С большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях. Особые положительные эмоции вызывает День матери который проводится в детском саду не первый год, после данного мероприятия бывает очень много откликов о подготовке и проведении мероприятия.
Большая работа проводилась и инструктором по физическому воспитанию. У нас стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники: «Мама и я – спортивная семья», «Рыцарские турниры», "Аты, баты хочу в солдаты. В спортивных мероприятиях есть возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. А участие родителей - создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Акции. Позволяют найти у родителей и детей общие интересы или умения. Родители помогают воспитателям в группе, обустраивают и украшают прогулочные участки, помогать в организации мероприятий.
Как отмечают педагоги, активно родители посещают групповые собрания.
Новые формы работы с родителями
«Школа заботливого родителя» - для родителей детей раннего возраста. Родители на занятиях получают не только теоритические знания по воспитанию и развитию детей, но и приобретают практические навыки. Занятия проводятся для родителей трех групп и есть возможность родителям познакомиться и пообщаться.
В детском саду функционирует с ноября месяца «Консультационный центр». Специалисты ДОУ – учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель оказывают консультационную помощь родителям, чьи дети не посещают еще дошкольные учреждения.
Семинары – практикумы (не только теоритическую, но и практическую часть содержит данная форма работы. Очень востребован данный вид работы молодым семьями. Проведен семинар - практикум педагогом-психологом, «Семья на пороге школьной жизни», учителем - логопедом «Если ребенок плохо говорит».
Газета ДОУ "Родничок - удивительный мир детства" приобрела новое оформление и содержание. Родители участвуют в выпусках газеты: родители охотно делятся своими секретами по воспитанию детей, традициями своей семьи, высказать свою активную жизненную позицию.
Призываем всех быть активными. Материалы в газету можно передать редактору газеты воспитателю группы № 1 Дорониной А. А. или воспитателю своей группы.
Эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей. В группах реализуются проекты "Моя родословная", "Поможем детям детского дома", «Хорошо там и тут, где по имени зовут» и т. д.
Участие в дистанционных конкурсах
Родители являются инициаторами участия детей в дистанционных творческих конкурсах. Воспитанники ДОУ только в 2013 году являются победителями и лауреатами международных конкурсов «Мир вокруг нас» «У меня зазвонил телефон», «Скоро в школу» «О чем мечтают дети» «Настроение моего города», «Веселые страшилки».
Сайт, как одна из форм работы с родителями
Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей мы – дошкольное учреждение активно используем Интернет-сайт ДОУ, куда выкладываются регулярно нормативно-правовые документы федеральные, региональные, муниципальные, локальные акты ДОУ, имеется информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни детского сада, фотографии с различных мероприятий. Через сайт можно задать вопрос заведующему, специалисту; оставить свой отзыв о мероприятии, о работе учреждения или внести предложение.
По результатам опроса педагогов хотелось бы назвать положительные результаты нашей совместной работы :
1. Уменьшилось количество родителей – наблюдателей, родители принимают активное участие в жизнедеятельности сада.
2. Изменился характер вопросов родителей к педагогам и специалистам. Присутствует живой интерес родителей по вопросам развития ребенка.
3. Родители проявляют интерес к жизни дошкольного учреждения и группы. 4. Повысилась психолого-педагогической грамотности родителей.
5. Отсутствие конфликтных ситуаций между воспитателями и семьей.
А теперь хотелось бы услышать, уважаемые родители, ваши отзывы о работе детского сада по работе с семьей, о тех совместных мероприятиях, которые проводятся в группах, о том, какую информацию вы хотели бы получить в будущем, и какие формы работы для вас интересны.
Выступление родителей «Работа с родителями в группах детского сада». Пожелания, предложения.
3. Награждение родителей и педагогов Благодарственными письмами.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.
Подводя итоги работы за 2013 год, педагогический коллектив и администрация детского сада вручает благодарственное письмо и выражает признательность за активное участие в жизни детского сада, следующим родителям…
Слова благодарности объявляют родители сотрудникам группы №.
4. Видеофильм «Наши замечательные родители»
Предлагаем посмотреть и вспомнить совместные мероприятия, которые были проведены в дошкольном учреждении в 2013 году.
5. «Типичные ошибки семейного воспитания» педагог – психолог
Детство - уникальный период, который никогда не повторится. У нас педагогов и родителей нет права на ошибку. (Из концепции дошкольного воспитания)
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка. Но семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких людей не относится к ребенку лучше, не заботиться о нем так сильно. Вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
А вы никогда не задумывались о том, как вашу семью воспринимает ваш ребенок. Для выяснения внутрисемейных отношений психологи часто используют тест «Рисунок семьи» Я вам предлагаю рассмотреть несколько вариантов рисунков детей на тему «Моя семья».
Посмотрите на этот рисунок. Он выполнен с большой любовью и заботой ребенком. Во время рисования она называет всех членов семьи ласково, посмотрите, как все прорисованы, какие краски выбраны ребенком. Создается впечатление сплоченной и дружной семьи, они идут все вместе, взявшись за руки. (Рис. 1)
На рисунках внизу тоже нарисованы достаточно благополучные отношения в семье. (Рис. 2, Рис. 3)
А теперь обратите внимание на следующий рисунок. Ребенком изображены все члены семьи, но стоят они друг от друга на расстоянии, а малыш стоит отдельно. У всех отсутствуют уши - орган для того, чтобы слышать собеседника. И сам ребенок говорит во время рисования «Да, родителям некогда общаться. Они часто ругаются, почти каждый день. Я хочу сходить на каток, но им всегда некогда. Обещали сходить в выходные, но опять у них были дела. (горько вздыхает). Как общаются и занимаются с ребенком нетрудно предположить. (Рис. 4)
А на следующем рисунке ребенок нарисовал себя отдельно от родителей, отделив их деревьями. Себя ребенок изобразил черным цветом. Рука нарисована только у папы и всего одна. Что можно предположить в данной ситуации? (Рис. 5)
Предлагаю рассмотреть рисунок ребенка из семьи с частым отсутствием папы на работе. (Рис. 6)
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей, Ее удовлетворение - необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, как он вам нужен и дорог.
В нашей повседневной спешке часто ли вы задумывались о том, каково общение с ребенком, что вы делаете чаще - любите его или воспитываете. Отечественными психологами проводилось исследование. Родителям было предложено в течение одного дня анализировать свое общение с ребенком. Необходимо было на листе бумаги, очерченном пополам, отмечать полосками с левой стороны сколько раз давались ребенку указания, упреки, замечания и критика (одевайся, умывайся, собирай игрушки, не кричи, отойди, я сейчас занята) а с другой стороны – сколько раз вы его похвалили, проявили свою любовь. К своему ужасу результаты родителей поразили. Оказалось, что количество указаний значительно доминирует над количеством проявления любви и заботы.
Для более наглядного примера приведу несколько педагогических ситуаций, с которыми я сталкиваюсь в своей работе.
Ситуация 1.
После отпуска или Новогодних каникул часто поступают обращения родителей с запросами «Мой ребенок не хочет ходить в детский сад. Он плачет, просит остаться с ним дома»
Как правило, родители ищут причину данного явления в детском саду. Обычно звучат предположения о том, что возможно его обидели дети или наказал воспитатель. Однако, корень этой проблемы в другом. Когда вы были с ребенком дома, ему было хорошо и комфортно. Он просыпался, когда хотел, вы гуляли, баловали развлечениями и подарками. Теперь он возвращается в детский сад, где к ребенку предъявляются определенные требования. А это некомфортно. А вас всегда ли бывает желание после долгого отсутствия выходить на работу?
Ребенок чувствует тоже самое. Если у взрослых сформировано произвольное поведение, мы можем сказать себе «надо», то ребенок это сделать не может в силу возрастных психологических особенностей. Главное для него «хочу». Он и добивается своего слезами, требованиями и капризами. Нужно просто дать ребенку время адаптироваться к новым условиям.
Ситуация 2.
Ребенок часто обижает других детей.
Причины детской агрессивности всегда находятся в семейной обстановке. Возможно, в этой семье применяется физическое наказание к ребенку, или это присутствует между членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится в дошкольное учреждение.
Мы: поучаем, читая нотации о том, что так делать нельзя, что с ним никто не будет дружить, говорим, что он сделал другому ребенку больно, требуем извинений, или родители оправдывают подобное поведение ребенка «Он должен уметь постоять за себя». Ребенку же говорят: «Никогда не спускай обид - надо давать сдачи».
«Минусы такого воспитания» - ребенок становится агрессивным, с низким уровнем регуляции поведения, раздражительным, использует принцип вседозволенности.
В данной ситуации важно говорить ребенку о том, что все люди, даже маленькие, могут найти общий язык. Надо учить ребенка договариваться, идти на компромисс. Существуют правила бесконфликтного общения их необходимо знать. Совместными усилиями мы научим ребенка применять их в повседневной жизни.
Ситуация 3.
Когда прихожу за ребенком в д/с, он всегда сидит за столом с пазлами или книжками, в лучшем случае – рисует. Воспитатель не занимается с детьми.
Вспомните, что вы делаете, когда до окончания вашей работы остался час? Вы занимаетесь спокойной деятельностью. Вряд ли вы побежите к начальнику, выяснять какие - то важные вопросы, предпочтете это сделать с утра. Так же и ребенок. Он чувствует, что скоро вы за ним придете, и он готовиться к уходу домой. Уже завершены все «важные дела» : он позанимался, погулял, поспал, поиграл с друзьями и он устал. Он занимается тем видом деятельности, который ему нравится.
Ситуация 4.
Ребенок принес домой чужую игрушку. Какова наша реакция?
Чаще всего ругаем ребенка, обзывает «воришкой», рисуем ужасные картины будущего – «будешь воровать, придет полицейский и заберет тебя в тюрьму», или еще страшнее – «будешь так себя вести - не заберу тебя домой, мне не нужен такой сынок.»
Ребенок реально пугается ваших угроз, он боится вас потерять, у него формируется тревожность, неуверенность в себе, раздражительность.
Не стоит родителям так категорично относиться к данному явлению. Ребенок просто требует к себе внимания с вашей стороны. Может стоит поговорить с ним спокойно, обняв его. Купить ему игрушку, которая ему так необходима. А возможно, ребенок захочет с вами куда – ни будь сходить.
Важно помнить, что в дошкольном возрасте еще не сформированы механизмы контроля поведения. В данной ситуации желание обладать игрушкой превысило знание морали.
Помнить о внушаемости!
Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она) : лентяй, трус, грязнуля, то все это мы внушаем ребенку, а ребенок - ВЕРИТ. Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно : никакого переносного смысла. Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?
И напоследок, о принятии. Крайне важно безусловно принимать ребенка - любить не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т. д, а просто так, просто за то, что он есть!
В заключении своего выступления мне хочется сказать: Мы обязательно найдем ключик к каждой детской душе и сделаем совместными усилиями жизнь ребенка и семьи интереснее.
6. Разное
Проект решения собрания
Продолжить совместную работу по вопросам воспитания и развития детей.
Использовать следующие формы работы с семьей :
проекты, направленные на сохранение семейных ценностей;
фотогазеты, видеофильмы с участием детей, отражающие все виды деятельности в ДОУ;
практико-ориентированные семинары.
Педагогу-психологу выступить на групповых родительских собраниях с информацией по вопросам воспитания детей.