Мария Сехина
Общеразвивающая дополнительная программа кружка «Ладушки»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВРР Директор ГКУСОКК
«Отрадненский СРЦН» «Отрадненский СРЦН»
___Н. В. Морозова ___ С. Н. Фидиева
«___»___2015 г. «___» ___2015г.
«Ладушки»
Публикация «Общеразвивающая дополнительная программа кружка „Ладушки“» размещена в разделах
Составитель : воспитатель Сехина М. В.
ст. Попутная
2015г.
Пояснительная записка
Важную роль в воспитании школьников играет детский фольклор. Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл.
В настоящее время в нашем учреждении появилась возможность приобщения детей к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе. Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие учащихся с 3 до 7 лет и с 7 до 12, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение детей.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания детей решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу.
Раздел 1. «Ознакомительный».
Раздел 2. «Русская культура».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
Цель: приобщение детей к духовной культуре русского народа.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, прибаутки, считалки,поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
• Знакомить с исполнением русских народных хороводов.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях уважение к традициям русского народа.
• Формировать нравственное воспитание детей, учить проявлять любовь к родной земле.
Развивающие:
• Развивать самостоятельность, инициативу у детей;
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методика и технология реализации:
В программу входят следующие разделы:
- вводное занятие (1 час)
- практическое занятие (11 часов);
Требования к функциональным характеристикам программы :
использование как традиционных форм работы: лекции, практические занятия, концерты.
Режим занятий: два академических часа в неделю
продолжительностью 20минут.
Участники программы : несовершеннолетние в возрасте 3-7 и 7-12 лет.
Форма организации деятельности детей: групповая, индивидуально-групповая
Ожидаемый результат:
- Учащиеся должны знать о фольклоре как об источнике народной мудрости;
- Пройденный фольклорный материал: -основные русские календарные праздники;
- Уметь рассказывать о календарных праздниках, об их особенностях;
- Основные жанры фольклора. уметь: - исполнять песни, заклички, хороводы с соответствующими движениями;
- Применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т. д. ;
- Играть в народные игры и организовывать их;
Форма контроля результатов: показ детских достижений (концерт). Инсценировка русских народных сказок.
Материальное обеспечение: - музыкальный центр, аудио и видео записи, презентации народных традиционных праздников.
Календарно-тематический план.
№ п/п
Название разделов и тем Кол-во часов
Раздел/ тема Дата проведения Всего
12 Теория
3 Практ. Зан.
8
Вводное занятие.
«Соблюдение правил техники безопасности»
1. Игра-хоровод «Веселый огородник» 1 -
2 Знакомство с устным народным творчеством. 1 1 1
3 У наших ворот всегда хоровод. :
«Хороводы,народные игры» 1
4 Знакомство с народными традиционными праздниками. 1 1
5 Разучивание песни «Как повадился коток» 1 1
6 Заучивание колыбельной «Кукла Маша засыпай» 1 1
7 Разучивание русских народных игр : «Ручеек», «Платочек» 1 1
8
Инсценировка русской народной сказки «Колобок» 1 1
9 Ознакомительная беседа: «Русская матрешка» 1 1
10 Беседа о предназначении потешек. Заучивание. 1 1_
.
11 Заучивание закличек. 1 1
12 Фольклорный концерт (исполнение частушек, народных танцев) 1 1
Содержание программы :
Вводное занятие.
Знакомство с правилами техники безопасности.
1)Игра – хоровод : «Веселый огородник»
Знакомство с игрой, с заучиванием текста.
2)Знакомство с устным народным творчеством.
Знакомство с понятием-фольклор. Раскрыть детям понятие – считалки,
дразнилки, загадки.
3) У наших у ворот всегда хоровод :хороводы, народные игры.
Знакомство с русскими хороводами, играми. Применение игр в быту.
4)Знакомство с народными традиционными праздниками.
Знакомство с русским фольклором, традициями,обычаями
русского народа.
5)Разучивание песни «Как повадился коток»
Пение песни интонационно выразительно. Заучить наизусть.
6)Заучивание колыбельной «Кукла Маша засыпай»
Знакомство с колыбельной песней. Прослушивание аудиозаписи,
пение.
7) Разучивание русских народных игр: «Платочек», «Ручеек» Знакомство с народными играми, с заучиванием текста.
8)Инсценировка русской народной сказки «Колбок»
Заучивание текста, показ сказки.
9)Ознакомительная беседа с русской матрешкой.
История промысла о сергеево-посадских деревянных
игрушках,мастерах.
10)Беседа о предназначении потешек. Заучивание.
Уточнить представление о потешках. Заучить наизусть.
11)Заучивание закличек.
Умение различать фольклорные жанры. Прослушивание заклички,
умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения.
12)Фольклорный концерт (пение частушек, народных танцев)
Пение частушек. Исполнение народного танца «Матрешки»
с выполнением движений.
Список используемой литературы.
1. Бекина С. И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
2. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб. : Детство – пресс - 2001г. - 400с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1988.
4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.
6. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
7. Науменко Г. М. Фольклорный праздник изд. – М. : Линка – пресс - 2000г. - 224с.
8. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.