Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Яна Павленко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами»

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» для детей 5-6 лет имеет художественно - эстетическую направленность.

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Изучая ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы кружка, выявлено, что работа ведётся в узком направлении. Программа «Волшебный мир оригами» – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Задачи:

Обучающие:

• знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

• формировать умения следовать устным инструкциям;

• обучать различным приемам работы с бумагой;

• знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребёнка специальными терминами.

Развивающие:

• развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

• развивать мелкую моторику рук и глазомер;

• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к искусству оригами;

• совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринуждённой и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа рассчитана на 1 год обучения с октября по май.

Формы и режим занятий

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год – 32. Продолжительность занятий - 25 минут.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей

– познакомятся с искусством оригами;

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Составление альбома работ.

- Проведение выставок детских работ.

Учебный план дополнительной образовательной программы

№ Содержание темы Всего часов

1 Флажок 25 минут

2 Стаканчик 25 минут

3 Книжка 25 минут

4 Ёлочка 25 минут

5 Воздушный змей 25 минут

6 Лягушка 25 минут

7 Зайчик 25 минут

8 Бабочка 25 минут

9 Снежинки 25минут

10 Гномик 25 минут

11 Новогодние украшения 25 минут

12 Снеговик 25 минут

13 Колобок 25 минут

14 Зайчик 25 минут

15 Волк 25 минут

16 Лиса 25 минут

17 Медведь 25 минут

18 Лодочка 25 минут

19 Звёздочки 25 минут

20 Курочка 25 минут

21 Хризантема 25минут

22 Подарок маме 25 минут

23 Вертушки 25 минут

24 Кошечка 25 минут

25 Подарки малышам 25 минут

26 Рыбки 25 минут

27 Сова 25 минут

28 Ёжик 25 минут

29 Грачи прилетели 25 минут

30 Ветка рябины 25 минут

31 Моё любимое оригами 25 минут

32 Итоговое занятие 25 минут

Количество часов в месяц – 1час 40 мин, количество часов в год – 13 часов 20 минут.

Формы организации программы

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.

Структура занятия.

вводная часть: организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

основная часть: практическая – самостоятельная деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа.

заключительная часть: анализ детских работ (рассматривание работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Содержание дополнительной образовательной программы «Волшебный мир оригами»

Учебно – тематический план

Октябрь:1 Флажок. Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда. Два красных квадрата 15х15см;две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона;клей.

2 Стаканчик. Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. Квадрат 10х10 любого цвета.

3 Книжка. Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной;клей.

4 Ёлочка. Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Три квадрата зелёного цвета 15х15см, 10х10см, 5х5см;клей.

Ноябрь: 5 Воздушный змей. Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета. Бумажные квадраты (10х10) разного цвета;полоски разноцветной бумаги;клей.

6 Лягушка. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник».Квадрат зелёного цвета( 10х10);заготовки для глаз лягушки;ножницы;клей.

7 Зайчик. Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Квадрат (10х10);заготовки для глаз и мордочки; клей

8 Бабочка. Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. - бумажные квадраты (10х10);- заготовки для глаз; - ножницы;- клей

Декабрь:9 Снежинки. Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. -12 квадратов синего цвета 5*5; - синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

10 Гномик. Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога - квадраты (8х8, 6х6) разного цвета; - бумажная обрезь; - клей;- ножницы.

11 Новогодние украшения. Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. - разноцветные квадраты разных размеров;- бумажная обрезь; - клей;

- нитки;- ножницы.

12 Снеговик. Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Январь: 13 Колобок. Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками. - жёлтый прямоугольник 20х10см; - оранжевый и красный квадраты 3х3см;- два оранжевых кружка; - клей.

14 Зайчик. Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. - квадраты серого цвета 8х8см и 10х10см;- заготовки для глаз и мордочки;- клей.

15. Волк Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. - два серых квадрата 15х15см, 10х10см; - заготовки для глаз и носа;- клей.

16 Лиса. Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. - квадрат оранжевый (красный) 15х15см; - прямоугольник 15х7,5см;

- заготовки для глаз и мордочки; - клей.

Февраль 17 Медведь. Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. - квадраты коричневого цвета 15х15см,10*10см; - два квадрата 6х6см; - клей.

18 Лодочка. Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. - прямоугольные листы 20х15см.

19 Звёздочки. Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность. - 8 квадратов 10х10см, 4 из них одного цвета,4 – другого;- клей.

20 Курочка. Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. - красный квадрат 3х3см;- жёлтый (оранжевый) квадрат 15х15см;- клей;- карандаш или фломастер.

Март:21 Хризантема. Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. - 16-20 квадратов (4х4) белого или фиолетового цвета;- бумага жёлтого цвета;- ножницы;- клей.

22. Подарок маме. Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость - разноцветный картон;

- квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10х10);- зелёная бумага для листьев и стеблей; - ножницы;- клей.

23 Вертушки. Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. - квадраты (15х15) разного цвета; - равносторонние треугольники со стороной 20 см; - круги диаметром 20см прочерченными линиями разрезов; - кружочки из картона;- ножницы;- клей;- палочки.

24 Кошечка. Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. - два квадрата 15х15см одного цвета;

- карандаши или фломастеры для оформления мордочки;- клей.

Апрель: 25 Подарки малышам. Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета. - разноцветные квадраты (10х10).

26 Рыбки. Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. - голубой картон;- квадраты разноцветные;- ножницы;- клей;

- бумажная обрезь.

27 Сова. Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. - квадрат 10х10; - заготовки для глаз; - клей;- ножницы.

28 Ёжик. Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. - квадрат серого, коричневого цвета 10х10см; - карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Май:29 Грачи прилетели. Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы

«воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. - квадраты чёрного цвета (15х15,- заготовки для глаз; - ножницы; - клей.

30 Ветка рябины. Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога - картон,- квадраты(1,5х1,5) оранжевого или красного цвета, (3х3) зелёного цвета для листьев;

- клей.

31 Моё любимое оригами. Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда. - разноцветные квадраты 10х10;- ножницы;- клей.

32 Итоговое занятие. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Описание условий для реализации программы.

Условиями реализации программы являются:

- Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.

- Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

- Наглядность обучения.

- Наличие инструментов и материалов для работы.

- Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

- Мебель в соответствии росту детей.

Работа с родителями.

Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, выставки детских работ, выставки совместных работ родителей и детей).

Результаты апробирования программы.

Литература.

1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В.

2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л. А.

3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С. В.

4. «Волшебная бумага» Чернова Н. Н.

5. «Оригами для дошкольников» Соколова С. В.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок» Пояснительная записка Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется иг-рать игрушками. Мальчики играют в машинки,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки. Пластилинография» Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо - Назову ее дурёха,.

Театр для начинающих — дополнительная общеобразовательная программа СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Театр для начинающих» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

«Волшебный мир танца» — дополнительная общеобразовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА Дополнительная общеобразовательная программа ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Программа «Волшебный мир танца» (далее – программа).

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Наша армия
  • Транспорт
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Опубликовано: 20 марта 2016 в 13:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о участие в конкурсе «Воспитатель 2019 года»
В России конкурс «Воспитатель года» стал пользоваться большой популярностью в педагогической дошкольной среде. Участие в нём требует определённой...
Фотоотчет «22 марта — Сорок сороков, или Жаворонки»
Мероприятие , проведенное совместно с сотрудниками Музея им. Худякова А. А города Балахны. Мастер - класс "Жаворонок" из соленого теста. Игры и музыкальные...
Журнал центра поликультурного образования «Мы разные, но мы вместе»
Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной...
Аппликация во второй младшей группе «Яблоневое дерево»
Какой ребёнок не любит творить? Одним из видов творчества является аппликация. Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с...
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактические игры , которые я сделала для своих малышей. Игры получились красочные, яркие....