Папки-передвижки

Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Надежда Наумович
Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам пожарной безопасности несомненна.

Во многом безопасность зависит от соблюдения ими правил поведения в быту. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности» размещена в разделах

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам пожарной безопасности с самого раннего возраста.

Наш дом наполнен многочисленными приборами: электрические и газовые плиты, утюги, электрочайники, телевизоры, стиральные машины. Чем сложнее оборудован наш дом, тем внимательнее мы должны соблюдать правила безопасности при пользовании бытовыми приборами.

Наш дом и окружающая нас природа всегда рядом.

Приятно выходной день провести в лесу, на берегу реки или озера. Однако и здесь нужно соблюдать правила безопасности в лесу и на воде. Опасность всегда рядом.

Кто в этом виноват? Над этим надо задуматься, прежде всего, нам, взрослым. Статистика утверждает, что 90 % лесных пожаров, например, случается по вине человека.

Огонь-стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь - источник жизни, огонь - источник опасности при его неразумном использовании.

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам пожарной безопасности с самого раннего возраста.

При написании данного материала руководствовалась Законом Российской Федерации «Об Образовании» (статья 32,статья 51, Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Целью данного обучения является формирование навыков безопасного поведения в быту, учить детей понимать и объяснять смысл загадок, пословиц и поговорок. Закреплять знания о пожароопасных предметах.

Для ее достижения необходимо решать следующие задачи:

- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил пожарной безопасности;

- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

-вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя в экстремальных ситуациях;

-воспитывать в детях грамотных знатоков Правил пожарной безопасности.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного характера, встречи, беседы с сотрудниками из пожарной части, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков,чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание

загадок,кроссвордов,сканвордов;развивающие,познавательные,сюжетно-ролевые,подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголков по Правилам пожарной безопасности, игры-драматизации.

Работа по обучению Правилам пожарной безопасности может проводиться с группой детей или индивидуально.

Методические рекомендации

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов:

доступность;

научность;

систематичность;

сознательность;

наглядность;

связь теории с практикой;

прочность усвоения знаний, умений, навыков.

Работа может проводиться поэтапно.

Первый этап работы - это уточнение представлений детей о Правилах пожарной безопасности, то есть их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ППБ проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей.

На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.

Второй этап работы - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах пожарной безопасности, встречи, беседы с сотрудниками ПС.

Третий этап работы – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил пожарной безопасности. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил пожарной безопасности. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подводить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.

Четвёртый этап работы - формирование у детей чувства ответственности. В дошкольном возрасте можно сформировать отдельные его компоненты. Ребята понимают и осваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже.

Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.

Пятый этап работы - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам пожарной безопасности эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся пожароопасной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя в экстремальной обстановке. Эта работа требует комплексного подхода. Он включает:

1. Систему подготовки детей к правильному поведению в быту.

2. Организацию игр и специальных практических занятий.

3. Специальную подготовку со стороны педагога.

Построение занятий

Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Определяется обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок,учитываются его возрастные и индивидуальные возможности. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.

Длительность занятия проводятся по времени согласно СанПиН, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.

Использую в своей работе на занятиях по обучению детей Правилам пожарной безопасности принцип доступности и наглядности.

Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, пальчиковая гимнастика.

Психогимнастика – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Психогимнастику можно проводить по мере необходимости.

Дети очень любознательны, способны думать, фантазировать. Думать - значит вспоминать.

. Для более устойчивого внимания необходим прием удивления (Сюрпризный момент). Ведь удивление – это начало понимания. Удивить - значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.

Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставит задуматься, помочь другу в трудной ситуации. Именно это – важное условие для успешного усвоения нового материала.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

В конце занятия необходимо провести оценку, которая помогает правильно спланировать последующие занятия.

Раздел программы

Формирование устойчивых навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и поведения в случае пожара

Задачи

Огонь и пожароопасные предметы

• Формировать у детей элементарные знания об опасном обращении с огнем и причинах возникновения пожара.

• Познакомить с пожароопасными предметами, которыми нельзя пользоваться в отсутствии родителей.

• Познакомить с назначением бытовых приборов, раскрыть их значение для жизни людей.

Правила и знаки пожарной безопасности

• Познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в быту, дать сведения о действиях при эвакуации по причине возникновения пожара.

Средства пожаротушения

• Познакомить детей с первичными средствами тушения пожара (вода, песок).

Телефон доверия

• Познакомить детей с телефоном пожарной службы.

• Формировать умение вызывать пожарных «01».

Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой

• Формировать у детей интерес к профессии пожарного.

Учить детей узнавать и называть пожарную машину, рассказывать о ее назначении и особенностях.

Занятия по данному разделу программы проводятся 1 раз в месяц в первой или во второй половине дня продолжительностью 25 минут. Всего по 12 занятий (в разделе). Итоговое занятие: 1, в конце года. Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Ожидаемые результаты:

• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.

• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

• Умеют отгадывать загадки по данной теме, владеют знаниями алгоритма поведения при возникновении пожара.

• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения.

• Ребенок из пассивного объекта станет активным субъектом собственного здоровья и безопасности.

Публикации по теме:

Оформление уголка по Пожарной Безопасности в дошкольном учрежденииОформление уголка по Пожарной Безопасности в дошкольном учреждении Уголок по пожарной безопасности должен содержать материал, который позволяет: -формировать представления о повышенной опасности, исходящей.

Организация работы по обучению детей ПДДОрганизация работы по обучению детей ПДД Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Опубликовано: 6 июля 2014 в 16:55
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД