Получи документы

Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию от лица разных героев»

Булаева Марина
Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию от лица разных героев»

«Обучение детей рассказыванию от лица разных героев»

(консультация для воспитателей детского сада)

Одной из приоритетных задач обучения в детском саду является развитие речи дошкольников. Именно речь считается важным показателем интеллектуального, физического и психического развития ребенка. Обучение связной речи происходит во всех видах образовательной деятельности в детском саду. Следует отметить, что эта работа проводится педагогами практически на всех занятиях казалось бы не имеющих прямого отношения к речевому развитию. Это, например, умение согласовывать числительные с существительными на занятиях математикой, расширение словарного запаса на занятиях по окружающему миру, звуковая культура речи при обучении детей пению и т. д.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей рассказыванию от лица разных героев“» размещена в разделах

Связная речь – это умение поддерживать беседу или диалогическая речь, а также умение рассказывать, то есть монологическая речь.

Что такое рассказ ребенка от имени героя? Это монолог. И первый пример такого рассказа – песенка Колобка. Повторяя несколько раз эту песенку, ребенок фактически рассказывает историю от имени главного героя. Сложнее, конечно, услышать рассказ от имени зайца или лисы. Но на помощь малышу приходят игрушки. Театрализация сказки помогает ребенку почувствовать себя героем. В этом случае он еще не готов составить полноценный рассказ, но педагог задает наводящие вопросы исполнителю:

- Заяц, а где ты живешь? Кого ты однажды встретил? Что ты хотел сделать с Колобком? А что спел Колобок? А почему ты не съел Колобка?

Обратите внимание, что вопрос задается не Мише или Ксюше, а к действующему лицу сказки. Таким образом задается план рассказа от героя к герою. И уже следующие дети, запоминая это план, более уверенно рассказывают свою историю. Конечно, первые рассказы будут однотипные, ребятам проще просто пересказать сюжет. Но работа педагога заключается в том, чтобы научить их не только пересказу, но и умению передать чувства, эмоции и уже словами отразить их в рассказе. Со временем рассказ Лисы в исполнении старших дошкольников может прозвучать так «Я гуляла по лесу и вдруг почувствовала вкусный аромат свежего хлеба. Неожиданно ко мне подкатился Колобок, такой славный, такой румяный и такой глупенький. Он спел мне свою песенку, в которой хвастался, как легко убежал от бабушки с дедушкой, зайца, волка и медведя. А еще заявил, что убежит и от меня. Но я его немножко похвалила и притворилась, что плохо слышу. Попросила Колобка сесть ко мне на носок. И только он начал петь, я тут же его и съела!».

Говорить за сказочную игрушку, история которой известна, детям гораздо легче, чем представлять себя героем. Но этот первый опыт помогает формировать умение не просто пересказывать, но и составлять рассказ, дополняя его новыми деталями.

Еще один вариант – это составление рассказа-описания. Сначала воспитатель сам описывает игрушку, затем передает ее ребенку с условием, что тот будет отвечать за куклу или мишку.

- Как тебя зовут? Во что ты одета? (Какого цвета твоя шкурка). Из чего ты сделан (а? Кто с тобой больше любит играть - мальчики или девочки? Как они играют с тобой?

Здесь нередко на помощь приходит мнемотехника или рассказ по зрительному алгоритму.

Меняются игрушки, у ребят постепенно формируется примерный план и некоторые из них уже могут сами составить рассказ-описание, а у педагога готовы новые вопросы, которые не звучали в образце, заставляя детей придумывать новые качества или события.

Например - А что ты (игрушка) делаешь, когда ребята уходят домой? Или – Как ты появился в детском саду?

Здесь уже проявляется умение фантазировать.

Если мы посмотрим программу развития речи в старших группах, практически каждое занятие - это составление рассказов : по картине, из личного опыта, описательные рассказы, на заданную тему, а также пересказ какого-то произведения.

Более сложной работой по составлению рассказа является работа с картиной. Если в младшей и средней группах дети картину практически только рассматривают, описывая ее содержание, то уже со старшей возрастной группы начинается работа по составлению рассказа, в котором есть не только описание, но и сюжет. Не надо забывать, что работа с картиной всегда начинается с отдельного занятия по ее рассматриванию. Для вычленения деталей очень помогает известный прием. Педагог предлагает рассмотреть картину через «подзорную трубу» и назвать только один объект. Обычно ребята начинают с самых крупных. Но задача воспитателя - обратить внимание на более мелкие детали, выяснить, как отдельные объекты взаимосвязаны друг с другом, место действия во времени и пространстве. И только после составления описательного рассказа, на который, по мнению психологов, должно быть задействовано целое занятие, можно перейти к составлению творческого рассказа с придумыванием сюжета, указания на эмоции, характер действующих лиц. А для формирования умения войти в картину и рассказать историю от имени героя педагог сначала дает образец, и затем также своими вопросами-подсказками помогает ребенку составить рассказ. Да, сначала дети обычно пытаются просто повторить то, что услышали, но дополнительные подсказки могут изменить сюжет, обратить внимание на малозаметные детали, выявить отношение героя к происходящему на картине.

Еще один интересный способ «разговорить», дать возможность проявить фантазию – это составление рассказов по серии картинок. Сначала детям предлагаются картинки из знакомых сказок. Например, тот же «Колобок».

Первая картинка – Бабушка с дедом и Колобок, затем по-отдельности картинки Колобка с другими героями, но неожиданно последняя картинка- это не встреча с Лисой, а вновь бабушка с дедом и Колобком. Причем картинка эта появляется в последний момент рассказа сказки ребенком. И если рассказ ребенок ведет от имени главного героя, то и вопрос педагога должен быть обращен к герою «Скажи, Колобок, как же ты снова с бабушкой и дедушкой оказался?». Варианты ответов могут быть самые разные «Бабушка с дедушкой за мной побежали и меня догнали», или «А мне надоело гулять по лесу и я сам вернулся». Подобные неожиданности вызывают интерес у детей к составлению рассказов.

В активе воспитателя есть уже готовые варианты сюжетных картинок, рассматривая которые, дети могут составить рассказ. Педагог может начать рассказ от третьего лица, а затем предложить ребенку уже продолжить повествование от имени героя картинок, уточняя по ходу повествования детали, эмоции, ощущения.

Следующий этап – это работа с картинками-схемами, где ребенок может сам придумать сюжет. Например, 1-я картинка – домик и рядом человечек, 2-я картинка – человечек в лесу, 3-я – человечек и зверь, 4-я – человечек бежит к дому. Предупреждаем, что человечек – это сам ребенок и предлагаем придумать историю, опираясь на эти картинки.

Другой вариант с предметными картинками:–1-я картинка – ребенок, 2-я – торт, 3-я – игрушка. Здесь нет действий, сюжет надо придумать самостоятельно. Если ребенок затрудняется, следует уточнить, в каких ситуациях могут быть объединены все эти предметы? (подарок на день рождения). А может быть кого-то не хватает? (родителей, друзей) и т. д.

В более старшем возрасте можно предложить игру в телефон. Например: «Я – твоя мама, а ты – Красная Шапочка. Вот тебе корзина с пирожками для бабушки и телефон. Я очень беспокоюсь за тебя, поэтому, пожалуйста, не отключай его, а все время рассказывай, как ты идешь, что видишь по дороге, с кем ты встречаешься, как себя чувствует бабушка». И снова, на первых порах это будет диалог, ответы на вопросы. Но постепенно практикуясь, ребенок сможет самостоятельно от первого лица составить полноценный рассказ.

Следует заметить, что история от имени героя - это не рассказ из жизни самого ребенка, но с опорой на его жизненный опыт, его эмоции, ощущения, чувства. Большое значение имеет также работа по расширению словарного запаса конкретно каждого ребенка. Для речевого развития важно научить его подбирать синонимы, пользоваться словами, выражающими эмоциональное состояние, развивать умение говорить пространными предложениями.

Умение составлять рассказ от имени героя не что иное как изложение, в процессе работы над которым формируются умения в различных видах речевой деятельности, активизируется как воспроизводящее, так и творческое мышление ребенка.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса»Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию от лица разных героев»
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 16:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД