Лариса Баженова
Обучение детей старшей группы пересказу, с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению детей старшей группы пересказу, с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Пересказ рассказа «Любопытные» (из книги «Про пингвинов») по Г. Снегирёву.
Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Публикация «Обучение детей старшей группы пересказу, с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Темочки
Основные задачи:
1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
2. Развитие навыков планирования пересказа.
3. Активация и обогащение словаря по теме «Животные Севера».
4. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Методические приё мы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем, лексико- Грамматические упражнения по тексту произведения, сюрпризный момент «Пингвинёнок».
Оборудование:
Графические схемы, магнитная доска, загадка, мяч, игрушка Пингвинёнок, панорама «Животные Севера».
Предварительная работа:
1. Чтение рассказа Г. Снегирёва «Любопытные».
2. Изучение лексической темы «Животные Севера».
3. Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук. (Пингвин)
- Ребята, очень много написано рассказов, загадок о пингвинах. Сегодня мы вспомним рассказ Г. Снегирёва «Любопытные».
Чтение рассказа.
Сижу я на камне и ем. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают – никак не могут понять, что я делаю. Очень они любопытные.
Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.
Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли об камни разбиваются. Для них это, может быть, музыка.
Раз я в палатке примус разжег. Примус шумит. Я ничего не замечаю. А хотел выйти из палатки и не мог: пингвины у входа стоят, примус слушают. Я чай согрел и примус выключил. Пингвины закричали, загалдели. Хотят его послушать. Я им примус просто так зажигал – пусть слушают.
По мере чтения воспитатель расставляет картинки в последовательности рассказа. (Камень, пингвин, умывальник, капля, палатка, примус).
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Слышится стук. Появляется игрушка Пингвинёнок.
- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Да, ты Пингвинёнок)
- Да, я Пингвинёнок. Я очень люблю играть. А вы любите играть? (Да)
- Вот моя игра. Я задаю вопрос, а вы говорите ответ.
- На чём сидел автор рассказа? Что он делал? (Сидел на камне и ел)
- А что пингвины делали возле него? (Подошли и в рот заглядывали)
- Какие пингвины? (Любопытные)
- Что автор повесил вечером на доску? (Умывальник)
- Кто следил за работой? (Один пингвин)
- А почему утром к умывальнику нельзя было подойти? (Целая толпа пингвинов собралась)
- Что слушали пингвины? (Как капли из умывальника капали и об камни разбивались)
- Что это для них казалось? (Музыка)
- Что в палатке однажды разжёг автор? (Примус)
- Почему он не мог выйти из палатки? (Пингвины у входа стояли)
- А зачем они стояли у входа? (Примус слушали)
- Что сделали пингвины, когда примус был выключен? (Пингвины закричали, загалдели, хотели ещё послушать)
- И что сделал автор? (Он им просто так примус зажигал – пусть слушают).
Словарная работа.
- Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова»
- Что означает слово «любопытные»? (Это значит – всем интересуются)
- Что означает слово «внимательно»? (Это значит не отвлекаясь, не отрывая глаз).
- Что такое примус? (Это такой бытовой прибор, в старину был, с открытым огнём, на нём готовили еду)
- Что значит слово «загалдели»? (Это когда много голосов звучит одновременно и не слаженно, а как попало.
Игра с мячом «Один – много»
Образование множественного числа существительных.
Камень – много…. камней
Пингвин – много…. пингвинов
Умывальник – много…. умывальников
Доска – много…. досок
Вода - много…. воды
Капля – много…. капель
Палатка – много…. палаток
Примус – много…. примусов.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Камень – камушек
Пингвин – пингвинёнок
Доска – дощечка
Вода – водичка
Капля – капелька
Чай – чаёк
Игра с картинками «Мой – моя».
Разделим картинки на две группы мужского и женского рода с притяжательными местоимениями «мой, моя»
Мой пингвин Моя рыба
Мой камень Моя льдина
Мой умывальник Моя вода
Мой примус Моя капля
Повторное чтение рассказа.
- Я прочитаю ещё раз рассказ. А вы постарайтесь его запомнить
Далее под руководством воспитателя, дети составляют графический план рассказа. Все дети по цепочке рассказывают рассказ, затем один ребёнок повторяет рассказ целиком.
Итог:
- Итак, ребята, чем мы занимались сегодня? (Пересказывали рассказ «Любопытные»)
- Чему научились? (Пересказывать по схеме)
- Что запомнили? (Новые слова)