марина кирсанова
Обучение дошкольников грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – одна из главных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Публикация «Обучение дошкольников грамоте» размещена в разделах
Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Наряду с развитием речи, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное явление родного языка. Ребёнок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи ребёнка. В возрасте 5 – 7 лет круг проблем и задач речевого развития ребёнка резко расширяется. Определённым этапом в развитии речи является чтение и письмо.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувство ритма. Иными словами хорошо развитая устная речь является надёжной и необходимой базой для овладения грамотой.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины? Взрослым необходимо помнить, что чтение и, особенно, письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребёнок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается в последствии в колоссальные трудности и даже трагедии не только для самого ребёнка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных особенностей каждого ребёнка. Первостепенная задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой. Это – система осознанной, творческой работы каждого ребёнка под руководством и при помощи взрослого.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
Большое значение в подготовке и обучению грамоте я отвожу словарным упражнениям, потому что они не только учат дошкольника понимать и употреблять речевые термины, но формируют осознанное отношение ребенка к слову, активизируют его речь.
На первом этапе мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи (из каких звуков состоят слова). Здесь нам на помощь приходит игра. Играем в игру «Жуки». Вот жуки расправили крылья, полетели ж-ж-ж-… Дети машут крыльями и жужжат. «Какую песенку поет жук?» - спрашиваю я. «Ж-ж-ж», - отвечает ребенок. Дети охотно повторяют слово жуж-жат, вслушиваются в песенку жука. Такая работа проводится и с другими звуками.
Когда мы строим звуковую модель слова, мы не только вычленяем отдельные звуки, но и делим слова на слоги и ставим ударение. Ударение проставляем при помощи троекратного повтора: рыба-рыба-рыыыба.
Только после того, как дети будут хорошо ориентироваться в звуковой стороне речи, мы начинаем знакомить с их буквами. Занятия обучению грамоте в детском саду являются эффективным воспитательным инструментом.
Таким образом, занятия обучению грамоте можно считать той средой, которая способствует формированию и развитию качеств, необходимых дошкольнику для перехода на новый вид деятельности – учебной.