МААМ-картинки

Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»

Наталия Чернышова
Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»

Тема. Предмет и слово. Слова – названия предметов.

Обобщение названий.

Цель: дать понятие о предмете и номинативной роли слова;

учить понимать, что слов много, их можно слышать, произносить, писать;

познакомить со словами – названиями предметов;

учить обозначать слова – названия предметов одной прямой линией;

способствовать формированию понятийного мышления детей;

развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Публикация «Обучение грамоте в подготовительной группе „Предмет и слово“» размещена в разделах

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

1. Приветствие. Знакомство с детьми. Усвоение основных правил поведения на занятии.

Цель: Установление эмоциональной связи.

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

Воспитатель знакомится с детьми, сообщает, как его зовут и предлагает каждому ребёнку назвать себя -своё имя и фамилию: «Меня зовут Алина Ковалёва»

Дети садятся за стол. Воспитатель знакомит детей с формами обращения к нему на занятии: «Наталья Александровна, разрешите пожалуйста…», «Наталья Александровна, я хочу спросить.»

Воспитатель знакомит детей с основными правилами поведения на занятии (как и когда вставать из-за стола, в каких случаях следует поднять руку, когда можно разговаривать, как отвечать на вопросы и как задавать вопросы и др. Дети упражняются в усвоении правил поведения на занятии в ходе создаваемых воспитателем соответствующих ситуаций.

2. Знакомство с кукольными героями.

М е д в е ж о н о к. Здравствуйте, здравствуйте. Я услышал, что кто-то говорит здесь, и решил посмотреть.

А что вы здесь делаете?

В о с п и та т е л ь. Здравствуй, Мишутка. Мы здесь занимаемся – учимся.

М е д в е ж о н о к. Я никогда не учился в школе.

В о с п и та т е л ь. Никогда! Не огорчайся. Оставайся с нами. Наши ребята готовы тебе помогать. Правда, ребята?

Д е т и. Да!

3. Сообщение темы и задач занятия.

Сегодня мы поговори о словах, научимся их обозначать.

Знакомство со словами – названиями предметов.

- Что я вам показываю? (Воспитатель показывает разные предметы.)

-Кто может сказать одним словом, что я вам показывала? (Предметы.)

– А вы что называли? (Слова.)

Вы произнесли слова, которые называют предметы. Мы их так и будем называть: слова – названия предметов.

– Что можно сделать с предметом, например, с карандашом? (Воспитатель показывает. Можно взять в руки, писать, подарить.)

– Что можно сделать со словом? (Можно произнести, записать, прочитать, услышать. Воспитатель произносит, записывает слово карандаш).

Вы ещё только учитесь читать и писать, поэтому мы будем обозначать слова – названия предметов одной прямой линией : ---

Работа с картинками. (Воспитатель показывает разные картинки.)

-Что это? (дом)

-Кто это? (слон)

-Как вы думаете, почему о еже и слоне я спросила, кто это? А о чашке и доме что это? (Воспитатель показывает разные картинки и объясняет, какие слова отвечают на вопрос кто? а какие – на вопрос что) На столе у вас лежат предметные картинки. Назовите их и распределите на две группы : в первую войдут названия предметов, отвечающие на вопрос кто, в другую – на вопрос что?

М е д в е ж о н о к выполняет это задание на доске. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

Физкультминутка. Игра «Сова».

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

Закрепление и осмысление знаний.

Беседа.

-Какие вопросы мы ставим к словам, которые называют предметы? Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто это? Назовите слова, которые отвечают на вопрос что это?

-Как мы условно обозначаем их на доске или бумаге?

2. Игра «Назови одним словом».

Воспитатель называете слова и бросаете мяч, ребёнок подбирает к ним общее (родовое) название:

Приблизительный набор слов :

Грузовик, автобус, самолёт, троллейбус, мотоцикл, велосипед-это транспорт.

Стол, стул, полка, кровать-это мебель.

Помидор, огурец, лук, морковь, свекла – это овощи.

Сливы, вишня, апельсин, груша, абрикосы, крыжовник - это фрукты.

Чашка, сахарница, нож, блюдце, кувшин, кастрюля - это посуда и т. д.

пальчиковая игра «НА ОПУШКЕ ДОМ СТОИТ»

1. На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой,

2. На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»,

3. За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).

4. Вокруг дома есть забор (руки перед собой, пальцы растопырить).

5. «Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони).

6. «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх)

4. Итог занятия. М е д в е ж о н о к помогает.

- С какими словами мы познакомились?

-На какие вопросы они отвечают?

-Как мы их обозначаем?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игру «Кто - что».

Публикации по теме:

Многофункциональная игра «В гостях у феи Флоры» Цель:Организовывать разнообразную, интересную деятельность детей, направленную на их сенсорное развитие, развивать интерес к математическим.

Перспективное планирование дидактических игр по формированию цветовосприятия у детей раннего возраста на учебный год Сентябрь Собери шарики в стакан Цель игры: способствовать умению различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»
Опубликовано: 14 октября 2014 в 19:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД