МААМ-картинки

Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольников

Ирина Алексеевна Печникова
Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольников

Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольник

ов. [/b]

(В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп»)

Публикация «Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольников» размещена в разделах

Одним из этапов в подготовке детей к песенному творчеству является обучение дошкольников инструментальной импровизации. Подготовка к ней включает в себя изучение музыкальных инструментов (демонстрация, история создания, способы звукоизвлечения и др.) с обязательным слушанием музыки. Без накопления музыкальных впечатлений через восприятие музыки детское исполнительство и творчество не будут развиваться. Именно накопление опыта впечатлений играет важную роль в формировании музыкальной культуры ребёнка.

Очень много музыки написано композиторами – классиками для детей: Э. Григ, С. Прокофьев, П. Чайковский, Р. Шуман, С. Майкопар, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Й. Гайдн и др. Слушая музыку, дети учатся различать смену характера в произведениях, а также пытаются анализировать произведения с точки зрения использования музыкальных выразительных средств теми или иными музыкальными инструментами для создания музыкального образа. Опыт восприятия необходим для исполнения музыкальных произведений и творческих импровизаций. По мнению О. П. Радыновой без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не несёт развивающей функции.

Важным условием в обучении детей инструментальной импровизации является обучение элементарным навыкам игры на музыкальных инструментах, показ различных способов звукоизвлечения, которые способствуют передаче выразительности музыкального образа. Для создания одного и того же музыкального образа детям стоит предлагать не один, а несколько различных инструментов, тем самым побуждая дошкольников к дальнейшему творчеству в самостоятельной деятельности: музицированию, импровизации, сочинению мелодий.

На занятиях детям стоит давать разные по степени сложности задания. Можно начать с простых звукоподражаний, затем перейти к сочинению в различных жанрах, созданию мелодий различного характера. Очень полезно изображение одного образа на разных инструментах. Дети старшего дошкольного возраста способны улавливать контрасты в пределах одного жанра, одного названия, одного настроения. Творческие задания, включающие в себя сопоставления контрастов, перечисленных выше, развивают творческие способности детей во всех направлениях.

Излюбленное творческое задание для детей – это коллективная импровизация на заданную тему (игра в оркестре). Здесь для начала используем известные музыкальные произведения, где детям предлагается сочинить свою музыкальную партию (сопровождение, аккомпанемент). Поскольку музыкальный материал ребёнку знаком, творческий процесс проходит гладко - ребёнок с удовольствием импровизирует на инструменте.

Далее предлагаю детям совместную творческую импровизацию. Для начала исполняю собственное сочинение для фортепиано и предлагаю детям создать оркестровку. Здесь начинается индивидуальная работа. Каждый ребёнок имеет возможность сочинить свой аккомпанемент, запомнить его и исполнить вместе с педагогом. Все творческие работы обсуждаются, выделяются лучшие работы. В дальнейшем дети стремятся самостоятельно сочинять несложные мелодии, стремясь передать определённый образ, используя при этом различные выразительные средства. Здесь можно предложить ребёнку выступить в роли солиста, автора - сыграть сочиненную мелодию на инструменте, а педагог может выступить в роли аккомпаниатора. Подобный опыт вызывает у детей стремление к дальнейшему самостоятельному процессу творчества в свободной деятельности.

Наличие инструментов, как в музыкальном зале, так и в игровых зонах в группах, их доступность, разнообразие, а самое главное, их качество несомненно активируют творческий процесс мышления детей, стимулируя их к созданию собственных сочинений.

Дети любят выступать перед сверстниками, демонстрируя свои успехи. Выступления повышают значимость творческого процесса для самого ребёнка. Можно для начала попросить его сыграть на инструменте, а затем напеть сочиненную мелодию. В дальнейшем предложить сочинить слова к данной мелодии, постепенно приближая воспитанников к песенному творчеству – сочинению мелодий на заданный текст.

Инструментальная импровизация является одним из замечательных способов подготовки к песенному творчеству тех детей, кто робок, стеснителен в своих проявлениях. Совместное творчество (музицирование, инструментальная импровизация, индивидуальный подход к каждому ребёнку раскрепощает детей, даёт возможность выхода творческой энергии, которая получает воплощение в создании творческих работ детьми во всех видах музыкальной деятельности. Созданные нами условия способствуют развитию творческой личности ребенка.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного.

Опыт работы «Влияние художественных техник на развитие детского творчества» Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Седельник Алена Павловна Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна.

Нетрадиционная техника-квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника Нетрадиционная техника – квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника. Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Составила: воспитатель Кузнецова.

Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей Статья посвящена влиянию дидактических игр в обучении и развитии математических способностей детей на занятиях и уроках математики в детском.

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Консультация для воспитателей Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2- 3 лет» Одной из главнейших задач детского.

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольников
Опубликовано: 14 июня 2019 в 22:02
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД