Виталина Галкина
Обучение навыкам основ безопасной жизнедеятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о безопасном проживании человека сегодня во многих странах ставится на первое место. В различном формате обсуждается эта проблема лидерами стран, учеными и специалистами «Защита человека от социальных, техногенных, природных и иных катастроф. Достижение комфортных условий жизнедеятельности – это первостепенная задача нашего государства. По данным статистики, в нашей стране в катастрофах различного рода погибает ежегодно выше 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье.
Публикация «Обучение навыкам основ безопасной жизнедеятельности дошкольников» размещена в разделах
Социальные проблемы современности сказываются и на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как доверчивость, восприимчивость, открытость в общении, любознательность часто приводят к печальным последствиям. У детей слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. А 2-3 летние малыши даже не подозревают о приближающейся угрозе, пока не окажутся в ее руках. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавляя любознательность, открытость миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни. Реальность сегодняшнего дня диктует новых педагогических воздействий, создание условий для обеспечения безопасности ребенка. Для решения этих задач необходимо:
- оказывать воспитывающее воздействие на детей на организованно - обучающей и свободной деятельности;
- создавать проблемно- игровые ситуации, из которых малыши сами должны находить выход. Развивающая, предметно-игровую среда должны побуждать использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Например, с первых дней поступления ребенка в детский сад нужно приучать его играть в коллективе: делиться игрушками, уступать, договариваться. Вежливо попросить, если что-то захотел. В этом случае создается благополучный эмоциональный климат, который играет важную роль в сохранении психического здоровья детей. Когда идешь по лестнице, наступай на каждую ступеньку, не перешагивай, не прыгай через ступеньки, можешь упасть, ушибиться, сломать руку или ногу. Обязательно надо объяснять, почему так нельзя делать. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно пользоваться ими в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой обстановке где угодно, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Безопасность жизнедеятельности детей включает в себя 5 разделов:
I раздел. Ребенок в общении с другими людьми.
I I раздел. Ребенок и природа.
I I I раздел. Ребенок дома.
IVраздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.
V раздел. Ребенок на улицах города.
В разделе «Ребенок и другие люди» - объясняется то, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в возникшей ситуации.
В разделе «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о безопасном отношении к живой природе, ядовитых грибах, растениях о контактах с животными.
В разделе «Ребенок дома» мы узнаем о пожароопасных, острых и тяжелых предметах. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также умение пользоваться телефонами в экстренных ситуациях (стационарным, мобильным). Предметы домашнего быта, которые являются потенциальными источниками опасности для детей. Они делятся на 3 группы:
а) предметы которые категорически запрещены детям (спички, электроприборы, газовые плиты, розетки).
б) Предметы, с которыми в зависимости от возраста нужно научить пользоваться (нож, иголка, ножницы и т. д.)
в) Предметы, которые должны храниться в недоступных для детей местах (лекарства, бытовая химия, спиртные напитки, режущие, колющие предметы).
В разделе «Здоровье и эмоциональное благополучие» изучается строение организма человека, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а так же детские страхи, конфликты между детьми. Очень важно формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
В разделе «Ребенок на улице». обеспечивается знакомство детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на транспортные, умение ориентироваться на местности.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны происходят десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Поэтому детский травматизм остается важным вопросом государства и общества.
По данной проблеме нужно начинать работать с детьми младшего возраста, а с детьми старшего дошкольного возраста эта задача должна решаться систематически и целенаправленно. Цель профилактической работы по безопасности в дошкольном учреждении заключается в повышении информированности детей, родителей, сотрудников. С родителями планируется проведение собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров развлечений, выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых. На этих мероприятиях обучение детей безопасной жизнедеятельности должно пройти красной нитью.
В приемных групп, в коридорах детского сада уместно разместить памятки на такие темы как : «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем», «ОБЖ детей дошкольного возраста», «Воспитываем грамотного пешехода» и др.
Можно использовать различные методические приемы. Например, обыгрывание ситуаций, ребенок один дома, ребенок с друзьями, ребенок со взрослыми;
- Художественная литература, сказки- это учебники по которым ребенок учится жить. В них познаются уроки безопасности, модели поведения. ;
- Работа с иллюстрациями. У детей образная память. Детская психика заранее подстраховывается, что малыш увидел – то и будет стоять у него перед глазами.
- Больше задавать вопросов. Побуждать самих задавать вопросы. На возникшие детские вопросы реагировать эмоционально, ведь то, что прожито эмоционально остается в памяти надолго.
Прогулка – идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о безопасности. Конечно, 5-7 летние дети с трудом воспринимают «Голые советы» о том, как избежать опасности. А если привязать ситуацию к конкретным обстоятельствам, то можно добиться хороших результатов.
Игра - основной вид деятельности детей. Эффективно проигрывать дидактические игры, такие как: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение». Цель безопасного воспитания - научить детей выполнять определенные правила поведения, внушить уверенность. Вооруженный знаниями и опытом ребенок обойдет опасность. А если она возникла, то полученные знания, умения и опыт помогут выбраться из сложной ситуации.