Лариса Шабардина
Обучение старших дошкольников ОБЖ в рамках реализации образовательной области «Физическая культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №7 города Кирово- Чепецка Кировской области
Инструктор по физической культуре МБДОУ детского сада №7 Л. А. Шабардина
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей.
Задача взрослых, и педагогов, и родителей, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Обучение старших дошкольников ОБЖ в рамках реализации образовательной области „Физическая культура“» размещена в разделах
Необходимость формирования у детей основ безопасности жизни продиктована современной ситуацией, участившимися случаями травматизма, а порой и смертельных случаев по незнанию или просто беспечности детей.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Прямолинейное, декларативное требование: «не трогай!», «нельзя», «отойди», чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые
дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность, и здоровье окружающих.
Безопасность — это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, в лесу и на реке, на дороге и во дворе, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим необходимо больше уделять внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.
Целью обучения детей ОБЖ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
В своей работе я руководствуюсь программой Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». Программа выделяет следующие разделы:
«Ребенок и другие люди». Некоторые дети думают, что опасность представляют собой прежде всего мужчины, к тому же неопрятно одетые. А молодые люди, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред.
Провожу на занятии минутку безопасности: «Знакомый, свой, чужой» - игра по типу: «Рыбы, птицы, звери». Необходимо объяснить ребенку, что он должен уметь сказать «нет» сверстникам или подросткам, которые предлагают пойти на стройку, зажечь костер, спуститься в подвал или поплавать на льдине.
В конце занятия на «минутке отдыха» разыгрываем ситуацию: «Незнакомый звонит в дверь», что делать? «Незнакомый пытается открыть дверь»- ваши действия? В игре можно использовать мяч или любой предмет: «Ответь и передай другому».
Раздел «Ребенок дома» предусматривает опасности детей дома. Через спортивно- познавательные досуги обучаю детей ОБЖ. На спортивно- музыкальном досуге «Кошкин дом» дети узнают, как опасно играть со спичками. Турнир для старших детей дал хорошие уроки в приобретении знаний по многим разделам ОБЖ: как обращаться с электроприборами, с острыми- режущими предметами, как оказать первую помощь при ранах, ушибах. Закрепляем знания и в «Школе светофоров». Использую подвижные игры: «Иголка» :
Играл с иглой воздушный шар,
И вот лежит он, чуть дыша.
Игрушке даже ясно,
Играть с иглой опасно.
Подвижные игры «Наша безопасность», «Защита», «Рассказ по цепочке» закрепляют у детей знания основ безопасности.
Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, опасными ситуациями, проблемами загрязнения окружающей среды я занимаюсь на практике с детьми, когда провожу занятия с выходом на природу: «Пожарные- друзья леса», «Мы- альпинисты», «Птицы- наши друзья», «Целебная сила цвета», «Радуга здоровья»
Надо помнить, что положительные результаты в освоении детьми ОБЖ возможны не только при систематической и совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, но и в работе с родителями. В работу с родителями включаю консультации на тему: «Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖу», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Здоровье начинается со стопы», «Правильная осанка», «Движение- это жизнь», «ЛФК можно заниматься дома» и т. д.
Провожу спортивные развлечения, праздники с участием родителей: «Путешествие на остров Нехочух», где дети учатся заботиться о своем здоровье. На «Знахарских посиделках» родители учат детей бережному отношению к здоровью.
Совместные выходы на природу помогают родителям лучше узнать своих детей.
В познавательных беседах: «Что нужно для похода», «Укладка рюкзака» дети учатся у своих родителей брать самые необходимые вещи и складывать аптечку. Вместе с родителями учатся ориентированию на местности («Поиски клада»). В эстафете «Рыбалка» дети с помощью родителей развивают ловкость, быстроту реакции.
Сидя на привале, папа в роли «тренера по плаванию» рассказывает детям об опасности на воде, о том, как выйти из сложной ситуации. Мама в роли «медсестры» рассказала об опасности в лесу: ужалила пчела, и профилактике, если поранили руку- что может сделать сам ребенок.
От горячей спички летом
Загораются леса.
Если ты забудешь это,
Не спасут и чудеса.
Папа в роли «пожарного» предупреждает об опасности лесного пожара, как его избежать. В игре: «Убираем в лесу» дети вместе с родителями убирают мусор за собой.
Эффективность такой работы зависит от степени положительного примера взрослых.
Раздел «Ребенок на улице». Большинство несчастных случаев возникает на дороге. Наша задача- научить детей правилам поведения на проезжей части, правилам езды на велосипеде, познакомить с дорожными знаками.
Эту работу я провожу на «минутках безопасности, развлечениях, спортивно- познавательных досугах: «Уважайте светофор», «Про умных зверюшек», «Дорожная Азбука», «Турнир эрудитов», «Соблюдая правила дорожного движения, мы идем на день рождения».
Здоровье- одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать и играть со сверстниками. Для этого нужно быть здоровым! Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, слабости организма, плохого настроения.
Доношу до детей, что каждый должен заботиться о своем здоровье, не вредить организму, знать свое тело, научиться заботится о нем.
В доступной форме, привлекая иллюстрационный материал, через познавательно- спортивные досуги, минутки здоровья, знакомлю детей со строением своего тела, основных системах и органах человека (опорно- двигательной, мышечной, дыхательной). Провожу познавательно- игровые занятия: «Твой вечный двигатель», «Как прекрасен этот мир», «Путешествие в страну Почемучию».
В спортивно- игровом досуге «Чистота- залог здоровья»- дети узнали, что такое микробы и чем они опасны. «Как мы спасали Витаминку»- о полезной пище. О вреде курения дети узнали на развлечении «Ну, погоди!» с участием персонажей Волка и Зайца.
О пользе физических упражнений, закаливании организма дети узнают не только на обычных занятиях, но и в подвижных играх, на релаксации, на днях здоровья, на неделях здоровья, организованных совместно с воспитателями.
С воспитателями провожу консультации по дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, методике проведения самомассажа рук, ног, лица, ушей, шеи, которые можно использовать на занятии, минуткой отдыха, между занятиями. Знакомлю с комплексами упражнений после сна.
Для закрепления знаний о своем здоровье провожу подвижные игры: «Правила гигиены» с мячом, «Правда»- задаю вопросы о здоровье, дети отвечают, это правда или нет. «Доктор», «Как говорят части тела», «Йод» - о пользе его ранах, «Физкульт-привет!» о пользе зарядки, «Лесная поляна»- игра с передачей мяча. «Три слова»- назвать три слова о правилах поведения в лесу, на реке, дома, на дороге, опасные предметы с передачей мяча или другого предмета.
В силу особого значения охраны жизни и здоровья детей я придерживаюсь следующих принципов в работе:
1. Принцип полноты- работа по всем разделам программы.
2. Принцип системности- работа в течение всего года.
3. Принцип сезонности- использую местные условия, приближенные к естественным природным условиям.
4. Принцип возрастной адресованности- последовательно с учетом возраста ребенка.
5. Принцип интеграции- работу можно проводить как в совместной деятельности, так и в самостоятельной.
6. Принцип координации- работа совместно с родителями и воспитателями.
7. Принцип преемственности взаимодействия — работа с родителями, которые могут не только продолжать беседы, но и выступать активными участниками обучающего процесса.
Обучение детей ОБЖ позволяет решать целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, а самое главное осознанно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Ведь здоровье- это ЖИЗНЬ!