Папки-передвижки

Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией

Татьяна Борисова
Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией

«Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Сегодня много детей, у которых нарушена как в целом речевая система, так и отдельные ее компоненты. И дети с ОВЗ имеют не только проблемы в речевом развитии, но и психофизические особенности, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей образовательной работы. А именно:

• быстрая утомляемость;

• сниженная работоспособность;

• сниженная познавательная активность;

Публикация «Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией» размещена в разделах

• незрелость мотивационной готовности к деятельности;

• нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;

• слабая координация движений;

• сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.

В работе с данной категорией детей использование традиционных методик коррекционной работы не всегда приводит к желаемым результатам. В связи с этим возникла необходимость поиска новых технологий и приёмов для эффективного устранения недостатков в речи.

Среди современных инновационных технологий в коррекционной логопедической работе я успешно реализую одно из направлений конструктивной деятельности дошкольника – технику «оригами».

Цель использования элементов техники оригами на логопедических занятиях – реализация коррекционно-образовательных задач, стоящих перед учителем-логопедом в работе с дошкольниками с проблемами речевого развития.

Задачи:

• учить ориентироваться в окружающем пространстве, пространстве собственного тела, листа бумаги;

обучать ориентироваться в схемах и рисунках, основных символах;

• воспитывать внимание, собранность, дисциплинированность, аккуратность;

развивать умение следовать инструкции, доводить начатое до конца;

• развивать тонкую моторику руки и координацию движений;

• активизировать познавательную и речевую активность;

• расширять представление о различных сторонах и аспектах жизни;

• развивать творчество, инициативу, самостоятельность.

Оригами развивает мелкую моторику рук дошкольника, что важно для постановки руки и формирования почерка на этапе школьного обучения. Кроме того, тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе занятий дети учатся складывать лист бумаги по линиям, по-разному расположенных в пространстве; отрабатываются элементарные приемы, используемые в бумажной пластике, при этом развивается мелкая моторика рук, координация в пространстве, сила нажима, точность движений пальцев. «Оригами» учит следовать устным инструкциям и выполнять последовательность действий. Затем эти умения будут использованы детьми при складывании более сложных фигур.

В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук.

Во время работы дошкольники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь. Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом, обучение словообразованию, словоизменению, правильному употреблению предлогов. А дома, дети с удовольствием рассказывают родителям о своих поделках.

Таким образом, фигуры, сделанными способом оригами, решают ряд логопедических задач:

• работа над силой выдоха;

• автоматизация поставленных звуков;

• пополнение и активизация словарного запаса;

• развитие лексико-грамматической стороны речи;

• совершенствование навыков формоизменения и словообразования;

• развитие связной речи;

• совершенствование коммуникабельности;

«Оригами» — прекрасное средство оформления наглядных пособий. Применение такого наглядного материала повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы, особенно с детьми ЗПР и ТНР.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное).

Все это позволяет рассматривать технику «оригами», как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Конструирование и ручной труд являются практической деятельностью, направленной на получение определённого результата, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей.

Содержание работы в процессе развития у них навыков работы с бумагой в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В средней группе мы знакомим детей с бумагой, её особенностями, учим складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери; к автобусу — колёса). У детей формируются общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца. Также развиваются глазомер, чёткость движения рук.

В старшей группе продолжается совершенствование умений детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Дети учатся складывать бумагу по диагонали, чётко совмещая стороны и углы; работать по готовой выкройке, по несложной схеме.

В подготовительной группе на занятиях у детей совершенствуются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе : складывать бумагу в разных направлениях, делить её по диагонали, складывать готовые выкройки и соединять их по шаблону.

Достоинствами «оригами» следует считать:

• доступность бумаги как материала, простота ее обработки;

• не требуется больших материальных затрат;

• безопасность занятий, даже для самых маленьких детей.

Оригами — коллективное творчество. Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста, позволяет системно устранить речевые недостатки детей и подготовить их к успешному обучению в школе. «Оригами» – ступенька в речевом и личностном развитии ребенка.

Используемая литература:

1. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. — //Дошкольное воспитание № 8, 1990.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., Оригами : «Волшебный квадрат», издательский дом «Литература», 2003

3. Боготеева З. А., «Чудесные поделки из бумаги», 1999

4. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – М., 1998

5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / Г. Г. Григорьева — М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.

6. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет М. : Издательство ГНОМ и Д, 2012., 48 с.

7. Кирсанова С. В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 144 с.

8. Лиштван, З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада / З. В. Лиштван — М. : просвещение, 1981. — 159 с.

9. Матвеева О. В., Панжина Е. Н., Научно-методический журнал для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» - г. Чебоксары, № 2, 2013

10. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция Издательство: Детство-Пресс, 2006 г., 128 с.

11. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт. -сост. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.

Публикации по теме:

Аппликация из бумаги «Веточка рябины» в технике «оригами» для детей старшего дошкольного возрастаАппликация из бумаги «Веточка рябины» в технике «оригами» для детей старшего дошкольного возраста Материал для выполнения мастер – класса: - лист картона, - бумага зелёного и красного цвета - клей - ножницы - карандаш простой - линейка.

Детский мастер-класс «Домик в технике оригами» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс «Домик в технике оригами» для детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс "Домик" может быть полезен: детям старшего дошкольного возраста, воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами для детей старшего дошкольного возраста «Веселые мышата»Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами для детей старшего дошкольного возраста «Веселые мышата» «Веселые мышата» (в технике оригами).Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Озорной лягушонок» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Озорной лягушонок» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Озорной лягушонок» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Гвоздика» в технике «оригами» ко Дню гвоздик на МAAMМастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Гвоздика» в технике «оригами» ко Дню гвоздик на МAAM Мастер - класс для детей старшего дошкольного возраста «Гвоздика» в технике оригами ко дню гвоздик на МААМ. Сидим дома с пользой. Доброе.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста в технике оригами «Голубь» ко Дню голубя мира на МAAMМастер-класс для детей старшего дошкольного возраста в технике оригами «Голубь» ко Дню голубя мира на МAAM Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста в технике оригами «Голубь» ко Дню голубя мира на МААМ. Доброе время суток дорогие коллеги.

Мастер-класс «Кленовый листочек» из бумаги в технике оригами для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Кленовый листочек» из бумаги в технике оригами для детей старшего дошкольного возраста Описание работы: Мастер-класс предназначен для воспитателей и родителей в совместной деятельности с детьми. Назначение: Использование данной.

Мастер-класс «Оригинальная подставка для пасхальных яиц в технике «Оригами» (для детей старшего дошкольного возраста)Мастер-класс «Оригинальная подставка для пасхальных яиц в технике «Оригами» (для детей старшего дошкольного возраста) Совсем скоро придет самый светлый весенний праздник – Пасха. И в связи с этим многие люди начинают готовиться к нему заранее. Сегодня я.

Мастер-класс по аппликации в технике оригами «Волшебный цветок» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации в технике оригами «Волшебный цветок» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток, коллеги, гости моей странички. Сегодня вашему вниманию предлагаю не сложный мастер-класс по аппликации в технике оригами.

Мастер-класс по изготовлению «Стрекозы» в технике модульного оригами для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению «Стрекозы» в технике модульного оригами для детей старшего дошкольного возраста Цель: изготовление стрекозы в технике модульного оригами. Задачи: Обучить детей и познакомить родителей с поэтапным изготовлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 23:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД