Ирина Власова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание сказки «Белочка и Сойка»
▼ Скачать + Заказать документы
Провела – Власова Ирина Тимофеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ гимназия №1409, г. Москва
Актуальность:
Для успешной подготовки ребенка к школе Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой включает умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине. При этом дети считают, что это самое неинтересное занятие в детском саду. Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы? Степень включения ребенка в познавательный процесс зависит от его ЖЕЛАНИЯ, которое чаще всего мотивировано потребностями личности. Основной движущей силой возникновения желания в познавательном процессе ребенка является работа с проблемой. Методика ТРИЗ предлагает использовать творческие задания и игровые упражнения, содержащие противоречия (проблемы). Тогда у детей появляется желание познавать и преобразовывать окружающий мир. Данный конспект рассказывания сказки "Белочка и Сойка" включает алгоритм составления сказки морально-этического типа по методике ТРИЗ.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе, Творческое рассказывание сказки „Белочка и Сойка“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Белка. Составление рассказов, описания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Цели и задачи:
- Образовательные:
- расширить представления детей о белке (интеграция с образовательной областью «Познание/Формирование целостной картины мира»);
- учить детей находить предметы и взаимосвязи объектов, изображенных на картине (метод Подзорной трубы);
- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называния действий и взаимодействий предметов);
- продолжать учить составлять лемерики (рифмы, запоминать стихотворение по опорным картинкам;
- в ходе игры «Хорошо – Плохо» выявить характеры персонажей картины, предложить несколько вариантов рассказывания сказки в «заданном ключе»;
- формировать умение выслушивать собеседника, дать ему высказаться.
- Развивающие: развивать мышление, внимание, слух, связную речь.
- Воспитательные: воспитывать на примере сказки морально-этического типа, вызвать сочувствие и сопереживание героям сказки Белочке и Сойке, прививать любовь к животному миру.
Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Познание", "Коммуникация. Чтение художественной литературы".
Предварительная работа: изготовление коллективной работы -Книги о зиме, рифмование слов, придумывание сказок по сюжетным картинкам.
Материалы и оборудование: игрушка Белочка, иллюстрация с изображением белки в серой шубке, заранее оформленная детьми коллективная работа – Книга о зиме, опорные картинки к стихотворению «Почемучки», магниты, магнитная доска, картина «Белка и Сойка», два изображения Девочки-Хорошо и Мальчика-Плохо, мягкие шапочки Белочки и Птички, аудиозапись со звуками природы (вой ветра, маленький ковер (для релаксации, фланелеграф, карточки с изображением предметов (белочка, ель, пенек, сойка); карточки с записанными словами для составления рифм («зима», «намело», «белочка», «шубка», «грызет», «сойка», «семена»).
Ход ООД:
Картина «Белка и Сойка» находится в группе на уровне глаз детей. Вся работа по составлению рассказа проводится по этапам. По окончании каждого этапа вывешивается эмблема или значок совершенного мыслительного действия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, угадайте, пожалуйста, загадку. О ком идет речь?
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
Воспитатель: Правильно, у нас в гостях сегодня Белочка. (Показывает игрушку Белочку в рыжей шубке.) Летом шубка у белки была рыжевато-золотистая. А зимой она поменяла шубку на серебристо-серую, густую, теплую. (Показывает иллюстрацию.)
- Белочку иначе в народе называют «хлопотуньей», потому что всю осень она трудилась и делала запасы на зиму: собирала орехи, желуди, шишки, грибы. На всякий случай белка готовит на зиму не одно гнездо, а несколько. Чтобы в случае опасности спрятать своих бельчат. И вот наступила зима… Белочка часто зимует в глубоком дупле старого дерева. А днем она выходит на прогулку. Какие же истории могут произойти с Белочкой? Вам интересно? (Дети: да)
Воспитатель (обращается к игрушке) : Белочка, мы выучим и сами придумаем стихи и сказки про тебя! И запишем их в своей Книге о зиме. (Воспитатель показывает заранее изготовленную Книгу о зиме). Договорились? (Дети: да)
2. Основная часть.
1) Заучивание стихотворения по опорным картинкам.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения А. Власова «Почемучки» и разложите опорные картинки на доске в нужной последовательности. (Один ребенок размещает картинки на магнитной доске: «Почему», белка, хвост, «Для», ракета.)
Почему за белкой хвост
Растянулся во весь рост?
Для того, чтоб белка эта
Полетела как ракета.
Воспитатель: Давайте попробуем рассказать стихотворение по нашей схеме. (Дети заучивают стихотворение по опорным картинкам.)
2) Перечисление объектов, изображенных на картине.
Воспитатель: Белочка, а давай мы расскажем, какая история однажды с тобой приключилась в зимнем лесу. Посмотрите внимательно на картину. (Показывает большую картину на доске «Белочка и Сойка».)
- Давайте возьмем Подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов. (Дети выкладывают карточки на фланелеграфе).
3) Игра «рифмовки – лемерики»
Воспитатель: А давайте придумаем стихотворения – рифмы про предметы, которые мы выделили. Например:
Зима – дома
Белочка – стрелочка
Шубка - зубки
Грызет – кладет
Сойка – Зойка
Дети с рифмами придумывают стихи:
Вот, наконец пришла зима,
Запорошила все дома…
Жила-была Белочка -
Шустрая, как стрелочка…
Золотая шубка, остренькие зубки.
Все она желуди грызет,
Да в дупло к себе кладет…
Вот такая Белочка!
Прилетела птица Сойка
По имени Зойка…
Ищет Сойка семена.
В норке спрячется она.
Вот такая Сойка!
В середине занятия проводится физкультминутка "Белки".
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Релаксация. Психологический тренинг.
Воспитатель предлагает послушать звуки природы – шум вьюги, холодного ветра. Представить, что звери испытывают в лесу, когда так холодно. Дети садятся на коврик, слушают аудиозапись (вой ветра) с закрытыми глазами.
4) Игра «Хорошо - плохо» на определение свойств характера персонажей сказки (введение противоположностей)
Воспитатель: Каждый герой сказки обладает своим характером. К нам пришли гости Девочка-Хорошо и Мальчик-Плохо. Давайте поиграем вместе с ними.
Двое детей выходят к доске и спорят друг с другом.
Примерные фразы детей:
ХОРОШО, что у белочки теплая шубка. – ХОРОШО, ДА НЕ ОЧЕНЬ. Шубка такая яркая, что на снегу заметная.
ХОРОШО, что Сойка прилетела – ПЛОХО. Вдруг Лиса ее схватит, ведь она низко сидит.
ХОРОШО, что снега в лесу видимо-невидимо. – ПЛОХО. А где же птицам семена теперь найти?
ХОРОШО, что Белочка желуди нашла. – ХОРОШО, ДА НЕ ОЧЕНЬ. Она сама желуди ест, а никому не дает.
Хорошо, что у Сойки длинный клюв. – Хорошо, да не очень. Она клювом не сможет желуди разгрызть.
Хорошо, что у Белочки есть дупло. – ПЛОХО. Сойке совсем негде жить, ее гнездо засыпано снегом….
3. Заключительная часть.
Составление сказки в заданном ключе. Использование стихотворений и фраз, составленных в ходе предыдущей работы. Вывод в виде пословицы.
Дети рассказывают Белочке сказки. ( Можно одеть рассказчикам мягкие шапочки Белочки и Птички)
Воспитатель им предлагает варианты для составления сказки:
а) Дружба Белочки и Сойки. Жила – была Белочка… Хорошо, что наступила Зима…
б) Как Белка и Сойка однажды желуди не поделили…
в) Я – Белочка… (Ребенок одевает шапочку Белочки и рассказывает от лица Белочки)
Хорошо, что, наконец, наступила Зима…
г) Я – Сойка… (Ребенок надевает шапочку Птички и рассказывает от лица Белочки)
Хорошо, что у Белочки есть дупло…
Для вывода (морали сказки) предложить следующие пословицы:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Друг за друга держаться – ничего не бояться!
Была бы охота, заладится всякая работа.
Терпенье и труд все перетрут.
Кто чужого желает, тот и свое потеряет.
Литература:
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для педагогов.
2. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников. Авторские сказки с иллюстрациями.
3. Куликовская Т. А. Тренинги по сказкам. /Для детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
4. Окно в школьный мир. /Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе. /Технология ТРИЗ, Москва, 2010.
5. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. /Технология ТРИЗ, Москва, 2012.
6. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. - Мозаика – Синтез, 2012.