МААМ-картинки

ООД по художественно-эстетическому развитию «Как прекрасен этот мир! Народные промыслы Дагестана»

Абдуллаева Катя Асамудиновна
ООД по художественно-эстетическому развитию «Как прекрасен этот мир! Народные промыслы Дагестана»

Цель:

Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческих способностей у детей старшей группы, на примере народных помыслов Дагестана.

Задачи:

-Обучение росписи балхарской посуды, развивать творческие способности детей, их фантазию,

воображение, художественный вкус.

-Закрепить знания детей о народных промыслах Дагестана; навыки работы с гуашью;

Публикация «ООД по художественно-эстетическому развитию „Как прекрасен этот мир! Народные промыслы Дагестана“» размещена в разделах

-Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре своего народа; -Пополнить словарный запас детей: жюлла, чара;

-Способствовать развитию мелкой моторики.

Индивидуальная работа (оказать помощь нуждающимся детям при росписи кувшинов).

Предварительная работа: Беседы о народном прикладном искусстве Дагестана; Чтение и рассматривание книг, о быте и традициях дагестанского народа; Посещение

музея;

Лепка из глины

посуды;

Рисование элементов узоров балхарской росписи.

Материалы: Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов). Тарелки и кувшины, изготовленные из глины детьми на предыдущих занятиях, репродукция

глиняной посуды; глина, гуашь белая, две кисточки (тонкая и широкая, доска для лепки, салфетки, банки с водой, подставки для кисточек.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети под музыку в национальных костюмах заходят в зал.)

Педагог: - Здравствуйте гости дорогие!

Дети - Здравствуйте.

Дети присаживайтесь на стульчики, (дети садятся)

Педагог: Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы же знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия.

Земля русская издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Дета, а какими народными промыслами славится Россия?

Дети1: Россия славится Дымковской игрушкой.

Дети2: Городецкой росписью.

Дети3: Русской матрёшкой.

Дети4: Хохломской росписью Дети5: Гжельской керамикой.

Педагог: Молодцы. А сейчас на ковре самолете я приглашаю всех в необычное путешествие по высокогорным селам Дагестана, в центры народных промыслов.

Наша малая родина Дагестан. Горы дали название нашей республике: Даг - горы, стан - страна.

Более тридцати народностей живут в Дагестане.

Кто мне назовет их?

Дети: (русские, аварцы, даргинцы, табасаранцы, лакцы, лезгины, кумыки и

другие).

Педагог: Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел - художественная обработка металла, резьба по дереву, гончарное производство, ковроделие.

В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Унцукульцы гордятся своим аулом. Почти каждый из них мастер и хранитель легенд. О таких мастерах Фазу Алиева написала замечательное стихотворение «Старый мастер». Которое нам прочтет.

Ребенок:.

«Старый мастер»

Кто знает, сколько таких корявых

Морщинистых, сучковатых палок

Этот морщинистый, старый мастер

За долгую жизнь свою обстругал?

Гляжу я на крепкие, цепкие руки

Старого мастера из Унцукуля:

Не меньше на них царапин и трещин,

Чем на мозолистом этом суку.

И скоро в руках старика-умельца

Этот корявый сук превратится

В отполированную красавицу

- Стройную, в тонких узорах трость.

Педагог: Молодец. Продолжаем наше путешествие. И на пути нашего маршрута аул Кубани.

Ребенок: Тайну кубачинского изделия не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы - мастера.

Так говорил дагестанский поэт Расул Гамзатов о кубачинских мастерах.

Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубани, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайной работы с причудливым узором. Кинжалы, сабли, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия.

В каждой семье села Кубани хранили свой узор. Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, а это значит, узор напоминает изогнутые стебли, листья и цветы.

Работы выдающихся кубачинских мастеров Расула Алиханова, Гаджи и Магомеда Богатыревых, Али Малаева и многих других оценены во всем мире. Стихотворение нам расскажет.

Ребенок: «Кубачинская красавица».

Кубачинская красавица!

С десятью колечками,

С жемчужным ожерельем,

Шелковыми косами,

С красивой обувью,

В шелковом одеянии,

В шелковой головной накидке - С нелиняющим платком,

С парчовой чухтой,

С карманами из серебра.

Педагог: Молодец.

Мы подлетаем к аулу Хив.

Ручное ковроткачество - это наиболее распространённый и один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства Дагестана. Красотой узоров и цветовых сочетаний, прославились особенно табасаранские ковры. Все эти узоры - язык коврового искусства, отражающие окружающий мир, природу настроение. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, без ворсовые и войлочные. О секретах ковроткачества нам расскажут дети:

Физминутка.

Мальчики стоят во внешнем кругу, девочки во внутреннем лицом друг к другу.

Мальчики поют, девочки хлопают в ладоши:

Где узоры

Для ковра,

Ты нашла

Скажи, сестра.

На ковре

Твоем кайма

Сшита золотом Она?

Девочки поют, мальчики хлопают в ладоши:

На лугу

Полно цветов,

Погляжу

Узор готов.

Ля - ля - ля. Ля - ля - ля.

Ля - ля — ля. Ля - ля - ля.

Мальчики:

Где узоры Для ковра Ты нашла Скажи, сестра?

На ковре Твоем следы Горных туров,

Птиц, реки.

Девочки:

Тур промчался По горе След остался

На ковре.

Ля — ля — ля. Ля— ля — ля.

Ля — ля — ля. Ля — ля — ля.

Педагог: Молодцы. Последний пункт нашего путешествия аул Балхар, расположенный высоко в горах.

(Заходит бабушка Айшат в национальном костюме).

Бабушка Айшат: Здравствуйте, ребята! Я бабушка Айшат из аула Балхар.

Далеко ли путь держите?

Дети: Ой, как хорошо бабушка, что мы вас встретили, а мы к вам идем.

Бабушка Айшат: "Слыхали вы про наш аул Балхар?

Ведали вы, как люди месят глину?

Узнали вы, как трудится гончар.

Давая жизнь чудесному кувшину. "

Дети: Мы слыхали, но не ведали.

Бабушка Айшат: Легенду о первом гончаре слыхали?

Дети: Нет.

Бабушка Айшат: Послушайте

Жил был в бедном ауле, умный, трудолюбивый, веселый Калькуччи. Задумался он как помочь родному аулу выйти из бедности и придумал: «Глина! Глина на нашем озере! Обрадовался Калькуччи, вспомнил, как в детстве играли на берегу и лепили зверей, человечков, а девочки посуду для игр. Вот что нам поможет. Из красной глины будем лепить посуду, а белой глиной ее расписывать».

Сделал Калькуччи гончарный круг «жюлла» на котором лепили кувшины и придумал печь «чара» где их облгигают для прочности. Калькучи обучил гончарному делу односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой.

Вот так стал аул Балхар знаменитым аулом гончаров.

Ой, ребята, к нам в селение Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, которые изготавливают наши мастерицы.

И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь.

Я слышасга вы в детском саду хорошо справляетесь с этой работой! Поможете

мне?

Педагог: Конечно поможем.

Бабушка Айшат: Пройдемте ко мне в мастерскую.

Педагог: Ребята, занимайте рабочие места!

(Дети садятся на места).

Педагог: А какую балхарскую посуду вы можете назвать?

Дети: Кувшины, тарелки.

Педагог: А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети: Игрушки-свистульки, персонажи из сказок.

Педагог: Ребята в основе балхарской росписи лежит растительный, геометрический, а так же изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Пескотерапия.

Педагог; Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети1: Зигзагообразные, волнистые;

Дети2: Параллельные линии, штрихи;

Дети3: Завитки, спирали;

Дети4: Изогнутые стебельки, изображения глаза.

Педагог: Молодцы дети. А как называется краска для росписи балкарских изделий?

Дети: Ангоб.

Педагог: А как изготавливают ангоб?

Дети: Разводят глину водой до густоты жидкой сметаны.

Педагог: Дети мы знаем, что изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.

А мы сегодня, вместо ангоба будем работать гуашью!

Педагог: Мы с вами уже расписывали тарелки. Роспись начинали с центра. Педагог: Сегодня будем расписывать кувшин. Из каких частей состоит кувшин. Дети: Из горловины, тулово, основание.

Педагог: При росписи керамических изделий учитывается форма и поверхность изделия.

Для росписи кувшина нам понадобится две кисточки, для нанесения линий широкая, другая тоненькая для мелких элементов узора. Ребята посмотрите на горловину широкой кисточкой нанесу прямую линию, следующую линию нанесу у соединения горловины и тулова, а на центральную часть тулова нанесу 2 параллельные линии и последнюю линию на основание. А теперь концом тоненькой кисточки буду наносить элементы узора между линиями. Под линией горловины нанесу штрихи, между линией на центральной части тулова нанесу волнистую линию с точками. Основание тоже украшу штрихами, (рассматривается кувшин) Посмотрите какой кувшин у меня получился.

Ребята, а вы можете нанести на кувшин узор, который вам нравится.

(Словесное закрепление последовательного нанесения узора на кувшин).

Педагог: с чего начнем расписывать кувшин? (с горловины.)

Какими линиями ты украсишь тулово?

Как ты украсишь основание?

Сейчас приступили к работе. Спинки ровные, прямые. Включим музыку, она в работе помогает и настроение поднимает.

Самостоятельная работа:

На столе: баночки с водой, кисточки, тряпочки, тарелочки из глины, силуэты кувшинов, белая гуашь (ангоб.)

Дети работают самостоятельно. (Воспитатель ходит между столами и оказывает индивидуальную помощь).

Педагог: Ребята завершайте работу, бабушке Айшат не терпится посмотреть на

ваши изделия.

(После выполнения задания дети рассматривают работы, любуются, анализируют). Педагог: - Какая работа вам больше нравится? Почему?

Дети: - А мне нравится.

Педагог: Бабушка Айшат посмотрите какие красивые кувшины получились. Бабушка Айшат: Спасибо ребята. Вот и подарки готовы. Вы мне очень помогли! Я пойду встречать иностранных гостей, а для вас у меня сюрприз, не прощаемся,

приходите ко мне.

Итог занятия:

Педагог: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали, и что узнали?

Дети 1: Мы узнали, что селе Унцукуль, мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой

Дети 2: В ауле Кубачи мастера из золота и серебра делают красивые изделия.

Дети 3: В ауле Хив ткут ковры.

Дети 4: В ауле Балхар изготавливают глиняную посуду.

Педагог: Какие новые слова вы узнали?

Дети 5: Жюлла - гончарный круг.

Дети 6: Чара - печь для обжига посуды.

Педагог: Чем мы еще сегодня занимались?

Дети: Мы расписывали кувшины.

Педагог: Дорогие ребята, вы все сегодня были активными, очень старались, молодцы! Вам понравилось путешествие? Надеюсь и нашим гостям тоже понравилось. Но, к сожалению, наше путешествие по высокогорным селам Дагестана закончилось. Мы с песнями и весельем за сюрпризом к бабушке Айшат. (песня «Горный край»).

Публикации по теме:

«Как прекрасен этот мир!» (фотозарисовка)«Как прекрасен этот мир!» (фотозарисовка) Думаю многим МААМовцам понравился фоторепортаж Морозовой Марины Юрьевны из Ботанического сада МГУ со скромным названием "Аптекарский огород".

Фоторепортаж «Как прекрасен этот мир!»Фоторепортаж «Как прекрасен этот мир!» Использованы авторские стихи Мануковской Галины Михайловны. В моей жизни есть место для прекрасного. Люблю цветы, порядок и уют, Люблю.

Фотозарисовка «Как прекрасен этот мир — посмотри»Фотозарисовка «Как прекрасен этот мир — посмотри» Добрый вечер, дорогие коллеги! Вот и закончилось лето! Сегодня, я хочу поделиться с вами фоторепортажем на тему «Как прекрасен этот мир.

Конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир» Видео Конкурс чтецов в средней группе «Как прекрасен этот мир». Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Гаязиева Светлана.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга»НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Радуга» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая. Интеграция.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива»НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива» Цель: Уточнить их представления о крапиве. Познакомить с полезными свойствами крапивы, показать пользу и значение крапивы для человека,.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета»НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета» Цель: Учить детей вырезать и аккуратно приклеивать фигуры из цветной бумаги, создавая целостную картину. Задачи: -Учить детей из цветной.

Сценарий экологической инсценировки «Как прекрасен этот мир!»Сценарий экологической инсценировки «Как прекрасен этот мир!» Сценарий экологической инсценировки «Как прекрасен этот мир!» Под музыку Э. Грига «Утро» забегают девочки-цветы, танцуют. На фоне музыки.

Творческий проект «Как прекрасен этот мир!»Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Актуальность проекта: Одной из важных задач, отражённых в ФГОС является «объединение обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по художественно-эстетическому развитию «Как прекрасен этот мир! Народные промыслы Дагестана»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 22:43
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД