Новоселова Ольга Юрьевна
ООД по познанию «Всему свое время»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования и по делам молодежи администрации
муниципального образования «Медведевский муниципальный район» муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Ежовский детский сад «Солнышко»
Интегрированное занятие в старшей группе
по образовательной области «Познание»
Тема: «Всему свое время»
Разработала:
Старший воспитатель
Новоселова О. Ю.
с. Ежово
январь, 2018 года
Цель: систематизировать знания детей о временах года, их смене, последовательности, основных характерных признаках;
Публикация «ООД по познанию „Всему свое время“» размещена в разделах
Задачи:
формировать понятие об однонаправленности времени и представление о временных отношениях (в пределах года, уточнить отношения между «кусочками времени», развивать слуховое восприятие, воображение; воспитывать интерес и любовь к природе.
Методические приемы: моделирование, дидактические игры, чтение стихов, слушание музыки, игровая мотивация, вопросы, показ, объяснение, использование ИКТ.
Материал: карточки-символы «кусочков времени», «календарная матрешка», морфотаблица, видео фильм «Как происходит смена времен года»,записи музыкальных произведений, музыкальные инструменты, кукла- царь, ширма.
Предварительная работа: знакомство с глобусом, рассматривание картин, отображающих разные периоды жизни человека, таблицы «Смена времен года», частей суток, посещение планетария, чтение произведений В. Бианки «Синичкин календарь», К Ушинский «Четыре желания», С. Маршак «Двенадцать месяцев», В. Даль «Старик-годовик», чтение стихов о зиме, приметы, загадки о временах года.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: - Я вам расскажу сказку.
«Жил-был царь. (появляется на ширме кукла- царь).
Проснулся как-то рано утром, посмотрел в окно и ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он слугу.
Царь: Митрофан, сходи в сад малины нарви.
Митрофан: Иду, иду.
Воспитатель: Но вернулся ни с чем. Почему? Как вы думаете?
Дети: Зимой ягоды не растут.
Воспитатель: Решил тогда царь поохотиться на медведя.
Царь: Митрофан, неси мое ружье, пойду поохочусь на медведя, засиделся я.
Воспитатель:Удачной ли будет царская охота? Почему? (медведь зимой спит).
Воспитатель: Захотелось царю свою царицу порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить.
Царь: -Митрофан, сходи в лес, подснежников набери, да яблочек в саду нарви.
Воспитатель: Удалось ли царю сделать приятное царице? Почему? (яблоки зимой не растут, подснежники тоже).
Воспитатель: Царь хоть и взрослый, да не знает.
О что Царь не знает (предположения детей).
Что бывает в каждое время года, какое время года за каким идет.
Надо царю объяснить и помочь запомнить.
Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить (Формулируем вместе цель).Сколько времен года? Почему происходит смена времен года?
Воспитатель: Какое время года сейчас на дворе? (зима).
Как вы догадались? (дети перечисляют признаки зимы).
Перечислите все времена года? Сколько их всего?
У каждого времени года свои особенности. В природе происходят различные изменения. Вспомнить, что характерно для каждого времени года нам поможет игра «Собери картинку».
Вы должны подобрать к каждому времени года свою картинку.
Кто какое время года будет собирать каждая подгруппа вы узнаете по цветным моделям. (дети выставляют картинки на фланелеграф и рассказывают о каждом времени года. (Белый круг- зима, голубой- весна, зеленый- лето, желтый- осень).
Воспитатель: Вот, Царь-батюшка, что бывает зимой, весной, летом и осенью в природе.
А теперь поиграем в игру «Данетка» (вы должны отвечать на вопрос словом «да» или «нет»).
Всегда ли после зимы приходит весна, а потом лето, осень. (да)
Может ли после весны прийти зима. (нет).
Воспитатель: Почему происходит такая четкая смена времен года? Давайте посмотрим на линии Земли. (рассматриваем глобус).
Как называется линия, которая делит земной шар на две половинки? (экватор).
Как называются две половинки? (северное и южное полушарие).
В каком полушарии мы живем? (в северном).(Показ).
Посмотрим на эту модель (теллурий) и выясним почему происходит смена времен года.
Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. Сейчас у нас зима. Солнце освещает оба полушария, но одно из полушарий освещено лучше, потому что ось земли наклонена под углом к солнцу. На более освещенном лето, а на другом зима. Северное полушарие освещено меньше, поэтому у нас зима. Смену времен года можно показать на таблице:
(работа с морфотаблицей)
Северное полушарие Зима
(белый круг) Весна
(синий круг) Лето
(зеленый круг) Осень
(желтый круг)
Южное полушарие Лето
(зеленый круг) Осень
(желтый круг) Зима
(белый круг) Весна
(синий круг)
Ребенок работает у доски.
Воспитатель: Земля вращается вокруг Солнца и занимает положение, когда оба полушария освещены одинаково, тогда в Северном полушарии весна, а в Южном осень. А потом Земля поворачивается таким образом, что Северное освещено больше, чем Южное, значит у нас наступило лето, а в Южном полушарии- зима. Земля завершает свой круг вокруг Солнца и в Северном полушарии- осень, в Южном- весна.
Сколько сменилось времен года? (сменились все четыре времени года). Прошел год.
Воспитатель выставляет модель «матрешки», поделенную на 4 сектора, соответствующих цветовому обозначению времени года. (год).
А как зовут самую маленькую матрешку? (сутки).
Вторую? (неделя). Третью? (месяц).
Царь: Дети, а что больше месяц или год? Что меньше неделя или сутки?
А сколько в году месяцев? (двенадцать).
У каждого месяца свой характер, свои особенности.
Дети рассказывают поочередно о каждом месяце:
Январь – очень любит на санках кататься.
Февраль – очень любит снежками кидаться.
А март – очень любит пускать корабли.
Апрель – весь снежок убирает с земли.
А май – деревца одевает листвой.
Июнь- тот клубнику приносит с собой.
Июль – очень любит детишек купать.
А август – любитель грибы собирать.
Сентябрь – разным цветом покрасит листочки.
Октябрь – льет дождем словно из бочки.
Ноябрь – ледком покрывает озера.
Декабрь – на окнах рисует узоры.
Воспитатель: А может ли один месяц прийти раньше другого? Нет. (время движется в одном направлении).
Воспитатель: О явлениях природы, временах года писатели пишут рассказы, поэты стихи, художники картины, а композиторы сочиняют музыку.
Давайте попробуем озвучить картину зимнего утра (дня) при помощи голоса, пальчиков, шумовых инструментов, различных предметов. Вместо нот у нас карточки с изображением того, что нужно озвучить (шум ветра, пение синицы, шуршание поземки, скрип сосны на ветру, хруст снега под ногами). Чем можно озвучить пение синицы (дудочкой, скрип сосны (трещеткой, шум ветра (голосом) и т. д. Детям раздаются условные обозначения.
Дети под звучание музыкального произведения озвучивают с помощью выбранных инструментов картину зимнего утра (дня).Какая замечательная, музыкальная картина у нас получилась.
Воспитатель: - Как внимательно слушал нас Царь, много узнал и запомнил.
Давайте проверим и себя и его.
Поиграем в игру «Вопрос-ответ», по очереди задаем вопросы мы Царю, а он нам.
Дети: Сколько времен года?
Царь: Назовите «кусочки времени»?
Дети:- Назовите соседей лета?
Царь: Можно ли время повернуть назад? (нет, движется в одном направлении).
Воспитатель: Жаль, бывает, обидишь человека зря, вернул бы время назад, не стал бы обижать, и прожил бы этот кусочек времени по- другому. Лучше никого не обижать.
Царь: Теперь я запомнил: на охоту буду ходить осенью, ягоды собирать летом, а подснежники весной. И обижать никого не буду.