МААМ-картинки

ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация»: «Насекомые»

Татьяна Скрягина
ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация»: «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

ОД с дошкольниками в технологии

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа

Тема: Насекомые

Цель: Знакомить детей с насекомыми, учить выделять их среди других живых организмов; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; развивать умение пользоваться схемами и применять их в поисковой деятельности.

Публикация «ОД с дошкольниками в технологии „Ситуация“: „Насекомые“» размещена в разделах

Дидактические материалы: плакаты «Звери», «Птицы», «Насекомые»; фотографии с изображением различных живых организмов, включая насекомых; наглядный и раздаточный материал «Схема-модель для определения насекомых»; раздаточный материал для игры «Найди и раскрась насекомое».

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с насекомыми, их внешним видом. Дети учатся пользоваться схемой-моделью, с ее помощью определять насекомых среди других живых организмов. На протяжении всего занятия дети работают в подгруппах, парами, используя взаимопроверки. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 5-6лет.

Ход образовательной ситуации:

Логическая основа образовательной ситуации

Основная образовательная цель: научить детей пользоваться схемой-моделью «Насекомые» и уметь самостоятельно применять ее в определении насекомых среди других живых организмов.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать: знание о группах животных: звери, птицы, насекомые; названия некоторых насекомых, части тела насекомых, умение работать в паре при взаимопроверке.

Причина затруднения: дети не знают признаки насекомых, не умеют их (насекомых) выделять среди других живых организмов.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения: помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насекомые).

Новое знание = детское открытие: насекомые – это группа живых организмов, имеющие определенные признаки; умение по схеме-модели определять насекомых среди других живых организмов.

Включение нового знания в систему знаний: игра «Найди и раскрась насекомое» (дети, используя умение работать со схемой, находят насекомых среди других живых организмов)

I этап. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(дети сидят на коврике рядом с воспитателем)

Восп: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да) А принимать гостей вам нравится? (Да) Тогда принимайте нашу гостью! К нам пришла выпускница садика, наша давняя знакомая Маша (заходит Маша, частая гостья нашей группы).

Восп: Здравствуй, Маша! Как твои дела?

Маша: Здравствуйте! Я пришла к вам не с пустыми руками! (у Маши в руках фотоальбом и пачка фотографий).

- Этим летом я отдыхала у бабушки в деревне и увлеклась фотографией. Эти фотоснимки (Маша показывает пачку в руках) – результат моей работы. Я снимала объекты живой природы: зверей, птиц, насекомых… Этих снимков очень много и я решила попросить вас помочь мне разобрать эти фото на группы. Тогда в моем фотоальбоме будет порядок!

Восп: Ребята, поможем Маше? Хотите помочь? Сможете?

Детская цель: Помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насекомые).

II этап. Актуализация

Дидактическая задача: 1. Распределить фотографии с живыми объектами природы на группы (звери, птицы, насекомые)

2. Актуализировать у детей знания о насекомых, их внешнем виде.

- Ребята, а как можно помочь Маше? ( ответы детей: можно разложить в одну стопку фото со зверями, в другую стопку – фото с птицами, а что останется, то и будет фото с насекомыми).

- А вы помните признаки птиц и зверей? ( ответы детей: тело птиц покрыто перьями, а тело зверей – шерстью)

- Хорошо, давайте попробуем!

Задание для детей:

У каждого на столе лежат фото, которые принесла Маша, с разными объектами природы. Разделите все фото на 3 группы (звери, птицы, насекомые, работая парами. (после выполнения задания ребята осуществляют взаимопроверку)

III этап. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать затруднение, фиксировать его в речи детей.

Оказывается, не все дети справились с этим заданием. Возникает затруднение.

- Ребята, почему некоторые не справились с распределением фото на группы? (воспитатель заслушивает ответы детей)

Ответы детей:

- Мы не знаем, как выглядят насекомые.

- Они все такие разные, а называются одинаково – насекомые.

IV этап. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: 1) Выбрать метод решения затруднения. 2) Освоить умение понимать схему-модель «Насекомые». 3) Формировать представление детей об использовании схемы-модели для нахождения насекомых среди других живых организмов.

- Ребята, что же будем делать? ( предложения детей: можно спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедии, узнать или придумать план определения насекомых) - Правильно, ребята, существует такой план или схема-модель определения любых живых организмов, в том числе и насекомых. Вот она! (воспитатель показывает и разбирает с детьми схему-модель «Насекомые» : 3 пары ног, усики, 3 части тела (голова, грудь, брюшко)

3 пары ног

(рисунок) усики

(рисунок)

3 части тела

(рисунок)

- Ребята, на этой схеме изображены признаки насекомых :

1-й признак – только у насекомых 3 пары ног;

2-й признак – наличие усиков;

3-й признак – тело делится на 3 части (голова, грудь, брюшко).

Вывод: если вам надо найти среди множества живых организмов насекомое, должны совпасть (то есть присутствовать) все 3 признака насекомых, тогда рассматриваемый объект – насекомое.

V этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить умение пользоваться схемой-моделью для определения насекомых среди других живых организмов.

- А теперь проверьте себя по схеме, правильно ли вы отобрали фото с насекомыми…

- Как вы будете это делать? С чего начнете? ( ответы детей: мы проверим наличие 3-х признаков насекомых, используя схему-модель)

- Правильно, приступайте к работе! (самостоятельная работа со схемой по определению насекомых, взаимопроверка, обсуждение с воспитателем)

Физминутка на тему «Насекомые»

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Прилетели на лужок бабочки и пчелы.

Дружно сели все в кружок с песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, зажужжали пчелки.

Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети, комары зудят в кустах.

Лучше песни нет на свете, чем о пчелках и жуках!

- Теперь вы немного отдохнули и ясно представляете, кто такие насекомые и чем они отличаются от других живых организмов!

- Ну тогда вы сможете справиться со следующим заданием в игре «Найди и раскрась насекомое», где надо отделить насекомых от других живых организмов, используя известную вам схему-модель «Насекомые»

Игра «Найди и раскрась насекомое»

Детям раздаются листочки с картинками четырех живых объектов. Пользуясь схемой-моделью «Насекомые», дети находят и раскрашивают картинку с насекомым.

- Ребята, а как вы узнаете, что выполнили задание правильно? ( ответы детей: сравним со схемой-моделью «Насекомые»)

VI этап. Осмысление

Дидактическая задача: фиксировать достижение «детской» цели восстановить в памяти детей знания, позволившие достигнуть этой цели.

- Правильно, ребята, молодцы!

- Что полезного сегодня мы с вами сделали? (помогали Маше распределить фото с живыми объектами природы на группы)

- Вам удалось это сделать? (да)

- Каким образом? (мы опирались на знания основных признаков зверей и птиц, а также научились работать по схеме, определяя насекомых)

- Почему вам это удалось? (мы были внимательны, очень старались, научились пользоваться схемой-моделью для определения насекомых)

- Молодцы!

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Бабочки-крылатые красавицы» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Бабочки-крылатые.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Посылка для бельчат» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП). Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа. Тема: Посылка для бельчат.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для птиц» Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация»: «Насекомые»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 20:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация»: «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД