Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: младшая группа (3-4 года)
Тема: «Необычные ёжики»
Основные цели:
-сформировать элементарные представления об образе жизни ежей, уточнить представление о внешнем виде; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
-развивать внимание, речь, мелкую моторику;
-воспитывать любовь к природе;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Необычные ёжики“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактический материал: игрушка - ежик, картина с изображением семьи ежей в летний период, природный материал (сухие листья клена, сухая трава, крылатки клена в кистях, ягоды рябины, коробка, иллюстрации насекомых, каштаны, магнитофон.
Предварительная работа: наблюдение примет осени, просмотр презентации о лесных жителях средней полосы, пластилинография «Ежики», рассматривание альбома с фотографиями
Краткая аннотация к работе:
Данная образовательная деятельность по познавательному развитию разработано в технологии «Ситуация» и знакомит детей с образом жизни ежей.
Ход образовательной деятельности
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей возле себя на ковре.
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку ежика.
-Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости? (Ёжик)
-Ежик пришел не один, посмотрите, он пришел со своими маленькими друзьями (в коробке ёжики - неочищенные каштаны в колючей оболочке). Дети рассматривают их.
-Ежик просит вас помочь ему и его друзьям ежатам. Они собрались на праздник к мышкам и не знают, какие подарки подарить. А еще ежики после праздника не смогут добраться до своего гнездышка в лесу, так как снег раньше времени выпал, стало очень холодно. Как им быть?
-Ребята, вы хотите помочь ежатам?
-А сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать представление детей о приметах осени, почему происходят изменения в природе; о насекомых; развивать внимание.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень).
- А что осенью в природе происходит (листья опадают, дует холодный ветер, травка желтеет, птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся).
- Каких насекомых вы знаете? (муха, комар)
-Давайте поиграем в игру «Кто ползет, кто летает?». Я показываю картинки с разными насекомыми (стрекоза, пчела, комар, бабочка; разные виды жуков, муравей, личинка бабочки – гусеница, таракан, а вы должны отгадать, кто из насекомых больше любит летать, а кто больше любит ползать, и показать движением.
Дети изображают полет или передвижение по поверхности.
3. Затруднения в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, пока мы играли, наш ежик загрустил. Мы обещали ему помочь с угощением для мышат. Как вы думаете, какие гостинцы могут взять ежата для мышат, но чтобы ни у кого животики не заболели от еды?
- А что будут, есть на празднике сами ежата?
- А вы уверены, что такое угощение понравится мышатам и ежатам?
- Вы точно не можете сказать, чем питаются мышата и ежата, потому что еще не знаете.
- Откуда мы можем узнать правильный ответ (прочитать книги, посмотреть передачу, спросить у взрослого).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: уточнить представление о внешнем строении ежа, сформировать представление детей об образе жизни и питании ежей, сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель показывает картину с изображением семьи ежей в летнем лесу и предлагает ее рассмотреть.
-Кто изображен на картине?
-Где находятся иголки у ежа?
-Есть ли у ежа ушки?
-Как вы думаете, зачем ежик сворачивается клубочком?
Физкультминутка.
Еж спешил к себе домой
Нес запасы он с собой,
Через кочки он скакал, быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
- Ежи питаются насекомыми, а вот яблоки и грибы они не любят.
- Ребята, как вы думаете, могут они угостить яблоками мышат (да)
-Чем еще питаются мышата? (орехи, зерна)
Осенью ежики наедаются, толстеют и ложатся спать в гнездышко, находящееся в земле, выстланное листьями, травинками и пушинками (показ иллюстрации).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить знания о рационе питания ежей (что едят, что не едят, о спячке в зимний период, развивать мелкую моторику.
-Вот и наши ежики в гостях наелись и после праздника должны отправляться спать.
-Давайте мы приготовим ежатам домик, так как в лес они уже дойти не смогут, на улице снег и холодно.
Дети рвут на части листочки, травинки, отрывают семена клена и кладут все в коробку.
-Гнездышко для ежиков готово. А когда ежики проснутся голодные весной, чем будут питаться? (Насекомыми).
- Чтобы ежики, когда проснутся, могли угостить своих друзей мышат, давайте наколем на их иголки рябинки. (Дети накалывают на иголки рябинки). Угощение готово!
-Теперь, опускайте ежиков в коробку. А на прогулке мы ежат спрячем в «гнездышко» из листвы на нашем участке. Ежик горит Вам большое спасибо за помощь.
Дети прощаются с ежиком.
6. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Ребята, кто к нам приходил в гости?
- Кому вы сегодня помогли?
- Как вы помогли?
Используемая литература:
1. И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова «Интегация эстетического и экологического образования в детском саду. М. : Цветной мир, 2012г.
2. Л. Г. Петерсон, Л. Э. Абдуллина. Семинар-практикум. Системно - деятельностный подход в дошкольном образовании, выпуск 5, Москва