Елена Голомолзина
ООД «Школа волшебства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать
гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
образовательные:
• расширить представления детей о свойствах льда, снега, магнита, камня, сахара. Учить проводить опыты, соблюдая технику безопасности при их проведении.
развивающие:
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитательные:
Публикация «ООД „Школа волшебства“» размещена в разделах
• воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; интерес к экспериментам, доброжелательность и гостеприимство.
Интеграция познавательных областей:
познание:
• знакомство со свойствами льда, снега, магнита, камня, сахара; коммуникация:
• развивать диалогическую речь, обогащать словарь словами: эксперимент, плавится, шероховатый, прожилки;
физкультура'.
• физминутка; здоровье:
• здоровый образ жизни; социализация:
• совместная опытно - экспериментальная работа; безопасность:
• беседа о соблюдении осторожности с огнем, снег и лед есть нельзя; труд:
• учить убирать за собой после занятия оборудование, и помогать готовить его к занятию;
чтение художественной литературы:
• чтение о воде, снеге, камнях, загадывание загадок; художественное творчество:
• лепка из снега, изготовление различных льдинок из воды; словарная работа:
• обогащать и расширять словарь детей; индивидуальная работа:
• развивать усидчивость и аккуратность.
Материалы:
• Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.
• Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы.
• Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня.
• набор камней, лупы, стакан с водой, ложка, подносы, салфетки.
• тарелочки для снега, снег, лимон, разноцветные круги.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что началась наша встреча. Приглашаю вас на занятие, а оно у нас сегодня будет необычным. Каким бы вы хотели видеть наше занятие? (Ответы детей). А с каким настроением вы пришли на него? Давайте его покажем нашим гостям (улыбаются и дарят их своим гостям). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?
Дети: Да!
Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.
В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Превращаемся сейчас
Мы в волшебный, дружный класс.
(В групповой комнате заранее приготовлены 5столов с материалами для опытов)
Опыт со льдом
Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой — я вам сейчас расскажу.
(Проблемная ситуация). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
Дети: Нужно освободить бусинки.
Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?
(Дети высказывают свои гипотезы)
• Можно погреть в кулачке.
• Можно положить на батарею.
• Можно положить в теплую воду.
Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте подумаем, какой из предложенных способов самый быстрый. Вы думаете положить в горячую воду, давайте проверим: (проводим опыт, опускаем льдинки с бусинками в стакан с горячей водой и наблюдаем, что происходит)
Вывод: В горячей воде лед быстро тает и превращается тоже в воду.
Воспитатель: Я сегодня утром набрала снег и разложила его по тарелочкам, и интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой. Чтобы в нее попасть мы должны назвать прибор, с помощью которого мы сегодня будем проводить исследования. Так как называется прибор для исследований? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Молодцы! Теперь можем пройти за стол и сесть поудобнее. Сейчас мы с вами будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования – это (лупа) Найдите ее на своих столах.
Дети проходят за столы, на столах стоят одноразовые тарелочки с растаявшим снегом.
Воспитатель: Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? А давайте попросим нашу няню принести нам немного снега, и не забудем сказать волшебное слово «пожалуйста». Пока нам его принесут мы внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный, мокрый). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и очень грязный.) Давайте обозначим знаком, что его есть нельзя.
Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг, на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (под растаявшим снегом видно круг, а под снегом нет) Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.
Воспитатель: Ребята, а давайте сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (дети отвечают).
Воспитатель: Ну вот какие мы умницы и узнали много интересного о снеге. Подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (надо понюхать). Понюхаем сначала лимон, какой он? (ароматный). А теперь снег (у него нет запаха). Молодцы и теперь давайте сделаем вывод, какой же снег?
Вывод: Под растаявшим снегом видно круг, предметы, а под снегом нет, снег имеет белый цвет и он без запаха, снег – это замерзшая вода, снег грязный и холодный, его нельзя есть.
Физкультминутка под музыку:
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся на корточки)
Опыт с магнитом
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.
(На листе картона лежит скрепка, под картоном - магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам - прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)
Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит. А как вы думаете, все ли предметы может притягивать этот волшебный камень? (Ответы детей).Теперь я хочу, чтобы вы мне показали другое волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами? (Ответы детей) (Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).
Воспитатель: А еще нам злой волшебник сделал неприятность, спрятал предмет под крупу и в стаканы с закрашенной водой бросил неизвестные предметы, как нам их достать? (Правильно, с помощью волшебного магнита)
Вывод: Этот волшебный камень – магнит может притягивать железные предметы из любого места, даже из воды.
Опыт с камнями.
Дети, это еще не все волшебства, они продолжаются, давайте пройдем к этому столу, вам хочется узнать, что спрятано в этой коробочке?
Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит коробочка ощущений, внутри которой лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к коробочке. Просовывают руку и ощупывают предмет. Говорят, что же лежит внутри коробки? - Камень.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов, кроме лупы? (глаза, пальцы)
(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа)
Воспитатель: А сейчас мы с вами и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и размера у них камни (серый, коричневый, белый, круглый, квадратный, овальный и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Определение размера.
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” - Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? Да, взвешивают.
Вывод: камни имеют разные рисунки.
Определение веса.
Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? Да, взвешивают.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни в воде тонут и меняют цвет.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные, тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Камни бывают разных размеров, могут быть гладким и шероховатым, иметь разные рисунки, и по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт с огнем
Воспитатель: Вы были хорошими исследователями и конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его буду я, а вы внимательно наблюдать, его нужно делать аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться. Скажите, что же может произойти, если с ним неправильно обращаться? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите - на столе лежит ложка. Что в ней находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)
Сейчас я возьму ложку с сахаром и нагрею ее над огнем свечи. Внимательно смотрите, что происходит. (ответы детей) Каким стал сахар? (жидким и коричневым)
Почему? (Ответы детей)
Теперь жидкий сахар я осторожно перелью на ваши тарелочки, а вы в эти капельки вставьте зубочистки, и подержите немного. Что происходит с растаявшим сахаром? Каким он стал? (жидким и может переливаться). Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. А давайте сейчас попробуем взять зубочистки с капельками жидкого сахара и посмотрим, что с ним произошло? (он застыл, потому что мы его перестали подогревать.)
Вывод: При нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние.
(Воспитатель даёт инструкцию, о том, как правильно затушить свечу. С помощью баночки свеча гасится, выставляется запрещающий знак и о том, что самим не в коем случае нельзя это делать).
Воспитатель: Молодцы! Ну и, конечно, сейчас попробуете наше вкусное волшебство. Это вам награда, зато что вы так хорошо занимались, и многое узнали. Вам понравилось занятие? Трудным ли оно было для вас? Что интересного вы узнали сегодня? Я вам говорю спасибо, вы очень послушными были учениками. Но нам надо возвращаться назад. Закроем глаза, повернемся через правое плечо…и очутимся в группе. Занятие окончено, благодарим за внимание.
В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Возвращаемся сейчас
Мы в веселый, детский сад.