Папки-передвижки

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе

Алевтина Хазипова
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический опыт работы воспитателя

МДОУ – детский сад №51»

Хазипова Алевтина Замировна

«Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе»

Условия возникновения, становления опыта

Публикация «Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе» размещена в разделах

Имея большой педагогический опыт работы, с детьми младшего дошкольного возраста, я сталкивалась с проблемами качественной подготовки моих воспитанников к школьному обучению. Постоянный поиск ответов на вопросы подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег. Из средств массовой информации узнала о методике обучения чтению Н. А. Зайцева, изучив ее, поняла, что используя и дополнив играми методику Н. А. Зайцева, может реализовать ряд задач дошкольного образования, с учетом ФГОС, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности.

Прослушав полный курс лекций и пройдя практические занятия по методикам «Обучение чтению по кубикам Н. А. Зайцева», «Математика» я поняла свой идеал в воспитании и развитии детей. Эта методика позволила найти более глубокий и индивидуальный подход к каждому ребенку, соединить обучение и игру, развить интеллектуальные способности детей, а также сформировать психические процессы, так необходимые при поступлении в школу.

Ее основными принципами являются:

-предоставление выбора при обучении;

-учет потребностей ребенка-дошкольника в активности : физической, мотивационной, познавательной;

-свободный выбор позы в работе;

-личностное ориентирование;

-охрана зрения и профилактика нарушения осанки.

С помощью игровых методов и приемов, предложенных Н. А. Зайцевым, а также разработанных авторских игр по подготовке детей к школе, можно успешно обучать и детей с особыми образовательными потребностями.

Стойкие положительные эмоции, возникающие у детей, играющих со «звучащими» кубиками, одновременно выполняющих определенные интересные и веселые упражнения, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребенка, что благотворно влияет на его здоровье. Раскрепощение детей в игре (позы и поведения, так необходимое маленькому ребенку, способствует более быстрому усвоению изучаемого материала.

В игре всегда присутствует свободный выбор ребенка, самостоятельный поиск. Яркость, звучание кубиков привлекает внимание детей и вызывает интерес к действиям с ними. Важным достоинством учебных приемов является высокий уровень двигательной активности, формирования правильной осанки, улучшения речи детей, развития их индивидуальности.

Актуальность опыта

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, формирования физических и психических качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Современная жизнь предъявляет новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям на этапе поступления в школу.

Проблема готовности детей к систематическому обучению в школе является одной из центральных в психологии и педагогике. Ее значимость обусловлена тем фактом, что поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка. Резко перестраивается весь образ его жизни, условия в которых он действует, взаимоотношение с взрослыми и сверстниками, содержание и стиль деятельности. Школьные педагоги отмечают, что первоклассники, не прошедшие подготовку к школе в детском саду, испытывают затруднения в учебе: у них нет интереса, слабо развита связная речь и такие мыслительные операции, как обобщение, анализ, синтез. Они не могут сосредоточиться на уроке, не способны к творческому решению самых простейших задач. В современной психолого-педагогической литературе, посвященной этой проблеме, чаще всего речь идет о параметрах готовности. К числу относятся такие структурные компоненты, как здоровье, функциональная, интеллектуальная, личностная и специальная готовность. Согласно исследованиям физиологов, психологов и педагогов второй половины 20 века были определены основные черты понятия «неготовность к школе».

• Функциональная незрелость (плохое здоровье, низкая работоспособность, физическая неразвитость);

• Сенсомоторное отставание (недостаточное развитие восприятия, зрительно-моторных координаций);

• Социальная незрелость и эмоциональная неустойчивость (недостаточная вера в самого себя, гиперактивность, импульсивность, бесконтрольность поведения);

Посредственный уровень умственного развития (низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение обобщать, классифицировать предметы или явления, трудность в выделении сходства, различия, недостаточное развитие произвольной памяти, задержка речевого развития);

• Отклонения в способности концентрироваться (неумение сосредоточиться на задании, трудности восприятия словесной или иной инструкции).

Как подготовить ребенка к школе? Ведь существующая «инструктивно-принудительная» дидактика, отмечает, доктор медицинских наук, В. Ф. Базарный, окончательно заполнила весь педагогический процесс уже с дошкольной ступеньки. Вербальный способ познания, изучения жизни по книгам без привлечения сенсорно-стимульного разнообразия, без учета жизненного опыта ребенка приводит к тому, что уже в детском саду ребенок постоянно испытывает стресс. То, что традиционный тип обучения негативно влияет на здоровье детей, отмечают многие ученые.

Выбор форм, методов и средств образовательного процесса должен соответствовать валеологическими требованиям.

Не дети должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы, методы призваны формировать у них добровольную и значимую мотивацию к обучению. Взаимодействие «педагог - ребенок» должно осуществляться в сотворчестве, сотрудничестве. У ребенка всегда есть право на ошибку, а педагог помогает ему быть успешным.

Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности.

Умело организованная детская игра предполагает большой объем двигательной активности, развитие ориентировочно-поискового рефлекса, развитие умения общаться, устанавливать и соблюдать правила, умение работать в одной команде, умение оказать помощь.

Перспективность

Успехи дошкольников в овладении навыками чтения убеждают в возможности дальнейшего применения методики Н. А. Зайцева в развитии и математических представлений детей 3-6 лет. Данный опыт может быть использован педагогами, стремящихся определить наиболее эффективные методы и приемы развития и обучения воспитанников.

Ведущая педагогическая идея заключается в реализации и систематизации целенаправленного интеллектуального развития дошкольника, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, необходимой при подготовке к школе.

Исследования многих отечественных педагогов-психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, П. ЯГальперина) доказали, что именно в дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов. Вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для интеллектуального развития дошкольников посредством игровой мотивированной деятельности.

Теоретическая база опыта

Новизна

Данный педагогический опыт работы по использованию игровых методов и приемов для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста убеждает в том, что проблемы качественной подготовки детей к школе могут быть решены не в ущерб здоровью воспитанников.

Игровые методы и приемы, описанные в опыте, способствуют быстрому и прочному запоминанию букв, буквосочетаний, глобальному восприятию слов, исправлению звукопроизношения, развитию речи, памяти, мышления, внимания. Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная на занятиях, благодаря использованию игровой мотивации снижает у детей чувство неуверенности, позволяет ребенку активно действовать самостоятельно и стимулирует навыки взаимодействия в коллективе.

Включение в программу образования детей старшего дошкольного возраста игровых методов и приемов по методике Н. А. Зайцева позволило без особых трудностей решить проблему качественной подготовки детей к школе.

Стабильность

Стабильные и положительные результаты в работе по обучению детей 4-6лет с использованием игровых методов и приемов, обусловили возможность организации данной работы с детьми младшего дошкольного возраста, эффективность, которой подтверждена практикой.

Технология опыта

Оценив преимущества данной методики, я решила использовать ее в своей педагогической деятельности, дополнительно разработав авторские развивающие игры для развития у детей интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей с помощью игровых методов Н. А. Зайцева потребовало проведения следующей предварительной работы:

-изучения литературы;

-курсовой подготовки по методике Н. А. Зайцева.

Изучив литературу по методике Н. А. Зайцева, поставила перед собой цель:

Содействовать интеллектуальному развитию детей, путем использования игровых методов и приемов методики Н. А. Зайцева.

Для реализации поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Выявить и овладеть на практике спецификой организации педагогического процесса в соответствии с педагогической технологией Н. А. Зайцева с детьми старшего возраста.

2. Индивидуализировать подход к детям с учетом их возможностей.

3. Сохранять здоровье и осуществлять оздоровление воспитанников.

4. Способствовать высокому уровню психомоторного развития.

5. Способствовать высокому уровню интеллектуального развития и креативности.

6. Формировать начальные навыки чтения и письма с помощью игровых методов и приемов.

Успех образовательной работы с детьми зависит от наличия тесного взаимодействия с семьями. На родительском собрании, консультациях я познакомила родителей с этой методикой : раскрыла цели, задачи, рассказала о специфике обучения; предлагала родителям самостоятельно петь по таблице, составлять слова из кубиков, играть в подобранные словесные игры. Методика пришлась по душе родителям.

Так в группе стали появляться первые деревянные указки, набор из кубиков, таблицы, диск с попевками. Родители стали активными участниками создания развивающей среды группы : приобрели пособия «Продуктовый магазин», «240 картинок», отпечатали карточки с именами. Также свои имена получили дидактические и развивающие игры

Особое внимание уделили первому знакомству детей с кубиками. Они увидели кубики, которые отличались по ряду параметров: цвету, звуку, весу, размеру, графическому изображению букв. Каждому ребенку была предоставлена возможность самостоятельного знакомства с новой «игрушкой». В процессе игры они узнали, что кубики делятся на «деревянные», «железные», «большие и маленькие», «золотые», «белые молчуны». Основное правило методики : от наглядно - действенного к словесно-логическому. Чтобы детям было интересно игры разделены на ступени, в порядке усложнения, но нельзя забывать: педагог идет от детей, мы для ребят, а не ребята для методики.

Игры 1 ступени.

«Какое слово тебе написать»

«Башенки»

«Классификация»

«Островки»

«Угадай по звуку»

«Какой кубик спрятался»

«Споем по таблице веселую песенку»

• «Чудесный мешочек

Игры 2 ступени.

«Озвучь склад»

«Озвучь кубик»

«Пропевание таблиц»

«Какую песенку тебе спеть»

«Имена»

«Игры на классификацию»

«Различные поезда»

«Нажми на кнопочку» (кубик)

«Веселые слова»

«Сосиски сардельки»

«Парочки А – я»

«Бег с поручением»

«Командная игра»

Прошло время, дети научились ориентироваться по таблице, узнавать песенку своего имени, испытывать радость, восторг, удивление оттого, что они могут прочитать небольшие слова, самостоятельно найти «свой кубик», составить свое имя, за короткий промежуток времени (февраль - май) были решены следующие задачи:

• Дети познакомились с кубиками и таблицами

• Научились классифицировать кубики по размеру, цвету, звучанию

• Пропевать таблицы вместе со взрослым

• Находить заданный кубик из общей массы

• Прочитывать свои имена

Строить двойной поезд: ПАпя, РАря

Игры 3 ступени.

«Конкретное слово из конкретных кубиков»

• Конкретные слова из всех кубиков»

«Предложения»

«Складовые картинки»

• «Стихи плакаты. Песни плакаты.

«Плакаты с легкими текстами»

«Загадки, скороговорки»

С изменением возраста воспитанников усложнялись и задачи: необходимо было развивать такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь, а также формировать мотивационную готовность к школе.

Анализ диагностики развития интеллектуальных способностей у детей, проведенной психологом в начале учебного года, выявил:

1. Высокий уровень развития памяти-32% детей, средний-48%, низкий-20%.

2. Высокий уровень развития мышления-28%, средний-50%, низкий-22%.

3. Высокий уровень развития образных представлений-32%, средний-47%, низкий-21%.

4. Уровень саморегуляции, средний-82% детей, низкий-28%.

(методика – детский вариант «Теста Д. Векслера», методика «Прогрессивные матрицы» - Дж. Равенна, тест Гудинаф-Хариса «Нарисуй человека», «Логическая классификация»- Лурия А. Р. -Карпова С. Н.)

На решение этих задач были направлены игровые комплексы, составленные из следующих игр:

«Живое слово»

«Целое-часть»

«Назови одним словом»

«Огород»

«Придумай клички животным»

«Магазин»

«Четвертый лишний»

«Обед»

«Ферма»

«Зоопарк»

«Что бывает только белым, красным, зеленым и др.»

Планирование игровых занятий носило тематический характер, что позволило систематизировать знания детей об окружающем мире. Стимулировало познавательную активность, расширило кругозор воспитанников.

Особое внимание уделялось развитию речи, в частности формированию звуковой культуры речи. Ежедневное пропевание таблиц в разных направлениях и кубиков способствовало развитию артикуляционного аппарата. Манипуляция с кубиками, работа по таблицам способствовали развитию зрительно-моторной координации. Упражнения на составление и произношение слов с заданным кубиком формировали навыки введения проблемного звука в живую речь, развивали навыки фонематического анализа. Дети не только слышали заданные звуки, но и различали зрительно, вспоминали местоположение в таблице складов, внешний вид кубика, на котором написана буква или слияние букв. Ребята могли обследовать кубик в руках, услышать звук кубика.

Заучивание скороговорок, потешек, стихов способствовало совершенствованию речевого аппарата детей, развития памяти.

Прочитывая большое количество карточек-слов по определенным темам, пословиц, поговорок, небольших произведений, запоминая новые слова, дети обогащали свой словарный запас.

В специальных тетрадях записывали печатными буквами стихи, которые заучили с детьми в группе. Участие, заинтересованность родителей делали эту работу более результативной. Дети давно с удовольствием могли прочитать самостоятельно уже знакомые стихи.

Эта работа позволила ребятам овладеть навыками чтения, развивать речь, память, обогащать активный словарь. Многократное прочитывание приводило к развитию произвольной памяти. В дальнейшем дети использовали данный материал в повседневной жизни.

С помощью игровых методов и приемов развивались не только познавательные и психические процессы, но и появились успехи в усвоении учебной деятельностью. В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми небылиц, «перевертышей», загадок. Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, использовала в своей работе их ежедневно. Это позволяло давать воспитанникам информацию познавательного характера. Сначала дети составляли отгадки из кубиков, печатали по таблице, затем прочитывали вместе на плакатах, индивидуально, загадывали друг другу.

Используя элементы методики ТРИЗ-РТВ, дети самостоятельно составляли загадки, затем печатали их на лист, отгадку-картинку наклеивали. Так получилась первая детская книга «Загадки», где у каждого была своя страничка.

После того, как дети научились читать, перешли к освоению звукового анализа слов. Это не вызвало никаких сложностей для детей, так как кубики различаются размером и цветом, имеют свой «голос», это гласные; глухие и звонкие согласные приобретают отличный друг от друга зрительный и звуковой образец. В результате задействуются разные органы чувств, что дает возможность понять разницу между твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными. («Деревянные» кубики – это глухие звуки; «железные» - звонкие; «большие» - твердые; «маленькие» - мягкие).

Кубики и таблицы помогают детям писать грамотно. Составляя слова из кубиков, прописывая их по таблице, печатая в тетради карандашом, у детей формировались предпосылки правильного написания буквосочетаний.

Печатая слова на доске мелом, в тетрадях, подписывая нарисованные открытки («Поздравим с праздником маму папу», рисунки – дети развивали мелкую моторику руки.

Особый интерес у детей вызывало решение кроссвордов, грамматических ребусов, головоломок. Эти задания способствовали развитию памяти, мышления, моторики руки.

Игровые методы обучения предоставляли возможность даже гиперактивным детям овладеть навыками чтения.

Замечали успех и родители. Ребята прочитывали вывески: «Аптека», «Магазин», «Овощи и фрукты», «Школа», «Касса», названия продуктов, газет, журналов.

Организация детей небольшими подгруппами, где всегда присутствовал принцип соревновательности и взаимообучаемости, приучала ребят соотносить свои действия с действиями коллектива и партнеров по команде. Совершенствованию коммуникативных навыков способствовали командные игры. Занятия проходили с большим интересом. То, с чем трудно справиться самому, при поддержке товарищей решалось легко просто.

«Игра тогда и только тогда является игрой, когда есть Твой поиск, Твой выбор, Твоя борьба», - пишет Н. А. Зайцев, поэтому каждый урок – это процесс, в котором ученик находится в активной позиции, т. е. обучается сам с помощью взрослого и сверстников. Весь процесс строится на основе познавательной инициативе ребенка, который постоянно оказывается в ситуации самостоятельного поиска решений.

Результативность

Развитие интеллектуальных способностей. (Методика-детский вариант «Тест Векслера», методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна, тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека», «Логическая классификация» - Лурия А. Р. -КарповаС. Н.).

Анализ психологической диагностики интеллектуального развития детей проведенной в конце года выявил, что у 25% детей - высокий уровень интеллектуального развития, у 75% детей - средний уровень, низкого уровня нет.

• 37%- имеют высокий уровень наглядно-образного мышления,

• 63%-средний уровень

• 63% детей имеют высокий уровень непроизвольного запоминания

• 37%-средний уровень

• У 36% саморегуляция развита на высоком уровне

• 64%-на среднем уровне.

Вывод: результаты психодиагностического исследования детей в конце года в сравнении с диагностикой исходной ситуации убедительно доказали, что использование игровых методов и приемов Н. А. Зайцева способствует развитию интеллектуальных способностей. Найден верный путь – использовать переработку информации через все каналы восприятия (вижу-слышу-ощущаю-сравниваю). Принцип, лежащий в основе методики – «от наглядно-образного, через конкретно-действенное к словесно-логическому» позволяет эффективно устранять или компенсировать трудности ребенка с тем, чтобы раскрыть его сильные стороны, предоставляет возможность каждому найти свою траекторию развития.

Таким образом, методики Н. А. Зайцева отвечают особенностям психического, интеллектуально-личностного развития, что способствует успешному обучению детей, реализации творческого потенциала и гармоничного личностного развития.

Адресная направленность

• педагогам дошкольникам

• преподавателям начальной школы

• психологам

• логопедам

• родителям

• музыкальным руководителям

Библиография

1. Закон «Об образовании», 2011.

2. Зайцев Н. А. «Письмо, чтение, счет». Учебник нового типа для родителей, воспитателей, учителей,1997.

3. Зайцев Н. А. «Кубики Зайцева», учебник для родителей, воспитателей, учителей, 2005.

4. Зайцев Н. А., Струве Г. «Читай и пой».

5. Интеллектуально-личностное развитие детей с психологическими особенностями посредством использования методик Н. А. Зайцева. Материалы Международной научно-практической конференции,2006.

6. Терентьева С. А. «Кубики Н. А. Зайцева: успехи очевидные», 2004 .

7. Федотова Е. С., ЕвдокимоваГ. М., РыбаковаТ. В. «Обучаем чтению и математике по методике Н. А. Зайцева», 2005.

8. «Диагностика умственного развития дошкольников», (Под редакцией Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, 1978.

9. Гуткина Н. А. «Психологическая готовность к школе», 1993.

10. «Психологическая диагностика», учебное пособие под редакцией К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, 1997.

11. ЧупахаИ. В., ПужаеваЕ. З. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», 2003.

12. Базарнова В. Ф. «Методика динамических поз».

13. ЕршовА. П., Букатов В. М. «Нескучные уроки»

14. Бобро Т. П. «Ценности учителя»- личностно-ориентированное обучение. Сборник научных трудов «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения». 2005

Публикации по теме:

Презентация «Игра как средство подготовки детей к школе» «Игра-это особое светлое, нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Игровые технологии как средство обучения грамоте Игровые технологии как средство обучения грамоте. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Игровые технологии для развития интеллектуальных способностей детей Игровые технологии, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей.

Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе» Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников» «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности.

Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 23:15
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Хазипова (УИ 1472000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД