МААМ-картинки

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей

Анастасия Гостева
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.

Актуальность

Публикация «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей» размещена в разделах

Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и образования, стимулирует поиски новых, более эффективных подходов к этому процессу. В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.

Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача- помочь дошкольникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Но это возможно лишь в том случае, если педагоги помогут воспитанникам научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать свои собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

В результате рефлексии выявила, что мне не хватает компетентности в области применения технологии ТРИЗ.

Все вышеизложенное определило тему самообразования «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»

Использование данной технологии в детском саду позволит создать условия для развития у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.

Работа по теме саморазвития рассчитана на 2года, в период с 2016 по 2018 г.

Цель:

Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Освоение современных психолого-педагогических технологий,

Задачи саморазвития :

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

• Изучить и внедрить технологию ТРИЗ, ее формы, методы и приемы обучения в педагогический процесс.

• Проанализировать опыт работы других педагогов – новаторов по использованию технологии ТРИЗ.

• Создать психолого-педагогические условия для развития способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ.

• Разработать перспективное планирование детьми 3-7 лет в соответствии с тематическими неделями ДОУ.

Перечень вопросов саморазвития :

• изучение психолого-педагогической литературы;

• разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

• изучение педагогического опыта других педагогов по теме «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников» ;

• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса с использованием технологии ТРИЗ.

Предполагаемый результат саморазвития :

• Знание методик и форм работы, использование ТРИЗ технологии в ДОУ.

• Создание образовательной среды, центр «Игры для детей по технологии

-ТРИЗ».

• Положительная динамика показателей интеллектуального развития детей.

Развитие фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях

• умение провести рефлексию опыта работы по теме;

• разработка индивидуальную программу профессионального саморазвития;

• ведение мониторинга своего профессионального роста;

• обобщение и распространение опыта на различных уровнях;

• умение организовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.

Этапы педагогического саморазвития

Этапы само-развития Содержание работы Сроки Практическая деятельность

Диагности-ческий Изучение образовательной технологии – ТРИЗ

Использование интернет источников

Обновление методической и практической литературы, наглядного материала по вопросам использования ТРИЗ-технологии в ДОУ.

Изучение методических и практических новинок литературы по вопросам реализации ТРИЗ – технологии в ДОУ 2016-2017г.

Сентябрь-октябрь

Сентябрь-май Утверждение плана саморазвития.

Пройти курсы повышения квалификации по использованию ТРИЗ – технологии в ДОО

Изучение литературы:1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Ардашева Н. И., Гуткович И. Я, Костракова И. М., Сидорчук Т. А. Истории про. -Ульяновск, 1993г. - 46с.

4. Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М. 1996 г.

5. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

6. Мурашковска И. Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

7. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

8. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. \сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с. 10. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.

11. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

12. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

13. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.

14. Сидорчук Т. А. Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.

15. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.

16. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

Прогности-ческий Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) Октябрь-ноябрь

Сентябрь-декабрь

Апрель-май -Выступление на педагогическом совете по теме «ТРИЗ как инновационная технология развития творческого мышления»

-Семинар –практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников»

-Подбор пакета диагностических методик отслеживания результативности целей и задач по внедрению технологии

-Работа над сбором и оформлением дидактического материала: Изготовление картотеки

игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ

технологий.

-Показ открытого методического мероприятия в ДОО с использованием ТИРЗ технологий.

Показ открытого педагогического мероприятия на районном семинаре

-Психолого-педагогическая диагностика.

Практи-ческий Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса

Корректировка работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.

Результаты работы

Октябрь-ноябрь

Сентябрь-май.

Апрель-май -Разработка проекта «Внедрение в образовательное пространство ДОУ методов и приёмов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

-Разработка сборников практического игрового материала и конспектов НОД в соответствии с «Календарём жизни ДОУ»

-Обогащение РППС развивающими играми и пособиями по ТРИЗ – технологии

-Посещение вебинаров,семинаров

-Ведение мониторинга эффективности выбранных методов и приемов работы.

-Открытые показы для воспитателей

-Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

-Участие конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»

-Представление опыта работы на районном методическом семинаре.

Ведение персонального сайта

-Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

Обобщаю-щий Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы Апрель май -Демонстрация пособий, дидактических игр по ТРИЗ – педагогики (изготовленых педагом)

-Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»

-Публикация материалов в СМИ

-Размещение материала по теме на сайте ДОУ, в электронном портфолио в социальной сети.

-Распространение опыта работы на муниципальном региональном, уровне.

-Создание на официальном сайте МБДОУ страницы, отражающей деятельность по реализации методов и приёмов ТРИЗ – технологии

-Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Примерная смета расходов на саморазвитие :

№ Наименование затрат на саморазвитие Сумма затрат (руб.)

1 Курсы повышения квалификации 6000.

2 Приобретение методической литературы 2550.00

3 Участие в интернет-конкурсах : 400.00

Итого: 8950.00

Публикации по теме:

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация - это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП» 1. Введение в проблему. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ- технология, как средство.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. " Цель проекта: Выяснить влияние нетрадиционных техник.

Мыльные пузыри как средство развития творческих способностей у дошкольниковМыльные пузыри как средство развития творческих способностей у дошкольников ва года назад меня заинтересовала тема обучения дошкольников нетрадиционным техникам рисования. Эту тему я выбрала для своего самообразования.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ Статья посвящена проблеме развития творческого воображения,.

ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей
Опубликовано: 18 октября 2017 в 20:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД