Ирина Букарева
Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов на тему:
ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Старший воспитатель
МБДОУ Детский сад № 226:
Букарева И. А.
Публикация «Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются с учетом их особых образовательных потребностей и получают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное образование дает возможность ВСЕМ детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
В основе инклюзивного образования нашего образовательного учреждения лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.
В нашем образовательном учреждении обучаются и воспитываются 89 детей с ОВЗ. Из них – 11 детей-инвалидов. В основном это воспитанники с нарушением зрения.
Наблюдаются такие группы воспитанников по степени и характеру нарушения зрения :
1) Дети с крайне тяжелыми нарушениями зрения (дети со светоощущением, дети с остаточным зрением).
2) Слабовидящие дети.
3) Дети с функциональными расстройствами зрения (чаще имеется один благополучный глаз, позитивная перспектива восстановления зрения, сочетание зрительных нарушений с заболеваниями нервной системы).
Основные зрительные диагнозы:
Миопия (близорукость).
Гиперметропия (дальнозоркость).
Астигматизм.
Амблиопия.
Косоглазие.
Миопия –
• нарушение оптической системы глаза, при котором лучи света собираются в фокус перед сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.
• человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него – плохо.
Гиперметропия –
• нарушение оптической системы глаза, когда лучи света собираются в фокус за сетчаткой.
• человек хорошо видит предметы, расположенные далеко, а расположенные вблизи – плохо.
Астигматизм –
• нарушение оптической системы глаза, когда изображение формируется в глазу в двух разных точках, возникает два фокуса.
• Человек плохо видит и вблизи, и вдаль; появляется размытость, искажение или двоение изображения, пространство может восприниматься в виде сферы.
Амблиопия –ухудшение зрения без видимой анатомической основы.
Один глаз, чаще всего, видит хорошо, а другой бездействует («ленивый глаз»).
Один из методов лечения – окклюзия. Чаще всего, это выключение из акта видения хорошо видящего глаза (заклеивание стекла очков, чтобы «ленивый глаз» начал работать.
Косоглазие - отклонение зрительной оси одного или двух глаз от общей точки фиксации.
Косоглазие может быть сходящимся (внутренним) или расходящимся (наружным).
Общие рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения.
1) Соблюдать режим дня, установить правильное чередование занятий (труда) и отдыха (соответственно возрасту).
2) Создавать специальный режим зрительной работы :
- следить за правильным пользованием очками;
- обеспечить хорошее освещение;
- соблюдать режим зрительной нагрузки (не более 7 минут);
- проводить зрительную гимнастику несколько раз в день (особенно после зрительной нагрузки).
3) Следить за правильной посадкой детей во время занятий.
4) Готовить учебно-наглядные пособия:
- по цвету – разнообразные, яркие, контрастные, насыщенные, с четким контуром;
- по размеру – для раздаточного материала не менее 2 см, для демонстрационного материала – 15-20 см (мелкие детали показываются крупно дополнительно);
- по форме – разнообразные, преимущественно объемные;
- контрастный фон для рассматривания объектов, картин (предпочтительнее зеленый, черно-белый, коричневый или оранжевый цвета фона).
5) Замедленный темп ведения занятия при знакомстве с объектом, т. к. детям требуется больше времени для зрительного восприятия и осмысления увиденного.
6) В процессе знакомства с предметом ребенку разрешается дополнительно подходить к объекту для более точного рассматривания.
7) Демонстрируемый материал предъявляется не далее 1 м от глаз.
8) Противопоказаны чрезмерные физические усилия: резкие движения, прыжки, подъем тяжестей, резкие и длительные наклоны туловища и головы, сотрясения тела.
Организационно-методические рекомендации обучения воспитанников
с нарушениями зрения в зависимости от вида глазной патологии
При миопии:
• Размещать детей с близорукостью ближе к окнам и в первых рядах.
• Удалять рассматриваемые при работе предметы на возможно большее расстояние от глаз (не ближе 30 см от глаз).
• Предлагать для рассматривания темные изображения на светлом фоне.
• Изображения должны быть простыми, с четким контуром, без бликов.
При гиперметропии:
• Детей размещать на задних рядах вдали от прямых солнечных лучей (при условии хорошей освещенности).
• Лучше предлагать фронтальные, чем индивидуальные, пособия с четко очерченными контурами.
• Предлагать упрощенные пособия, без мелких деталей.
При астигматизме:
Не давать для изучения движущиеся объекты.
Рассматриваемые изображения должны быть простыми, не перегруженными деталями, с четким контуром, без бликов.
Оказывать помощь ребенку при ориентировке в пространстве.
При амблиопии:
При рассадке ориентироваться на окклюзию: «открытый» глаз должен быть направлен в центр доски.
При показе объекта ребенок должен находиться у доски со стороны «открытого» глаза.
Развивать цветовосприятие сине-фиолетовых цветов спектра.
Развивать внимание и восприятие мелких деталей, их формы, формы предметов.
Развивать пространственное видение (1-й, 2-й, 3-й планы, ближе – дальше и т. д.).
При косоглазии:
При сходящемся:
- взор вдаль, вверх (наглядный материал предлагается на подставке, физические упражнения с направлением взора вверх, бросание мяча в цель);
- рассаживать по центру со стороны «открытого» глаза.
При расходящемся:
- взор вниз, вблизь (наглядный материал лежит на столе, физические упражнения с направлением взора вниз);
- рассаживать по центру во 2-3 ряд.
Главная задача педагога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, - поддержать позитивную динамику лечения зрения и создать ситуацию успеха каждому ребенку в очках.