Получи документы

Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения

Ирина Букарева
Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов на тему:

ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Старший воспитатель

МБДОУ Детский сад № 226:

Букарева И. А.

Публикация «Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются с учетом их особых образовательных потребностей и получают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование дает возможность ВСЕМ детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

В основе инклюзивного образования нашего образовательного учреждения лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

В нашем образовательном учреждении обучаются и воспитываются 89 детей с ОВЗ. Из них – 11 детей-инвалидов. В основном это воспитанники с нарушением зрения.

Наблюдаются такие группы воспитанников по степени и характеру нарушения зрения :

1) Дети с крайне тяжелыми нарушениями зрения (дети со светоощущением, дети с остаточным зрением).

2) Слабовидящие дети.

3) Дети с функциональными расстройствами зрения (чаще имеется один благополучный глаз, позитивная перспектива восстановления зрения, сочетание зрительных нарушений с заболеваниями нервной системы).

Основные зрительные диагнозы:

Миопия (близорукость).

Гиперметропия (дальнозоркость).

Астигматизм.

Амблиопия.

Косоглазие.

Миопия –

нарушение оптической системы глаза, при котором лучи света собираются в фокус перед сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.

• человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него – плохо.

Гиперметропия –

нарушение оптической системы глаза, когда лучи света собираются в фокус за сетчаткой.

• человек хорошо видит предметы, расположенные далеко, а расположенные вблизи – плохо.

Астигматизм –

нарушение оптической системы глаза, когда изображение формируется в глазу в двух разных точках, возникает два фокуса.

• Человек плохо видит и вблизи, и вдаль; появляется размытость, искажение или двоение изображения, пространство может восприниматься в виде сферы.

Амблиопия –ухудшение зрения без видимой анатомической основы.

Один глаз, чаще всего, видит хорошо, а другой бездействует («ленивый глаз»).

Один из методов лечения – окклюзия. Чаще всего, это выключение из акта видения хорошо видящего глаза (заклеивание стекла очков, чтобы «ленивый глаз» начал работать.

Косоглазие - отклонение зрительной оси одного или двух глаз от общей точки фиксации.

Косоглазие может быть сходящимся (внутренним) или расходящимся (наружным).

Общие рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения.

1) Соблюдать режим дня, установить правильное чередование занятий (труда) и отдыха (соответственно возрасту).

2) Создавать специальный режим зрительной работы :

- следить за правильным пользованием очками;

- обеспечить хорошее освещение;

- соблюдать режим зрительной нагрузки (не более 7 минут);

- проводить зрительную гимнастику несколько раз в день (особенно после зрительной нагрузки).

3) Следить за правильной посадкой детей во время занятий.

4) Готовить учебно-наглядные пособия:

- по цвету – разнообразные, яркие, контрастные, насыщенные, с четким контуром;

- по размеру – для раздаточного материала не менее 2 см, для демонстрационного материала – 15-20 см (мелкие детали показываются крупно дополнительно);

- по форме – разнообразные, преимущественно объемные;

- контрастный фон для рассматривания объектов, картин (предпочтительнее зеленый, черно-белый, коричневый или оранжевый цвета фона).

5) Замедленный темп ведения занятия при знакомстве с объектом, т. к. детям требуется больше времени для зрительного восприятия и осмысления увиденного.

6) В процессе знакомства с предметом ребенку разрешается дополнительно подходить к объекту для более точного рассматривания.

7) Демонстрируемый материал предъявляется не далее 1 м от глаз.

8) Противопоказаны чрезмерные физические усилия: резкие движения, прыжки, подъем тяжестей, резкие и длительные наклоны туловища и головы, сотрясения тела.

Организационно-методические рекомендации обучения воспитанников

с нарушениями зрения в зависимости от вида глазной патологии

При миопии:

• Размещать детей с близорукостью ближе к окнам и в первых рядах.

• Удалять рассматриваемые при работе предметы на возможно большее расстояние от глаз (не ближе 30 см от глаз).

• Предлагать для рассматривания темные изображения на светлом фоне.

• Изображения должны быть простыми, с четким контуром, без бликов.

При гиперметропии:

• Детей размещать на задних рядах вдали от прямых солнечных лучей (при условии хорошей освещенности).

• Лучше предлагать фронтальные, чем индивидуальные, пособия с четко очерченными контурами.

• Предлагать упрощенные пособия, без мелких деталей.

При астигматизме:

Не давать для изучения движущиеся объекты.

Рассматриваемые изображения должны быть простыми, не перегруженными деталями, с четким контуром, без бликов.

Оказывать помощь ребенку при ориентировке в пространстве.

При амблиопии:

При рассадке ориентироваться на окклюзию: «открытый» глаз должен быть направлен в центр доски.

При показе объекта ребенок должен находиться у доски со стороны «открытого» глаза.

Развивать цветовосприятие сине-фиолетовых цветов спектра.

Развивать внимание и восприятие мелких деталей, их формы, формы предметов.

Развивать пространственное видение (1-й, 2-й, 3-й планы, ближе – дальше и т. д.).

При косоглазии:

При сходящемся:

- взор вдаль, вверх (наглядный материал предлагается на подставке, физические упражнения с направлением взора вверх, бросание мяча в цель);

- рассаживать по центру со стороны «открытого» глаза.

При расходящемся:

- взор вниз, вблизь (наглядный материал лежит на столе, физические упражнения с направлением взора вниз);

- рассаживать по центру во 2-3 ряд.

Главная задача педагога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, - поддержать позитивную динамику лечения зрения и создать ситуацию успеха каждому ребенку в очках.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками 1-й младшей группы «Прогулка в осенний лес» Цель: познавательное развитие ребенка, создание атмосферы эмоциональной безопасности, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старших группах Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старших группах Область:творчество Предмет :рисование № Тема занятия Задачи.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учёта индивидуальных особенностей развития личности ребёнка. В.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения
Опубликовано: 29 июня 2016 в 19:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД