МААМ-картинки

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра

Татьяна Голотвина
Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра

«Особые дети» (из опыта работы).

Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми» детьми, детьми, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС).

Публикация «Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра» размещена в разделах

Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Такие дети представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача, и задача психолога — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

В моей практике, таких детей шесть человек, в возрасте 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы. В своей работе я использую поведенческую терапию, и работу строю таким образом :

- На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т. к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком должно быть негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Такие дети не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки.

- На втором этапе ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, например в игру с игрушкой, чему будет способствовать использование с ребенком через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой, пластилином или глиной. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата, доводить любое действие, движение до автоматизма. Здесь важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения.

Результатом моей работы является, то что дети со временем начинают произносить отдельные слоги, слова, в не просто звуки, повторять за тобой движения, выполнять действия, слышать обращенную к ним речь. Конечно, таких результатов я достигла не сразу, а постепенно, работая с каждым ребенком на протяжении длительного времени (от года до двух лет). Так например, Миша Ю. при первом обращении к психологу не проявлял интереса к общению со взрослым, негативное отношение к речевому общению, непроизвольность поведения, несформированность саморегуляции, неуверенность в действиях, дефицит внимания, работоспособность снижена : часто отвлекался, быстро утомлялся, внимание рассеянное. Возникновение импульсивности на фоне утомления. В настоящее время у ребенка идет положительная динамика развития (год посещения занятий) : произносит некоторые слоги при выполнении им отдельных видов деятельности; реагирует на речь взрослого (оборачивается или подходит, когда его зовут); действует по указанию и с помощью взрослого; устойчивость внимания сохраняется до 5 минут; научился классифицировать предметы по общему признаку (овощи, фрукты, грибы, цветы);

повторяет действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, счетными палочками; любит работать с крупным и мелким бисером, конструктором, пластилином; проявляет интерес к выполнению заданий с использованием арт-терапии, песочной терапии.

Безусловно, большую роль в работе с такими детьми играет заинтересованность родителей. Поэтому, если родитель проявляет интерес к тому, как и чему обучают его ребенка, я с удовольствием приглашаю их принять участие в занятии. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой», «подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) я таким образом, обучаю и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.

Конечно, для выработки определенных навыков нужно много времени и терпения, такта в общении. Порой родители не замечают, что принуждают ребенка к выполнению тех или иных действий, и забывают, а может и не знают, что прямой принудительный подход в воспитании такого ребенка должен быть исключен. Только при ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности. Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово, и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Поэтому, задачи, которые стоят не только перед родителями, но и нами психологами, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители, и мы должны чувствовать, что наши усилия не пропали даром.

Педагог-психолог

I квалификационной категории

ГАУ АО «Шимановский

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Голотвина Татьяна Владимировна

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Из опыта работы «Система работы с детьми второй ранней группы по экологическому воспитанию» 1 Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической.

Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы :описание словесных игр, методики обучения.

Статья из опыта работы «Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и познавательных действий» Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы.

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Детский сад №41 город Орел.

Вечер досуга для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и родителей «Вместе весело играть!» Кротова ГалинаВечер досуга для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)Т.  харрис:Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра
Опубликовано: 1 июня 2016 в 14:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД