Татьяна Голотвина
Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
«Особые дети» (из опыта работы).
Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми» детьми, детьми, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС).
Публикация «Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра» размещена в разделах
Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Такие дети представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.
Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача, и задача психолога — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.
В моей практике, таких детей шесть человек, в возрасте 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы. В своей работе я использую поведенческую терапию, и работу строю таким образом :
- На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т. к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком должно быть негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Такие дети не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки.
- На втором этапе ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, например в игру с игрушкой, чему будет способствовать использование с ребенком через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой, пластилином или глиной. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата, доводить любое действие, движение до автоматизма. Здесь важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения.
Результатом моей работы является, то что дети со временем начинают произносить отдельные слоги, слова, в не просто звуки, повторять за тобой движения, выполнять действия, слышать обращенную к ним речь. Конечно, таких результатов я достигла не сразу, а постепенно, работая с каждым ребенком на протяжении длительного времени (от года до двух лет). Так например, Миша Ю. при первом обращении к психологу не проявлял интереса к общению со взрослым, негативное отношение к речевому общению, непроизвольность поведения, несформированность саморегуляции, неуверенность в действиях, дефицит внимания, работоспособность снижена : часто отвлекался, быстро утомлялся, внимание рассеянное. Возникновение импульсивности на фоне утомления. В настоящее время у ребенка идет положительная динамика развития (год посещения занятий) : произносит некоторые слоги при выполнении им отдельных видов деятельности; реагирует на речь взрослого (оборачивается или подходит, когда его зовут); действует по указанию и с помощью взрослого; устойчивость внимания сохраняется до 5 минут; научился классифицировать предметы по общему признаку (овощи, фрукты, грибы, цветы);
повторяет действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, счетными палочками; любит работать с крупным и мелким бисером, конструктором, пластилином; проявляет интерес к выполнению заданий с использованием арт-терапии, песочной терапии.
Безусловно, большую роль в работе с такими детьми играет заинтересованность родителей. Поэтому, если родитель проявляет интерес к тому, как и чему обучают его ребенка, я с удовольствием приглашаю их принять участие в занятии. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой», «подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) я таким образом, обучаю и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.
Конечно, для выработки определенных навыков нужно много времени и терпения, такта в общении. Порой родители не замечают, что принуждают ребенка к выполнению тех или иных действий, и забывают, а может и не знают, что прямой принудительный подход в воспитании такого ребенка должен быть исключен. Только при ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности. Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово, и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Поэтому, задачи, которые стоят не только перед родителями, но и нами психологами, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители, и мы должны чувствовать, что наши усилия не пропали даром.
Педагог-психолог
I квалификационной категории
ГАУ АО «Шимановский
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Голотвина Татьяна Владимировна