Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Марина Чашкина
Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Детский сад №41 город Орел

Воспитатель М. Н. Чашкина

В наше время на воспитание и формирование личности ребенка очень большое влияние оказывает культура стран ближнего и дальнего зарубежья. Уходят в прошлое некоторые известные праздники, появляются новые, основанные на традициях и обычаях других стран. Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Изобилие иностранных передач на телеэкране, не могут обеспечить духовное развитие, дети обеспечены лишь материально.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Забыты и не используются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко используются потешки, поговорки, пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке.

Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей Родины. Сейчас русский народ знает очень поверхностно обычаи, нравы, традиции своей культуры.

Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми, и поэтому задача воспитателя, родителей - привить детям любовь к прекрасному, развить такие качества, как доброта, благородство, товарищество. Важно с ранних лет научить ребенка постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особо актуальная сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. п. – это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, Т. С. Комарова отмечает его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение.

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в стране, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Особую тревогу вызывает весьма значительное количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в речевом развитии. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отмечается отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики.

На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка с речевыми нарушениями имеет приобщение его к истокам русской народной культуры, которая нами понимается не только как процесс усвоения нравственных ценностей, традиций, особенностей культуры, но и, как богатейший источник комплексного решения речевых задач и психического развития детей-логопатов.

Через анализ разных подходов, изучение различных психолого-педагогических источников по заявленной теме, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, пришли к выводу о необходимости внедрения в коррекционно-воспитательную работу с детьми нетрадиционных методов и приемов, способствующих повышению уровня коррекции речи детей через приобщение к истокам русской народной культуры.

Проведя мониторинг и интервьюирование детей своей группы, анкетирование родителей, совместно со всеми специалистами разработали и начали внедрять в педагогический процесс перспективный план работы с детьми. Провели подготовительную работу: оформили методические пособия и дидактические игры, определили наиболее эффективные методы и приемы работы.

Взяв за основу программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», методические разработки Т. А. Будариной «Знакомство детей с русским народным творчеством», М. Б. Тихоновой, Н. С. Смирновой «Красна изба углами», Т. С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей», выделили основные направления работы:

-создание атмосферы национального быта;

-широкое использование фольклора;

-знакомство с народным искусством;

-знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

-знакомство с русскими народными играми;

-знакомство с народной тряпичной куклой.

Одним из направлений в работе является воссоздание неповторимой среды «Русская изба». Здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, предметы быта и труда. Некоторые элементы русского народного быта присутствуют в оформлении интерьера группы: в уголке природы огород украшен «плетнем», за которым круглый год «цветут подсолнухи», стенд «Для Вас, родители» оформлен в виде избы с окошками, стенд «Наша дружная семья» сделан в виде окна со ставнями, одна из стен украшена «штакетником», цветами и птицами.

Строя свою работу с детьми-логопатами на основе народного искусства, мы исходили из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Народное искусство использовалось нами в педагогическом процессе в трех направлениях:

1. - для оформления интерьера группы.

2. – с целью ознакомления детей с народным искусством

3. – для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмыслении

. Народное искусство и устное народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми-логопатами использовалось в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей

Проводимая таким образом работа позволила существенно повысить интерес детей к историческому прошлому России, обогатить круг представлений о жизни своего народа, повысить словарный запас, совершенствовать речь, развить творческие способности детей.

Работа по приобщению детей, имеющих речевые нарушения, к русской народной культуре – это путь развития нравственных и умственных способностей ребенка, это способ развития воображения, логического мышления, способ воплощения замысла ребенка и, конечно, источник развития речи.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Тема. «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Дошкольные образовательные учреждения получили возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Традиции.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 11:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья»
Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Игра – одно...
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Игры на развитие грамматических способностей ребенка
Игры на развитие грамматических способностей ребенка. Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...