Раиса Ливанова
Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе «Когда мы станем взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по окружающему миру
1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослыми?»
Учитель: Ливанова Раиса Николаевна
Цели :
-формировать у учащихся первоначальное представление о роли труда в жизни человека и общества;
-подвести к осознанию необходимости выбора дела жизни (профессии).
Задачи урока :
Публикация «Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе „Когда мы станем взрослыми“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательные: познакомить с некоторыми профессиями; расширить знания о профессиях, их названиях и роде деятельности; вызвать интерес к разным профессиям; задумываться об экологических последствиях собственных поступков.
Развивающие: развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным инструкциям учителя; развивать навык самооценки; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группе и в паре.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия профессия и использовать в активном словаре;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- анализировать полученную информации, делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-использовать приобретённые знания для определения своей профессии.
Регулятивные умения:
-выполнять учебные задания в соответствии с целью;
-определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные умения:
-формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;
-высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-соблюдать правила работы в группах, в парах.
Использованные современные образовательные технологии
-Здоровьесберегающие технологии (создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке : организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, следить за посадкой детей во время работы за партой);
- Игровые технологии;
- Коллективные способы обучения.
Информационный материал:
Раздаточный материал.
Демонстрационный материал:
Подборка фотографий «Малыши»
Презентация «Когда мы станем взрослыми».
Интерактивный материал:
Карточки с учебными заданиями.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход УРОКА.
I этап. Самоопределение к деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь,
И тихонько все садитесь. (Слайд 2)
Проблемная ситуация.
Задание 1. «Лента времени». Обсуждение. (Слайды 3-6)
- Посмотрите на фотографии. Кто это? Узнали? Какими вы были? (Дошкольники, ляльки, малыши).
- Когда вы были такими? (В прошлом).
(Сверху вывешивается табличка “МАЛЫШИ”)
- А кто вы сейчас, в настоящее время? (Фото 1 сентября) (Слайд 7)
Сверху вывешивается табличка “Школьники”
– Для чего же приготовлен третий лист? (Для будущего)
- Время проходит быстро, незаметно. Совсем недавно вы были маленькими, а теперь вы уже школьники. Пройдет еще немного лет, и вы - уже выпускники школы. Вам предстоит выбрать дальнейший жизненный путь.
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О будущем)
- Какова тема нашего урока?
- Прочитайте тему урока на с. 24 учебника. (Когда мы станем взрослыми?)
(Слайд 8)
-Ребята, кто из вас хочет стать взрослым?
-Почему? Отличается ли жизнь взрослого человека от вашей? (от жизни ребенка).
-Чем похожа жизнь взрослого и ребенка?
- Когда можно назвать человека взрослым?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
- Давайте об этом прочитаем в учебнике.
С. 24 (Когда ему исполнится 18 лет)
- Кто посчитает через, сколько лет вам исполнится 18 (Через 10-11 лет)
Вопросик просит вас прочитать, какие учебные задачи мы ставим перед собой.
- А как вас - взрослого узнают, как вас может запомнить общество, за что вас будут уважать люди?
- Действительно, человека узнают по его делам.
2. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз (откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, расслабьтесь, слушаем и представляем).
Прослушайте отрывок из стихотворения «А что у вас?» Сергея Владимировича Михалкова.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Петя пел, Борис молчал,
А Сергей ногой качал,
Мила в зеркальце глядела,
Таня просто так сидела,
Николай ловил осу,
Юра ковырял в носу.
И сказал ребятам Петя:
«Мы пока что с вами дети,
но когда пройдут года –
кем же станем мы тогда?»
-Откройте глаза и ответьте на вопрос.
- Так о чём же пойдёт речь на уроке? (о профессиях)
- А когда мы будем выбирать профессию? (Когда будем взрослыми)
- Тема нашего урока «Когда мы станем взрослыми?»
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
1. Попробуйте объяснить, что обозначает слово профессия. (Слайд 9)
Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
- Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит?
- Людям, каких профессий надо трудиться? (Трудиться надо всем).
- Какое близкое слово по значению подберём к слову труд (Работа, занятие)
- И мы с вами потрудимся, узнаем профессии и ответим на вопрос: какая же из них самая важная. (Слайд 10)
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (40 тысяч)
- Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.
- Какие вы знаете профессии?
2. Работа в учебнике.
Стр. 24. Назовите профессии.
(Доярка, художник, фотограф, врач, водитель, парикмахер)
- Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают медсестра, фармацевт, швея, химик и другие.
- А кем работают ваши родители? Давайте познакомимся с некоторыми профессиями мастеров нашего села.
(Дети рассказывают, кем работают их родители) (Слайды 11-17)
- Для чего трудятся ваши родители?
- Скажите что нужно, чтобы каждый день с радостью и с удовольствием ходить на работу?
(Да для этого, прежде всего, нужно выбрать такую профессию, чтобы она
приносила радость и удовольствие. Выбрать себе профессию по душе – дело не простое, но у вас еще есть время продумать, о том, кем вы будете, когда вырастите.)
- Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию.
- На кого вы хотите быть похожими, когда вырастите?
3. Кто хочет поделиться своей мечтой, кем он хочет стать? - О какой профессии мечтаете вы? Почему? (Выслушиваются высказывания детей. Выставка рисунков «Кем я хочу стать»)
4. Групповая работа. (Правила работы. Слайд 18)
- Ребята, вы хорошо знаете профессии?
- А теперь работаем в группах. Каждая группа на листочке запишет
профессии на выбранную буквы. (Вытаскивают кубик из мешочка, на котором написана буква)
а) Запишите как можно больше профессий на буквы:
1 группа на букву А; вторая группа на букву В; третья группа на букву Т; четвертая на букву П.
Обсуждение. Кратко расскажите, какую работу выполняют люди, данной профессии.
б) Прочитайте названия профессий и определения. (На карточке) (Слайд 19)
Соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение: (Слайд 20)
Кинолог Специалист по исследованию космического пространства.
Ювелир Специалист, следящий за состоянием природной среды
(водоемов, воздуха, лесов, почвы,
за растительным и животным миром нашей природы.
Эколог Человек, который лечит животных.
Космонавт Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.
Ветеринар Человек, который занимается изучением и разведением собак.
5. ФИЗМИНУТКА (Слайд 21)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он ….(артист)
- Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движения?
- Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете и изображаете:
Трактор водит (тракторист)
Электричку (машинист)
Стены выкрасит (маляр)
Доску выстругал (столяр)
В доме свет провел (монтер)
В шахте трудится (шахтер)
В жаркой кузнеце (кузнец)
Кто все знает – молодец!
6. Групповая работа. Работа с компьютером.
- Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? (Слайд 22)
Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.
А теперь откройте тему «Когда мы станем взрослыми».
Задание №1
Выберите соответствующей профессии нужные инструменты.
Проверка. Называют профессию – инструмент. Для чего он пригодится?
7. «Угадай профессию по описанию»
- Кто к нам в гости пришел? (Незнайка). Он принес конверт.
(Слайд 23)
- Хотите узнать, что там? Здесь 2 задания.
Задание1. По описанию отгадайте профессию. (Слайд 24)
1. Глаза разбегаются от множества книг. Как же найти самую интересную, с самыми красивыми картинками. Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит, что ты больше любишь? Сказки или рассказы о животных, приключения или весёлые стихи? Покажет, где стоит нужная тебе книга. (Библиотекарь)
2. Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг, себя - дома, дворцы, храм, церкви и даже уютные беседки в парке, возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания - дело не простое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках». (Архитектор.)
3. Эта работа трудная и опасная. Это очень редкая профессия. Выбирают её самые смелые, самые находчивые и сильные мужчины. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы, они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И, конечно, они спасают людей с кораблей, потерпевших крушение. (Водолаз)
4. Чтобы все люди были одеты нарядно и не похоже друг на друга, трудиться этот человек. Он изобретает новую красивую одежду, в которой удобно работать и заниматься спортом, приятно пойти в гости и на прогулку. Он, придумав костюм, берет и рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскиз. По готовому эскизу другие специалисты сделают выкройку модели и сошьют новое платье. (Модельер.)
Проверка (Слайд 25-28)
8. Работа по учебнику стр. 25.
- В каком бы городе вы хотели жить?
- Посмотрите на слайд, сравните рисунки и скажите, в каком бы вы городе хотели жить? Почему? От кого зависит состояние нашего села, города, страны, планеты Земля?
Совсем недавно появилась новая профессия – эколог (слайд 26)
– это человек, который занимается охраной и защитой окружающей среды.
ВЫВОД: Каждый человек ответственен за будущее окружающего мира. Мы должны беречь мир, в котором живем.
- Какие же хорошие поступки мы должны совершать, чтобы мир бы лучше?
9. Работа в тетрадях с. 19.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли правильно сделано.
- Верно, ведь будущее нашего дома, села и всей планеты Земля зависит от нас, от наших поступков.
. Рефлексия.
Вот закончился, ребята
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда-то
Подходящую для вас.
Но не будем торопиться
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Много нужно вам узнать!
- Мне очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята! Я вам предлагают построить собственный дом! Кирпичики этого дома необычные.
Вы выбираете тот кирпичик по цвету:
Жёлтый - если у вас всё получилось на уроке, работали активно в группе.
Красный – вы хорошо работали, но не были достаточно внимательными.
Синий – вы работали, но не всё у вас удалось.
Вот такой славный дом у нас получился, похожий на нашу школу. Школа – начало пути к любой профессии.
- Где можно получить профессию?
- Кем мечтаете стать вы?
(Ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми»)
Ученик 1:
Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы, о чём?
Ученик 2: Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: Я – фоторепортёром!
Ученик 4: А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2: Профессии чудесные, земные и небесные! Каких на свете только нет!
Ученик1: Я буду инженером!
Ученик 5: Я – милиционером!
Ученик 6: А я…Пока ещё секрет!
Ученик 7:
Когда мы станем взрослыми –
Умелыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!
Ученик 8: Я стану агрономом!
Ученик 9: А я вот астрономом!
Ученик 10: А я… Я в космос полечу!
- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная?
Все профессии важны - все профессии нужны! (Слайд30)
V Итог урока (Слайд 31)
- Когда же вы станем взрослыми?
1. Когда достигнем 18 лет.
2. Получим образование.
3. Выберем профессию
4. Будем заботиться об окружающем мире
- Каждый труд почетен. Не столько важно, КЕМ человек работает, сколько важно, КАК он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.
Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесет радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
- Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было очень интересно с вами. Урок окончен. (Слайд 32)