Анна Тогушова
Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Экономика и экология.
Предмет: Окружающий мир.
Класс : 3 класс, УМК «Школа России».
Учитель: Тогушова Анна Васильевна
Оборудование:
презентация к уроку;
компьютер, проектор, экран, ноутбук
Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
Место урока в образовательном процессе
Публикация «Окружающий мир, 3 класс, Конспект урока „Экономика и экология“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. М. : Просвещение, 2012г.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».
Технологическая карта урока
Тема: Экономика и экология.
Тип урока по целеполаганию : Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока : 1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии
2. Дать учащимся представление о второй стороне экономики.
3. Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.
Задачи урока : 1. образовательные:
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,
-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.
2. развивающие:
- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;
- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
3. воспитательные:
- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей,
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- создавать атмосферу радости от совместного труда.
Основные термины и понятия темы: «Экологическая катастрофа», Экономика. Экология.
Личностные УУД: -Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты: знать об «экологической катастрофе»,
«экономике»
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- приводить примеры;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД: Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями,
- высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ход урока.
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
1. Организация учащихся.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель:
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Беритесь ребята скорей за работу.
Проверим готовность к уроку.
Дети настраиваются на урок.
2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.
Учитель: Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.
Что такое доходы семьи?
Расходы семьи это…
Что такое семейный бюджет?
Назовите отрасли промышленности:
Все отрасли промышленности составляют ЭКОНОМИКУ. (вывесить табличку «Экономика» на доску)
Повторение понятия «экономика».
Экономика - хозяйственная деятельность общества.
Для чего нужна экономика?
Для удовлетворения потребностей человека
- Одна сторона это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.
2. Чтение учителем высказывания В. А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.
- Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В. А. Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Учитель: С каким настроением вы слушали это высказывание? Какие мысли у вас возникли при прослушивании?
Вывод:
- Что человек без природы не может существовать.
Молодцы!
Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр об экологических проблемах)-3слайд
Учитель: изменилось ли у вас настроение? Почему?
-Что вы увидели?
-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)
-как вредит дым окружающий среде, людям?
-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?
- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?
• бутылка пластиковая;
• пакет.
(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет).
- Как?
- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?
(Выбросит).
- Куда выбросит?
- Все ли люди так поступают?
- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?
Экологическая катастрофа (4 слайд)
Кто в этом виноват?
-Человек!
- Какая наука занимается предотвращением этого?
-Экология! (Вывесить табличку «Экология») Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д.
На питание, одежду
Это доходы и расходы семьи
Добывающая, элекроэнергетика, маталлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают высказывание.
Отвечают на вопросы учителя.
Повторение понятия «экология».(5 слайд)
Учитель: - Что такое экология?
Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.
А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего урока? (Экономика. Экология(14 слайд)
Отвечают на вопрос учителя.
3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Экологическая катастрофа (4 слайд)
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. (Слайд 8)
-У нас существует проблема – какая? (нанесение вреда природе, глобальные экологические катастрофы)
Показ слаидов. 11 - 15
Ребята,очень много катастроф происходит на нашей планете Земля.
Таким образом, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.
Как решить эту проблему (Строительство очистных сооружений, фильтры, заповедники)16,17 слайды
Что мы с вами можем сделать для
экологического благополучия нашего района.
15 слайд.
Вывод: Экономика должна быть полезной
- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Физминутка (муз. сопр. № 1)
Повторяют движения вслед за учителем.
4. Практический этап. (Работа по учебнику, тетрадям).
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.
- А сейчас, внимание!
- Откройте учебник на странице 81 (читать, посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте.
- Что вы видите? …. (говорят).
Д: Случилась беда.
- Какая?
Д: Экологическая катастрофа.
- Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?
Д: рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.
- Да. Все верно. Открыли рабочие тетради на стр. 51 и записываем ответы на задание № 1.
(в тетрадях пишут, во время письма похвалить “Как красиво!”).
- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. (Слайд 16 – 22)
Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
1.) Подведение итогов
Игра «Экологический свет»
- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.
1 ситуация.
Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.
-Не опоздал! – радостно подумал Валера.
2 ситуация.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.
3 ситуация.
Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься?
(Гибнет природа, ее нужно сохранить).
- Вспомните, какими вы были на уроке?
(Активными, внимательными).
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.
Домашнее задание. Слайд №23.
- Открыли дневники.
Для всех: с. 81-85 (пересказ).
Наш урок подошел к концу.
- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).
Ребята, а сейчас посмотрите видеоклип «Земля наш общий дом».
Оценивание урока детьми с помощью смайлика.
Осуществляют самооценку.
Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!
Ученики выходят