Приложение МААМ

Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология»

Анна Тогушова
Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Экономика и экология.

Предмет: Окружающий мир.

Класс : 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Тогушова Анна Васильевна

Оборудование:

презентация к уроку;

компьютер, проектор, экран, ноутбук

Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.

Место урока в образовательном процессе

Публикация «Окружающий мир, 3 класс, Конспект урока „Экономика и экология“» размещена в разделах

Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. М. : Просвещение, 2012г.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».

Технологическая карта урока

Тема: Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию : Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока : 1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии

2. Дать учащимся представление о второй стороне экономики.

3. Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.

Задачи урока : 1. образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

2. развивающие:

- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные:

- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

- создавать атмосферу радости от совместного труда.

Основные термины и понятия темы: «Экологическая катастрофа», Экономика. Экология.

Личностные УУД: -Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты: знать об «экологической катастрофе»,

«экономике»

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД: Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ход урока.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1. Организация учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Учитель:

Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Беритесь ребята скорей за работу.

Проверим готовность к уроку.

Дети настраиваются на урок.

2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель: Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.

Что такое доходы семьи?

Расходы семьи это…

Что такое семейный бюджет?

Назовите отрасли промышленности:

Все отрасли промышленности составляют ЭКОНОМИКУ. (вывесить табличку «Экономика» на доску)

Повторение понятия «экономика».

Экономика - хозяйственная деятельность общества.

Для чего нужна экономика?

Для удовлетворения потребностей человека

- Одна сторона это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.

2. Чтение учителем высказывания В. А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.

- Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В. А. Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Учитель: С каким настроением вы слушали это высказывание? Какие мысли у вас возникли при прослушивании?

Вывод:

- Что человек без природы не может существовать.

Молодцы!

Давайте смотреть дальше.

(идёт просмотр об экологических проблемах)-3слайд

Учитель: изменилось ли у вас настроение? Почему?

-Что вы увидели?

-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

-как вредит дым окружающий среде, людям?

-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?

- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

• бутылка пластиковая;

• пакет.

(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет).

- Как?

- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?

(Выбросит).

- Куда выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?

Экологическая катастрофа (4 слайд)

Кто в этом виноват?

-Человек!

- Какая наука занимается предотвращением этого?

-Экология! (Вывесить табличку «Экология») Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д.

На питание, одежду

Это доходы и расходы семьи

Добывающая, элекроэнергетика, маталлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают высказывание.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторение понятия «экология».(5 слайд)

Учитель: - Что такое экология?

Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.

А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего урока? (Экономика. Экология(14 слайд)

Отвечают на вопрос учителя.

3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Экологическая катастрофа (4 слайд)

-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. (Слайд 8)

-У нас существует проблема – какая? (нанесение вреда природе, глобальные экологические катастрофы)

Показ слаидов. 11 - 15

Ребята,очень много катастроф происходит на нашей планете Земля.

Таким образом, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

Как решить эту проблему (Строительство очистных сооружений, фильтры, заповедники)16,17 слайды

Что мы с вами можем сделать для

экологического благополучия нашего района.

15 слайд.

Вывод: Экономика должна быть полезной

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка (муз. сопр. № 1)

Повторяют движения вслед за учителем.

4. Практический этап. (Работа по учебнику, тетрадям).

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.

- А сейчас, внимание!

- Откройте учебник на странице 81 (читать, посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте.

- Что вы видите? …. (говорят).

Д: Случилась беда.

- Какая?

Д: Экологическая катастрофа.

- Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?

Д: рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.

- Да. Все верно. Открыли рабочие тетради на стр. 51 и записываем ответы на задание № 1.

(в тетрадях пишут, во время письма похвалить “Как красиво!”).

- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. (Слайд 16 – 22)

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

1.) Подведение итогов

Игра «Экологический свет»

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

3 ситуация.

Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

(Гибнет природа, ее нужно сохранить).

- Вспомните, какими вы были на уроке?

(Активными, внимательными).

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.

Домашнее задание. Слайд №23.

- Открыли дневники.

Для всех: с. 81-85 (пересказ).

Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).

Ребята, а сейчас посмотрите видеоклип «Земля наш общий дом».

Оценивание урока детьми с помощью смайлика.

Осуществляют самооценку.

Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!

Ученики выходят

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Окружающий мир» «Куклы из бабушкиного сундука»Конспект НОД «Окружающий мир» «Куклы из бабушкиного сундука» НОД «Окружающий мир»"Куклы из бабушкиного сундука" Цель: способствовать формированию у детей представления о различных видах русских народных.

Конспект НОД в подготовительной группе: «Исследуем окружающий мир» Задачи: активизировать детей познавать окружающий мир через опыты, эксперименты; закрепить знания об окружающем мире (источники света, свойства.

Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» ЦЕЛИ: 1. Расширить представления детей о стране, в которой.

Конспект ООД ОО «Познавательное развитие» (Окружающий мир) «Чудо-нос»Конспект ООД ОО «Познавательное развитие» (Окружающий мир) «Чудо-нос» .

Конспект. Окружающий мир. Конспект занятия для средней группы по ознакомлению с профессией врач. Тема: «Замечательный врач». Цель: Уточнить и обобщить знания детей.

Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» в подготовительной к школе группе Тема: «Предметы разные нужны, предметы разные важны». Цель: развивать познавательный интерес детей, закрепить представления об окружающем.

Конспект занятия по теме «Профессии. Инструменты» в старшей группе. Познание (Окружающий мир) Ход занятия. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга солнечной улыбкой. Ребята, а вы любите играть? Тогда я предлагаю вам поиграть.

Конспект НОД (речевое развитие) «Окружающий мир» Конспект занятия НОД «Окружающий мир» Цель: Формирование познавательно-речевой активности у детей. Задачи: Образовательная область «Речевое.

Мир, окружающий ребенка — это прежде всего, мир природы. " Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

«Мебель». Конспект НОД по познавательному развитию («Окружающий мир») Мебель. Цели: систематизировать знания детей о мебели Задачи: Познакомить детей с историей возникновения мебели Продолжать формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология»
Опубликовано: 16 июня 2017 в 14:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Тогушова (УИ 916152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД