Получи документы

Окружающий мир в дидактических играх

Светлана Панфилова
Окружающий мир в дидактических играх

Окружающий мир в дидактических играх.

Мир входит в мир детей постоянно. Сначала ребенок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятия ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.

Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей сю средой.

Публикация «Окружающий мир в дидактических играх» размещена в разделах

Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это не порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Для обучение через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют не подозревая, что осваивают какие- то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Познавательное и воспитательное содержание сформулировано в цели игры. О способах достижения поставленной задачи сказано в правилах игры, интересных и понятных детям. В правилах игры заложен и более глубокий смысл познание мира и воспитание определённых нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игровой задачи, достижения успеха. Дидактическая игра способствует созданию условий для самоорганизации детей.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. В дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей.

Дети среднего возраста обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире и особенно о деятельности и взаимоотношений людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений.

ПРЕДМЕТЫ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ, ИХ ФУНКЦИИ И НАЗНАЧЕНИЯ.

I . Игра: «Угадай по звуку?».

Цель: Познакомить детей с музыкальными игрушками, их звучанием. Развивать слуховое восприятие.

Ход игры

На столе у воспитателя стоят музыкальные игрушки (неваляшка, погремушка, бубен, металлофон).

У каждого ребенка набор картинок с изображением этих игрушек. Воспитатель вместе с детьми играете музыкальными игрушками. Дети запоминают звучание каждой игрушки. Затем все игрушки закрываются ширмой и воспитатель играет по очереди на одном муз. инструменте., а дети показывают соответствующую картинку с изображением той игрушки, которая звучала. Кто ошибается, получает штрафную фишку синего цвета. В конце игры, у кого меньше или нет штрафных фишек, тот и победитель.

2. Игра: «Что изменилось?»

Цель: Развивать зрительную память, внимание.

Ход игры

На столе у воспитателя игрушки. Каждая на определённом месте. Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает детям запомнить как расположены игрушки и по команде воспитателя:

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки будем закрывать

Пусть игрушки поиграют,

Своё место поменяют.

Во время чтения стихотворения воспитатель меняет местами игрушки. Задача детей - найти те игрушки, которые поменялись местами.

3. Игра: «Мир игрушек».

Цель: Ознакомлять детей с материалами, из которых сделаны игрушки. Развивать умение группировать игрушки по определённому признаку. Активизировать речь детей.

Ход игры

В гости к детям пришёл Буратино.

Я пришёл сегодня в гости Чтоб в игрушки поиграть Я возьму конструктор «ЛЕГО»,

Куклу, мячик, самолёт

И отправлюсь я в полёт.

Потому что я - пилот.

Сяду я за руль машины,

И отправлюсь за Мальвиной.

Будем вместе мы играть - Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Буратино, а как ты думаешь, все ли игрушки сделаны из одного и того же материала?

Буратино: Ой! Я думаю, что ребята ответят на этот вопрос.

Дети: Все игрушки разные.

Воспитатель: Правильно, все игрушки сделаны из разного материала.

Воспитатель: Игрушки из дерева

Дети: деревянные.

Воспитатель: Игрушки из железа

Дети: железные

Воспитатель: Игрушки из резины

Дети: резиновые.

Воспитатель: Игрушки из пластмассы.

Дети: пластмассовые.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы знаем, что все игрушки сделаны из разных материалов.

(м. б. 2-ой вариант).

Буратино: Л давайте расставим игрушки по группам.

(как усложнение цели)

Первые деревянные (Дети выбирают игрушки, сделанные из дерева)

Вторые - железные (Дети выбирают игрушки, сделанные из железа).

Третьи резиновые (Дети выбирают игрушки, сделанные из резины).

Четвёртые пластмассовые (Дети выбирают игрушки, сделанные из пластмассы).

Дидактическая игра переходит в свободную игровую деятельность с разными игрушками.

«Магазин игрушек».

Цель: учить детей группировать предметы игрушки по цвету и форме.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям открыть магазин игрушек.

Давайте вместе с вами

Откроем магазин

Чтоб жили в нём игрушки:

Машины, погремушки Мячи, шары, хлопушки

И разные зверушки.

Вос - ль: В нашем магазине будет 2 отдела.

1- ый - «Цвет игрушки»

2- ой - «Форма игрушки»

Воспитатель предлагает расставить на витрины игрушки определённого цвета.

На синюю полку - синие игрушки, на красную полку – красные, на жёлтую – жёлтые, на зелёную- зелёные игрушки.

Воспитатель: А теперь откроем 2 ой отдел «Форма игрушки».

Круглые - мячик, колобок

Треугольные - пирамидка

Прямоугольные - машина, кубик.

Дети расставляю! игрушки. Магазин открыт.

«Какая игрушка?».

Цель: Развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям поиграть: «Я буду показывать картинки, а вы должны придумать, на какие игрушки похожа та или иная игрушка.

Воспитатель выслушивает ответ каждого ребёнка и следит за тем, чтобы ответы не повторялись.

ПОСУДА.

«Что не хватает?»

Цель: Закрепить обобщённое представление о классификации предметов; развивать умение выделять определённые фрагменты; развивать зрительную память, мелкую моторику рук.

Ход игры.

Дети сидят полукругом. Вос - ль на фланелеграфе демонстрирует картинки с изображением посуды. Задаёт детям вопрос.

- Как можно назвать одним словом то, что изображено на картинах?

- Какая это посуда?

- Для чего нам нужна посуда?

- Ребята, к нам в гости пришла Катя. Она рассказала мне, что рисовала картинки с изображением посуды, и у неё сломался карандаш. Она просит вас помочь ей дорисовать те части посуды,которые она не дорисовала. (Дети перечисляют то, чего не хватает на рисунках, затем по желанию выбирают картинки, и дополняют детали.). В конце занятия кукла Катя благодарит ребят, а они вместе с воспитателем дарят ей карандаш.

«Что куда?».

Цель: развивать умение классифицировать посуду но её

назначению. Активизировать в речи детей слова «столовая», «чайная» и «походная» посуда. Развивать внимание.

Ход занятия.

Две проказницы – мартышки

Перепутали все крышки,

Чашки, ложки, поварёшки,

И тарелки, и кастрюли,

Котелки и чайники.

А теперь они решили Разложить всё на места,

Но мартышки всё забыли.

Где и как должно лежать.

Есть здесь чайная посуда - Чай душистый будем пить,

И столовая посуда - в ней Мы будем суп варить.

А в поход мы все пойдём - Котелок с собой возьмём.

Ребята, давайте наведём порядок, разложим посуду на полки. На первую - поставим столовую посуду, на вторую - чайную посуду, а на третью полку ту посуду, которую возьмём собой в поход (походную).

«Чайный сервиз».

Цель: Развивать умение подбирать посуду по основным цветам и их оттенкам. Развивать зрительную память и внимание.

Ход игры.

- Ребята, посмотрите, какая перед нами разноцветная посуда. Подберите посуду по цвету, и мы узнаем, какие сервизы у нас

получились (чайный, кофейный).

(дети выполняют задание).

- Для чего нужен чайный сервиз?

- Для чего нужен кофейный сервиз?

«В гостях у трёх медведей»

Цель: Закрепить умение детей различать посуду по отдельному признаку.

- Ребята, нас в гости пригласили три медведя из сказки. У них случилась беда злая Баба Яга забрала всю посуду и они не знают, как им нас угощать.

- Давайте подберём для них новую посуду (ответы).

(Дети подбирают посуду по размеру).

Для Михаила Потаповича самую большую,

Для Настасьи Петровны поменьше,

Для Мишутки - самую маленькую тарелочку и чашечку.

(Дети подбирают картинки с изображением той или иной посуды.)

- Молодцы! Теперь можно идти в гости в сказку к нашим медведям.

- Ребята, давайте споём песню Бременских музыкантов:

Ничего на свете лучше нету.

Чем бродить друзьям по белу свету,

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги.

(Дети встречают персонажи из сказки и отдают им свои картинки, соответствующим медведям).

«Что будет, если.»

Цель: Развивать умение находить выход из того или иного положения.

1. Что будет, если посуду сделать из бумаги?

2. Что будет, если посуду сделать из ткани?

3. Что будет, если посуду сделать из пластилина?

«Найди пару»

Цель: развивать зрительное внимание ; умение подбирать предметы с одинаковым рисунком.

Ход игры.

Па столе перед детьми лежат картинки с изображением посуды разного цвета и разным рисунком.

Разноцветная посуда хочет с нами поиграть.

Чашка с ложкой поменялись,

Блюдце спряталось от нас.

Постараемся, ребята, чашку с блюдцем мы найти,

Чтобы снова захотели В гости к нам они прийти.

(Дети выполняют задание - подбирают чашку и блюдце с од и н а ко в ы м р и су н ко м).

- Молодцы, ребята! Все справились с заданием и теперь можно приглашать гостей.

Игра пантомима «Суп сварили, чай мы пили и посуду всю помыли».

Цель: Закрепить у детей знания о названии посуды; развивать воображение и фантазию в выполнении движений; развивать творческие способности.

Воспитатель делает детям словесные указания, а дети выполняют задания, показывая их действиями пантомимы.

«Что лишнее?»

Цель: Развивать умение выделять лишнее в логической цепочке; закрепить знание о видах посуды (столовая, чайная, кофейная, походная).

Ход игры.

Воспитатель выстраивает цепочки, в которых находится посуда определённого назначения (н- р: столовая - тарелка, ложка, половник и предмет из другого вида посуды).

- Ребята, как вы думаете, что здесь липшее? Почему?

ТРАНСПОРТ.

«Азбука дороги»

Цель: Расширять представление детей о транспорте и правилах дорожного движения.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям шапочки с изображением машин, пешеходов, светофора. Дорожные знаки расставлены на игровом поле. Сотрудник ГАИ (воспитатель) следит за выполнением элементарных правил дорожного движения.

На машине легковой Едем в гости и домой Остановка, красный свет

И движенья больше нет.

Пешеход идёт вперёд,

Он дорогу перейдёт.

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт.»

Здесь - опасная дорога.

Перехода больше нет

Под землёй идёт дорога - Знает каждый человек.

Вдруг машина замигала «Скорая», «пожарная».

Все машины пропускают Машину очень важную.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» абочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Формирование познавательной активности при использовании конструктора Лего в дидактических играх Социально – экономические реалии и тенденции современного российского общества стали вызовом отечественной системе дошкольного образования.

Исследуем окружающий мир с «Наурашей» Исследуем окружающий мир с «Наурашей» Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать.

Использование природного материала в дидактических и театрализованных играх с детьми раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «ОГОНЁК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА.

Лэпбук «Окружающий мир»Лэпбук «Окружающий мир» Чтобы научить детей бережному отношению к природе, мы знакомим детей с окружающим миром: это растения, животные, вода, земля. На занятиях,.

Окружающий мир первая младшая группа «В лес по грибы» НОД Ознакомление с окружающим «В лес по грибы» Задачи. Продолжать знакомить детей с осенним временем года. Содействовать интересу детей.

Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология» Тема урока: Экономика и экология. Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 класс, УМК «Школа России». Учитель: Тогушова Анна Васильевна Оборудование:.

Окружающий мир в театрализованных играх младших дошкольников Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее. О. П. Радынова Экологическая проблема - одна из острейших.

Проект «Ребёнок и окружающий мир» Тип проекта: практико-ориентированный. Вид проекта: познавательно-исследовательский. Сроки проведения: сентябрь 2016г. – май 2017г. Место.

Рабочая программа. Дом радости. Окружающий мир Принята на педагогическом совете протокол от от «___» ___201__ г. № ___ Утверждаю заведующий МДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Окружающий мир в дидактических играх
Опубликовано: 26 января 2018 в 12:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД