Ольга Белова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ; развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Материалы и оборудование: весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого ребенка; прозрачная емкость с водой; фен; банка с ватным диском; спички; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки по количеству детей; мыльные пузыри; карточки — обозначения свойств воздуха; игрушка лягушонок, воздушные шары в связке.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: беседа «Живая и неживая природа»; рассма-тривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Ход образовательной деятельности
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попробуем быть учеными. Но сначала давайте вспомним: что относится к живой природе? (Люди, животные, растения.)Что относится к неживой природе? (Камни, вода, воздух, почва, звезды.)Молодцы!
Симка и Нолик: Ой-ой-ой! Здравствуйте, все! Мы гуляли,но вдруг ветер под-хватил нас и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно нам остаться?
Педагог. Конечно!А сейчас отгадайте загадку! Если отгадаете, то узнаете, о чем сегодня пойдет речь. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас. (Воздух) Правильно, ребята, это воздух! И сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух — везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Симка и Нолик: А что такое воздух? Я никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Педагог. Никуда он не спрятался. Ребята, давайте я докажу, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты, как настоящие ученые. (Дети переходят за столы.)
Опыт 1 «Как поймать воздух»
Педагог. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осто-рожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Симка и Нолик: Я его не вижу, но чувствую!
Педагог: Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте на доску карточки с обозначением свойства воздуха «Воздух не имеет цвета и Он невидим».
Опыт 2 «Что в стакане?»
Педагог. Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Симка и Нолик: Это же всем понятно, что в нем ничего нет. Педагог. Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а вну-три (Педагог предлагает детям потрогать стакан внутри.) Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает воду. А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду она постепенно вытесняет из него воздух, занимая место воздуха.
Нолик: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел на берегу пруда и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело!
Педагог. Молодец, Нолик! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом. Опыт 3 «Воздух легче воды». Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? (Воздух.) Откуда он берется? (Мы его вдыхаем носом, а выдыхаем ртом в трубочку.)
Симка и Нолик: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Педагог. Потому что воздух легче воды. Давайте поставим на доску еще одну карточку, которая обозначит свойство воздуха «Воздух легче воды». Ребята! А у меня для вас есть небольшой сюрприз. (Педагог достает мыльные пузыри.) Что это? (Пускает мыльные пузыри.) Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете? Давайте немножко поиграем. Физкультминутка.
Педагог. Наигрались? А теперь пройдем и сядем на стулья. Нас ждут новые открытия!
Симка и Нолик: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ре-бята?
Педагог. Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Набираем воздух в рот. Чувствуете какой-нибудь вкус? Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха и вкуса».
Симка Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? Педагог. Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но, двигаясь, может доносить запах до нас.
Нолик: Он еще и двигаться умеет? Педагог. Скажите, как вы сегодня оказался у нас в гостях?
Симка и Нолик: Нас ветер принес.
Педагог. Ребята, а что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер — это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, кружится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? Опыт 5 «Движение воздуха» Педагог:(включается вентилятор, который стоит у емкости с запахом духов). Что бы вы почувствовали? А какие приборы придумали люди для движения воздуха внутри помещения. Итак, делаем вывод, что воздух движется, и ставим новую карточку — обозначение "движения воздуха". Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное. Для этого вам надо за-крыть рот и зажать нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха? (Дети. Нет! Нам было плохо! Мы не можем без него дышать) И мы делаем вывод. что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут. Давайте вспомним о каких свойствах воздуха мы узнали сегодня в нашей лаборатории? Возьмите карточки на столах и скрепите их степлером. У вас получатся?. (книжка, она вам поможет рассказать своим друзьям, родным о свойствах воздуха или вы ее просто подарите. Симка и Нолик: Спасибо вам, ребята, за интересные опыты: Мы очень многое узнали. Самое главное, что мы дышим воздухом. Воздух — часть природы! До свидания ребята! Приглашайте нас еще раз в свою лабораторию. Педагог: А я на прощанье хочу вас поблагодарить за работу и подарить вам воздушные шары. До свидания!