Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Невидимка воздух»

Ольга Белова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Невидимка воздух»

Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ; развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Материалы и оборудование: весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого ребенка; прозрачная емкость с водой; фен; банка с ватным диском; спички; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки по количеству детей; мыльные пузыри; карточки — обозначения свойств воздуха; игрушка лягушонок, воздушные шары в связке.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседа «Живая и неживая природа»; рассма-тривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Ход образовательной деятельности

Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попробуем быть учеными. Но сначала давайте вспомним: что относится к живой природе? (Люди, животные, растения.)Что относится к неживой природе? (Камни, вода, воздух, почва, звезды.)Молодцы!

Симка и Нолик: Ой-ой-ой! Здравствуйте, все! Мы гуляли,но вдруг ветер под-хватил нас и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно нам остаться?

Педагог. Конечно!А сейчас отгадайте загадку! Если отгадаете, то узнаете, о чем сегодня пойдет речь. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас. (Воздух) Правильно, ребята, это воздух! И сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух — везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

Симка и Нолик: А что такое воздух? Я никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Педагог. Никуда он не спрятался. Ребята, давайте я докажу, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты, как настоящие ученые. (Дети переходят за столы.)

Опыт 1 «Как поймать воздух»

Педагог. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осто-рожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Симка и Нолик: Я его не вижу, но чувствую!

Педагог: Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте на доску карточки с обозначением свойства воздуха «Воздух не имеет цвета и Он невидим».

Опыт 2 «Что в стакане?»

Педагог. Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Симка и Нолик: Это же всем понятно, что в нем ничего нет. Педагог. Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а вну-три (Педагог предлагает детям потрогать стакан внутри.) Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает воду. А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду она постепенно вытесняет из него воздух, занимая место воздуха.

Нолик: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел на берегу пруда и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело!

Педагог. Молодец, Нолик! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом. Опыт 3 «Воздух легче воды». Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? (Воздух.) Откуда он берется? (Мы его вдыхаем носом, а выдыхаем ртом в трубочку.)

Симка и Нолик: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Педагог. Потому что воздух легче воды. Давайте поставим на доску еще одну карточку, которая обозначит свойство воздуха «Воздух легче воды». Ребята! А у меня для вас есть небольшой сюрприз. (Педагог достает мыльные пузыри.) Что это? (Пускает мыльные пузыри.) Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете? Давайте немножко поиграем. Физкультминутка.

Педагог. Наигрались? А теперь пройдем и сядем на стулья. Нас ждут новые открытия!

Симка и Нолик: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ре-бята?

Педагог. Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Набираем воздух в рот. Чувствуете какой-нибудь вкус? Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха и вкуса».

Симка Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? Педагог. Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но, двигаясь, может доносить запах до нас.

Нолик: Он еще и двигаться умеет? Педагог. Скажите, как вы сегодня оказался у нас в гостях?

Симка и Нолик: Нас ветер принес.

Педагог. Ребята, а что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер — это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, кружится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? Опыт 5 «Движение воздуха» Педагог:(включается вентилятор, который стоит у емкости с запахом духов). Что бы вы почувствовали? А какие приборы придумали люди для движения воздуха внутри помещения. Итак, делаем вывод, что воздух движется, и ставим новую карточку — обозначение "движения воздуха". Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное. Для этого вам надо за-крыть рот и зажать нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха? (Дети. Нет! Нам было плохо! Мы не можем без него дышать) И мы делаем вывод. что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут. Давайте вспомним о каких свойствах воздуха мы узнали сегодня в нашей лаборатории? Возьмите карточки на столах и скрепите их степлером. У вас получатся?. (книжка, она вам поможет рассказать своим друзьям, родным о свойствах воздуха или вы ее просто подарите. Симка и Нолик: Спасибо вам, ребята, за интересные опыты: Мы очень многое узнали. Самое главное, что мы дышим воздухом. Воздух — часть природы! До свидания ребята! Приглашайте нас еще раз в свою лабораторию. Педагог: А я на прощанье хочу вас поблагодарить за работу и подарить вам воздушные шары. До свидания!

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Исследовательский проект «Волшебница — водица» во 2 младшей группе ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Волшебница - водица» Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека и других.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Невидимка воздух»
Опубликовано: 5 марта 2015 в 04:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД