Получи документы

Описание образовательной практики «Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»

Наталья Кнурова
Описание образовательной практики «Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности». В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.

Публикация «Описание образовательной практики „Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества“» размещена в разделах

Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (п. 1.2 Стандарта) Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.

В данный момент я работаю с детьми старшего возраста и хотела бы поделиться опытом работы по развитию детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества.

В своей деятельности мы строим предметно-пространственную среду в соответствии с принципом доступности, возможности выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Материалы и оборудование необходимые детям для осуществления творческой деятельности подобраны как традиционные (бумага, краски, карандаши и т. д, так и нетрадиционные (одноразовая посуда, салфетки, крашеная соль, крашеный рис, синельная проволока, стеклянные и пластмассовые камешки, пластмассовые овощи, фрукты, листики, салфетки, ватные диски и многое другое.).

Надо заметить, что развитию фантазии, воображению способствует применение именно нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Например, что можно сделать из пластмассовой ложки? Очень многое: зайчика, божью коровку, петушка и т. д. Синельная проволока развивает мелкую моторику рук, воображение, творческие способности. Дети очень любят наматывать проволоку на пальчик, а это уже «змейка», «усики у кота», «паучок» и т. д. К концу младшего возраста дети уже имеют нужные навыки сделать простую плоскую фигуру: листочек, цветочек, листик, геометрическую фигуру. Дети среднего возраста справляются с более сложной работой: паучок, муравей, бабочка. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, вызывает восторг, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу», побуждают к поиску («мне интересно», развивают воображение и любознательность («хочу знать», развивают творческие способности, моторику («я сделал»).

Успешному развитию самостоятельности и детской инициативы способствует интеграция опытно-экспериментальной и творческой деятельности. Дети любознательны, опыты и эксперименты просто обожают. Им хочется самим все потрогать, пощупать, рассмотреть. Опытно – экспериментальная деятельность – это познавательная игра. Ведь ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько самостоятельности, целеустремленности, любознательности и активности.

В нашей группе после серии опытов с солью на основе экспериментальной деятельности у детей сформировались представления о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, растворяется в воде). В одном из таких экспериментов, Лера, водя пальчиком по соли, спросила: «А можно солью рисовать?». На её листе бумаги был нарисован из соли цветок. Поддержав ребенка, мы стали рисовать солью на цветной бумаге, где соль была видна. А вот на белом листе соль не видно. А можно соль покрасить? А чем? (гуашь, краски). Давайте попробуем покрасить гуашью. Что случилось с солью? (она частично растворилась). Аналогичное случилось и при окрашивании акварелью. А как можно покрасить цветным мелом? Его нужно натереть на мелкой терке и смешать с солью. Получился интересный материал для творчества.

Можно ли с помощью соли лепить? Конечно, если смешать соль, муку и воду.

Тестопластика любимое занятие наших детей. Работы из соленого теста получаются красочными, долговечными. Дети научились смешивать кусочки теста разных цветов, чтобы получить другой цвет или просто соединять два цвета, чтобы получить, например, красно-желтое яблоко, зелено-желтый листик. Дети с удовольствием выполняют творческие работы для подарка маме, бабушке, особенно красивые получаются коллективные картины.

Работая над проектом в группе «Ах картошечка, картошка», мы с детьми выращивали в группе картошку, делали поделки из неё и даже рисовали трафаретами из картофеля. Ребята с удовольствием работали с таким материалом.

Еще я хочу познакомить вас с таким интересным материалом для творчества, как окрашенный рис. Крупу мы окрашивали вместе с детьми натуральными красителями: сок свёклы. В другие цвета рис красила сама пищевыми красителями. Получился очень яркий по цветовой гамме и безопасный материал для творческих идей.

Игры с крупой:

- сенсорные коробки

- песочница

- Сухая живопись (аппликации из крупы на бумаге)

- Изучение цветов

- Игры, развивающие мелкую моторику (найди предмет, пересыпь крупу в емкость, насыпь ложкой)

- Из крупы можно сделать искусственный снег, море, луг, землю и так далее — это развивает воображение ребенка.

- Поделки своими руками (открытки, панно)

- Можно спрятать металлические предметы в крупе и найти их с помощью магнита

- Игры в кондитера (цветная посыпка из риса)

- Цветную крупу можно насыпать в бутылку воронкой.

Покрашенный рис прекрасно подходит в качестве наполнителя для сенсорных коробок. Развивающая игра поможет ребенку расширить тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, исследовать, закапывать, откапывать, искать игрушки. Используя цветной рис в аппликациях и поделках, вы разнообразите творческий процесс. Эти полезные занятия с крупами способствуют развитию мелкой моторики рук у детей.

Такие игры развивают не только фантазию, творческие способности, но и общение с другими детьми, умение включиться в разговор, предложить интересное дело, договариваться.

Игры с песком, как ничто другое, развивают творческие способности ребенка, а рисование на песке поможет преодолеть ребенку комплекс плохого художника.

Несколько способов игры с этим составом:

- пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывает приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки;

-раскладывание смеси по баночкам совочком или из формочек в ведерки (тренирует координацию движений рук, а наблюдение за процессом оказывает успокаивающее действие);

- предложите выбирать из песка шарики, пуговицы и другие мелкие предметы (тренируется внимание, усидчивость);

- создание традиционных пирожков, куличиков, а также башенок, животных и других предметов.

Песочная терапия помогает ребенку раскрепощаться, способствует развитию связной речи, снятию мышечного напряжения. Можно сделать вывод: экспериментирование и исследовательская деятельность как раз и служит способом стимулирования развития таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, а так же помогают в развитии творческих способностей. Современные педагоги и психологи считают, что все дети рождаются с творческими задатками и имеют творческий потенциал, который со временем может исчезнуть, если его не поддерживать и не развивать.

Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка, позитивной свободы и самостоятельности является воспитание на принципах любви, понимания, терпения. Хочу заметить, что для успешного развития детской инициативы и самостоятельности необходимо дать ребенку применять полученные знания на практике. Сколько бы вы не говорили, что нужно сделать вот так и так, дети не поймут или быстро забудут, но если они послушают педагога и сами сделают, как он сказал, то получится результат, - это уже ступенька к успеху.

В работе с семьей по поддержке детской инициативы, стараемся нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.

Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребёнок хотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исследователем, и равноправным участником, субъектом социальных отношений.

Открывайте неизведанное своим воспитанникам ежедневно, удивляйте, радуйте их, даже балуйте новыми знаниями, исследованиями, экспериментами, любите их такими, какие они есть, ведь и вам что-то давалось не сразу.

Прикреплённые файлы:

prezentatsiya_flmvd.pptx | 11237,66 Кб
 
Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки»Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки» «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Руки – это своего рода внешний мозг» Кант С раннего детства и на протяжении всей.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание образовательной практики «Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 16:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД