Анна Кубаткина
Описание опыта работы «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, решаемых в процессе реализации ФГОС дошкольного образования, является патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современной России – процесс очень сложный.
Публикация «Описание опыта работы „Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе. Работа с детьми по формированию основ патриотизма, начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия - она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
В то же время, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, наиболее важен для формирования патриотизма. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную привязанность и ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитание патриотических чувств требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы, во многом зависит всё его последующее развитие. Академик Д. С. Лихачё в отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, детскому саду, улице, на которой он живёт, родному городу и краю. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста я веду по нескольким направлениям: работа с семьей, проекты, проведение праздничных мероприятий и др. Я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих, помогать детям осознать себя неотъемлемой частью малой родины. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности : игровой, словесной, и особенно продуктивной.
Решая задачи патриотического воспитания старших дошкольников средствами продуктивной деятельности, я строю свою работу с учетом следующих принципов: принцип культурологического характера содержания; принцип «позитивного центризма»; непрерывности и преемственности педагогического процесса; дифференцированного подхода к каждому ребенку; рационального сочетания разных видов деятельности; деятельностного подхода; бережного и уважительного отношения к детскому творчеству; принцип включения детских работ в жизнь ДОУ.
Я стараюсь создать все условия для формирования у дошкольников активной жизненной позиции, направленной на сохранение и чествование достижений народа своей страны через воспитание потребности к творческому труду.
Моя работа по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами продуктивной деятельности является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Вместе с родителями мы должны как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать у черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Работу с детьми я выстраиваю по «событийному» принципу. Такими событиями стали государственные праздники: День Победы, День защитника отечества, День семьи, 8 марта и др.,
Во время продуктивной деятельности я ориентирую детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы. Дети понимают, что узор надо сделать красивый, чтобы порадовать маму, бабушку подарком к празднику 8 марта. Например, выполнение работ с включением элементов декоративной росписи (хохлома, гжель, городецкая роспись) ко Дню России. При выполнении таких работ дети узнают о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, проявляют интерес к работам народных мастеров. Ко Дню Победы дети изготавливают подарки ветеранам. Среди которых могут быть дедушки и бабушки самих детей. И это очень важно. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. А дети могут выразить своё уважение и свою благодарность через творчество.
Следует подчеркнуть, что для ребенка - дошкольника характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Поэтому работу по патриотическому воспитанию я веду по тематическим блокам:
Блок «Я и Моя семья» - здесь я делаю упор на тесную взаимосвязь с родителями. Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: «День пожилых людей», «День матери» и др.
Блок «Культура и традиции» - знакомлю детей с традициями и бытом России, народным промыслом, культурой, бытом и т. д. : «Пасха», «День России», «День освобождения Брянщины», «День города Трубчевска» .
Блок «Родина моя - Россия» - подвожу детей к пониманию того, что их город – частица России, т. к. во всех уголках нашей страны есть много общего: люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных и т. д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д. Это темы: «День России», «Международный день защиты детей» и др. Также в этом блоке расширяю представления детей о природных ресурсах родного края: «День Земли», «Синичкин день» и др.
Блок «Этих дней не смолкнет слава» - воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. В этот блок входят темы: «День защитника Отечества», «День Победы».
Я считаю, что патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности способствует формированию у воспитанников активной жизненной позиции, развивает интерес к традициям родного края и страны, учит заботливому отношению к родным и близким людям, к природе.