Зинаида Бойко
Описание опыта работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие
- особая страница в природе дошкольного детства. Оно не только отражает степень овладения ребенком всеми сторонами речи, но и показывает, какого уровня умственного развития достиг дошкольник. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников: воспитателям, узким специалистам,психологам связная речь включает в себя развитие двух форм речи- диалогический и монологический. Диалогическая речь : умение детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Монологическая речь: рассказ- это связное разговорное изложение какого- либо факта. Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Для развития речи необходимо развивать мышление,строить фразы, композиционно оформлять содержание. Работая
Публикация «Описание опыта работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
6. Родители часто уделяют внимание речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.
Исходя из создавшихся проблем, я посчитала важным пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и направить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности- игру с родителями, я заметила,что
1. Дети много задают вопросы товарищам и воспитателям.
2. Отвечают на вопросы кратко,не объясняя ответа.
3. Не умеют составлять описательные творческие и коллективные рассказы.
4. Не умеют логически без пропусков пересказывать содержание только что прочитанной сказки.
5. У детей особо развито творческое воображение, мышление, внимание и память. Как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то радостного светится в них когда я говорю: «А сейчас мы с вами поиграем!» Игровые приемы помогают сделать задание для детей привлекательным. Дети играют не подозревают, что усваивают какие- то знания, овладевая навыками,учатся культуре общения друг с другом, с окружающими формируется связная речь.
Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи:
1. Подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства способствующих создать интерес к речевой деятельности у дошкольников.
2. Обогатить и активизировать словарь детей.
3. Формировать у детей грамматический строй речи.
4. Развивать инонациональную и звуковую культуры речи.
5. Развитие воображения, внимания, памяти,творческого мышления, мелкой моторики.
6. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.
Для успешного решения поставленных задач я наметила следующие формы работы:
1. Проведение диагностики.
2. Подбор и создание карточек, художественной литературы, загадок о сказочных героях и тому подобное.
3. Создание развивающей речевой среды.
4. Использования наглядного материала (дидактической игры, серии сюжетных картинок,схемы, карточки, плакаты).
Проводя диагностику в младшей группе я выявила, что у детей слабо развита артикуляция некоторых звуков, нет речевой активности, не умеют выражать свою просьбу словами. Поэтому я постаралась пробудить у детей интерес к занятиям по развитию речи: «Скажи какая кошечка», «Как кричит петушок», «Какая лисичка» и тому подобное.
При этом я использовала различные игровые ситуации с предметными игрушками. Затем, чтобы выразить более активную речевую активность детей, увлечь их придумыванием различных описательных, творческих рассказов я стала использовать различные дидактические игры схемы. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ четким, связным полным и последовательным.
Так в младших группах дети при помощи схем учились составлять описательные рассказы по игрушкам, а в конце года описывали природные явления по фотографиям. Для разучивания разных потешек и перессказывании сказок я также использую схематичное изображение последовательно развивающихся событий. В свободной деятельности я предлагаю детям знакомые схемы сказок и картинки к ним для закрепления полученных навыков. В старшей группе я продолжала использовать схемы при обучении детей составлению описательных рассказов на предложенную тему («Моя семья», «Мой город», «расскажи о животном» и т. д.). При заучивании стихотворений «Зима» Сурикова, «Береза» Есенина и других также использовала схемы. Дети с удовольствием пересказывали сказки «Три поросенка», «Как коза избушку построила» с помощью схематически изображенных в определенной последовательности героев этих сказок.
Уже в подготовительной к школе группе дети могли самостоятельно нарисовать схемы к сказкам, стихам, рассказам, придумать свои сказки, используя готовые схемы. Мною был разработан и реализован проект «Мы сказочники», «Встречи у лукоморья» в которых дети могли упражняться в речевом творчестве. Был создан сборник детских сказок «Сказки нашего времени». На открытом занятии по речевому развитию «Наш город-Кувандык» я также использовала схемы для составления рассказов о городе. Большое значение для развития навыков самостоятельной речи я отвожу рассказам по сериям сюжетных картинок (фото). Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержание рассказа, уточнить значение известных ему слов и усваивает новые, не механически, а в процессе активного использования. В ходе работы по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи, также я использую различные виды театра. Дети, начиная с младшей группы с удовольствием смотрят кукольные театры по сказкам, сами участвуют в играх-инсценировках по уже знакомым сказкам, подражая героям. В старшем возрасте театрализованная деятельность приобрела для детей еще большее значение. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, обогатился словарный запас. В результате театрализованной деятельности у детей улучшается память, мышление, воображение.
Немаловажную роль в речевом развитие детей играет умение рассказывать по картине. В формировании этого умения я использовала специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Например в младшем возрасте- это различные предметные картинки с изображением посуды, одежды и т. п. Для того чтобы вызвать интерес к содержанию картины я использую загадки, сюрпризные моменты, художественное слово. В средней группе рассматриваем уже более сложные предметные и сюжетные картины. В старшем возрасте беседуя по картине, обращаю внимание детей на более детальное рассматривание в силу сложности содержания. Картину рассматриваем по частям: главное, детали, интерьер, фон, пейзаж. Повысить детскую активность мне помогают вопросы, заданные как мной, так и самими детьми. Для активизации речи и мышления использую такие приемы как задания «О чем еще ты хотел бы узнать», «Задайте вопросы», «Придумай название картине». Старалась мотивировать детей к рассказыванию по картине, используя игрушки «Расскажи Мишутке что нарисовано на картинке» и т. д. Решая вопросы речевого развития детей, я использую «Копилку речевого материала», в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, альбомы для работы над звукопроизношением. Помогают развивать речь различные дидактические игры «Скажи какая», «Как кричит», «Скажи как я», «Сочини сказку», «Подбери слова к предмету (картинке)», «Цепочка слов». Все эти игры дети используют в самостоятельной деятельности.
Без тесного сотрудничества с родителями по речевому развитию детей невозможно решить поставленные задачи. Поэтому я веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, анкетирования, круглого стола, мастер-классов. Неоднократно на родительских собраниях мы обсуждали тему речевого развития детей «Развиваем речь играя», «Речь вашего ребенка- всегда ли она правильно звучит».
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием схем, занимательных дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, дает свои результаты:
1. Дети стали активнее работать на занятиях, стали внимательнее, повысилось творческое мышление.
2. Словарный запас из пассивного перешел в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку для обучения в школе.
3. Дети научились излагать мысль в виде правильного предложения. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 8 и более предложений. Придумывают сказки и рассказы.
4. Дети стали замечать и исправлять речевые ошибки сверстников.
Родители проявили заинтересованность и активно принимали участие в реализации проектов, подготовке к занятиям, совместном творчестве, изготовлении дидактических игр по речевому развитию.
В дальнейшем я продолжу работу по речевому развитию, уделяя больше внимания пальчиковым играм, развитию мелкой моторики рук, следовательно, и речи. Следует также поработать над развитием творческого воображения при рисовании схем, тем самым решая задачи развития мышления, мелкой моторики, фантазии и развития связной речи при описании схем.