Приложение МААМ

Описание опыта работы участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (1 фото)

Алла Ходунова
Описание опыта работы участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»
▼ Скачать + Заказать документы

2019

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Унеча Брянской области

Описание опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 года,

Ходуновой Аллы Николаевны,

воспитателя МДОУ д/с «Солнышко» комбинированного вида

города Унеча Брянской области

Публикация «Описание опыта работы участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса „Воспитатель года России“» размещена в разделах

Тема: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

Описание опыта работы участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»

Унеча

2019 г.

«Ребёнок учится мыслить, учась говорить,

но он также и совершенствует речь, учась мыслить»

Ф. А. Сохин.

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми.

«В овладении речью, - считает Л. С. Выготский, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – кпростой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений».

Работу по формированию связной речи начинают уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего посредством диалога — основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребёнка появляется сложная форма связной речи — «сообщения в виде монолога». И тут у детей возникают затруднения в следующем:

- в самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

- в установлении последовательности изложения выявленных признаков;

- в удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Поэтому работу по формированию связной речи необходимо начинать как можно раньше.

Так как, мне известно, что факторами, облегчающими процесс становления связной речи, являются:наглядность,внутренний план высказывания, то, изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что развитию связной речи детей, наряду с другими методами, будет способствовать использование средств наглядного моделирования.

В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- облегчать познание.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры, планы и условные обозначения.

Целью своей педагогической деятельности определила «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

В соответствии с целью поставила следующие задачи:

1. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

2. Формировать умение пересказывать текст с помощью моделей.

3. Развивать умения сопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев.

Т. к. ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них, то решила начать использовать метод наглядного моделирования при ознакомлении со сказками и пересказе.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, выразительно читаю сказку, побуждаю детей ответить на вопросы, разыгрываю сюжет в настольном театре, предлагаю рассмотреть иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. п.

Рассказывая детям сказку, постепенно выставляю символы – заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Затем побуждаю детей отвечать на вопросы, характеризующие сказочных персонажей. При освоении действия замещения элементами моделирования первоначально выступают изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Можно использовать кружки одного цвета, но разного размера; одного размера, но разного цвета; разного цвета и разного размера; можно вместо кружков использовать полоски разной длины. Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение. После этого стараемся пересказывать сказку по цепочке. И как конечный результат - каждый ребенок пересказывает сказку от начала и до конца.

Разыгрывая сказки с помощью данного метода, позволяет мне как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Сказки для детей младшего возраста просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это позволяет ребенку обогатить словарь, лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова для него уже носят обобщающий характер.

Также, пробуем с детьми нарисовать сказку сами: раздаю листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагаю превратить их в героев сказки. Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. Когда рисуем, то проговариваю и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.). После этого дети забирают модели домой и пересказывают сказку совместно с родителями.

Во втором полугодии система работы приобретает определенную структуру:

1. Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.

2. Беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам.

3. Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).

4. Пересказ сказки, опираясь на модель.

В работе по данной теме не обойтись без использования дидактических игр: «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры». В них используются геометрические фигуры разного цвета, нарисованные палочки разной длины. Эти задания помогают мне развивать не только воображение детей, но и творческие речевые способности.

Сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. На родительском собрании рассмотрена тема: «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста», в уголке для родителей разместила консультацию «Использование наглядного моделирования при рассказывании сказок», провела мастер-класс «Играя — развиваем» (использование метода наглядного моделирования).

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты: дети активно стали отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, участвовать в занятии; научились подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, а также сопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев. Проводимая мною работа готовит воспитанников к самостоятельному пониманию художественного произведения, выразительному и последовательному рассказу о прочитанном, т. е. к сложной форме связной речи – монологу.

Приложения

к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования», участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России» 2019 года,

Ходуновой Аллы Николаевны,

воспитателя МДОУ д/с «Солнышко» комбинированного вида

города Унеча Брянской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Унеча Брянской области

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию в младшей группе.

Пересказ сказки «Теремок»

(с использованием наглядного моделирования).

Цель: активизировать словарь детей посредством метода наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные: развивать умение пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода наглядного моделирования.

Развивающие: продолжать развивать интонационную выразительность речи воспитанников; создавать условия для развития сенсорного восприятия, внимательности, наблюдательности.

Воспитательные : воспитывать отзывчивость у детей, умение сопереживать и понимать героев сказки.

Воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»

Ходунова А. Н.

Ход ОД

1. Вводная часть

Воспитатель : Ребята, послушайте, кто-то стучится к нам в дверь, пойду- ка посмотрю. Кто это? (Зайчик)

Летом сер, зимою бел,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Зайчик: Здравствуйте, ребятки. (Плачет)

Воспитатель : Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?

Зайчик: Злая фея превратила моих друзей из сказки «Теремок» в разноцветные полоски.

Воспитатель : Заинька, а как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать твоих друзей?

Зайчик: Надо выложить по порядку полоски кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку.

2. Основная часть

Воспитатель : Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей? Давайте вспомним, кто жил в «Теремке»? (воспитатель загадывает загадки)

Под полом таится,

Кошки боится.

Серая малышка,

Кто же это?. (мышка)

Зелёная - как трава,

Ее песенка - "Ква-ква".

Скачет зверушка

А зовут ее (лягушка)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее. (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Грозно вдруг зубами щелк!

Я свирепый серый. (волк)

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его….(медведь)

Молодцы, всех вспомнили (показывает иллюстрацию сказки)

Воспитатель : Прежде, чем расколдовать сказочных героев, я предлагаю вначале построить теремок. Посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист. Какие фигуры возьмем для строительства? Правильно, выкладываем на листе бумаги квадрат, на него- треугольник. Молодцы.

Воспитатель : Кто первым пришел в теремок?

Дети: Мышка.

Воспитатель : Как вы думаете, в какую полоску превратилась мышка? Какого цвета эта полоска? Почему она серая?

Дети: В маленькую полоску. Серая полоска, потому что мышка серая.

Воспитатель : Кто пришел после мышки?

Дети: Лягушка.

Воспитатель : Как вы думаете, в какую полоску превратилась лягушка? Какого цвета эта полоска? Почему она зеленая?

Дети: Зеленая полоска, потому что лягушка зеленая.

Воспитатель : Прикладываем полоску рядом с мышкой.

Данная работа проводится по каждому герою. Воспитатель спрашивает про каждого героя, как его можно назвать по-другому, ласково?

Воспитатель : Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая низкая полоска? А какая самая высокая? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти полоски?

Ответы детей: Разные полоски. Самая низкая –серая, а самая высокая – коричневая. Это мышка и медведь.

Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Справились с заданием.

Воспитатель : (предлагает детям разложить изображения героев сказки в соответствии с выложенными полосками).

А теперь нам пора отдохнуть.

Физминутка «Зайка серенький сидит» (под текст дети выполняют движения) :

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так он ушами шевелит (шевелят руками над головой)

Зайке холодно стоят: надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать (скачут на двух ногах)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопают в ладоши).

Воспитатель : Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.

Пересказ сказки.

Воспитатель : Молодцы, ребятки. Все вместе дружно рассказали сказку и расколдовали его друзей.

Зайчик: Спасибо вам, ребятки! Мне пора отправляться в свой сказочный лес. До свидания!

3. Подведение итога занятия.

Воспитатель : Ребята, понравилось вам наше занятие? Какую сказку мы вспомнили? Во что превратились герои? В одинаковые или разные полоски превратились герои? Вам понравилось помогать зайчику?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Унеча Брянской области

Конспект образовательной деятельности в младшей группе по речевому развитию "Рассказывание сказки "Колобок"

с элементами наглядного моделирования".

Цель: формировать у детей умение связно передавать содержание знакомой сказки.

Задачи:

Образовательные: формировать умение детей отвечать на вопросы, согласовывать существительные с прилагательными;

Развивающие: Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказок, продолжать развивать интонационную выразительность речи воспитанников;

Воспитательные : воспитывать отзывчивость, умение сопереживать и понимать героев сказки.

Материалы и оборудование. 2 книги «Колобок» (одна из них, без картинок с чистыми листами, игрушка Колобок, модели персонажей сказки.

Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок», знакомство с моделями разных сказок, заучивание физминутки «Колобок».

Воспитатель

МДОУ д/с "Солнышко"

Ходунова А. Н.

Ход деятельности.

Воспитатель. К нам в гости пришел Колобок, он принес нам интересную сказку. Кто догадался, как она называется?

Воспитатель. (открывает пустую книгу) Ничего нет? (высыпаются геометрические фигуры).

Воспитатель. Ребята, Колобок говорит, чтобы сказка снова появились в книге, нам надо рассказать ее. Давайте вспомним.

Составляется модель сказки на мольберте.

- Что испекла баба?

- Какой получился колобок? – зажаристый, румяный, круглый - желтый круг.

- Почему колобок убежал? (ему надоело лежать на окошке)

- Кого колобок встретил сначала? Зайца. Какой будет зайчик? - маленький, серенький - серый маленький круг.

- Кого встретил колобок после зайца? Волка. Какой волк? – серый, злой, страшный - большой серый круг.

- Кого встретил волка? Медведя. Какой медведь? – большой, косолапый, коричневый - коричневый круг.

- Кого еще он встретил? Лису. Какая лиса? – хитрая, рыжая - оранжевый круг.

- Кто съел колобка?

- Какую песенку пел колобок?

"Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя,.

Не хитро уйти".

Воспитатель. Молодцы ребята, вспомнили всех героев сказки. А теперь покажите, как катился колобок по дорожке.

Физминутка "Колобок"

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (погладили себя по голове двумя ладонями)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился. (хлопки в ладоши)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Воспитатель. Вот какие шустрые у нас колобки. А теперь ребята, давайте расскажем сказку "Колобок". Но вначале нам нужно найти домик где живут бабушка и дедушка. Какой фигурой мы его обозначим? (Добавляют квадрат к выстроенной модели).

Дети рассказывают сказку по выстроенной модели.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что произошло с нашей книгой? (незаметно меняет пустую книгу на настоящую). Сказка появилась, значит мы все рассказали правильно, нечего не забыли. Я даже знаю, о чем сейчас думает наш колобок. Он не хочет чтобы его лиса съела. Давайте нашей сказке придумаем другой конец.

- Колобок говорит лисе «Не ешь меня лиса, я тебя за это похвалю».

Воспитатель. Давайте похвалим лисичку - пушистая, красивая, веселая, умная.

Воспитатель. Молодцы ребята. Вам понравилось занятие? Чем мы сегодня занимались? Помогли Колобку, придумали новый конец сказки, похвалили Лисичку. Все остались довольны.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием приёма наглядного моделирования.

Тема: Знакомство со сказкой «Колобок»

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей.

2. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания главных героев.

Материал:

Пять кружков разного цвета и величины (для обозначения животных, квадрат (домик) и треугольник (крыша); пальчиковый театр или игрушки по сказке.

Воспитатель МДОУ д/с "Солнышко"

Ходунова Алла Николаевна.

Ход ОД

Воспитатель : К нам в гости прикатился колобок. Принёс интересную сказку. Как она называется? (Сказка «Колобок»).

Дети, послушайте эту сказку, можете мне помогать её разказывать.

Воспитатель рассказывает сказку с показом пальчиковым театром.

Вот какой колобок! Как его бабушка пекла, покажите.

Дети: По коробу поскребла, по сусеку помела, муки набрала, замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить (показ действий).

Воспитатель : Какой колобок получился?

Дети: Круглый, румяный, красивый, вкусный, горячий.

Давайте расскажем сказку ещё раз.

Вот это будет домик.

Теперь нужна крыша.

Какой будет колобок (жёлтый…. ?

Каким будет зайчик? (Серый,зайчик ведь серый, маленький).

А волк какого цвета? Тоже серый, как и зайчик, только он большой.

Найди кружок волка.

Потом встретил медведя. Медведь коричневый, большой и кружок – коричневый, большой.

А потом встретил кого? Какая лиса? Какой круг нужно взять?

(оранжевый).

Повторение сказки по выстроенной модели.

Укатился колобок из домика, катится по дорожке. Навстречу ему заяц… и т. д.

Воспитатель : Ребята, понравилось вам наше занятие? Что мы с вами делали? Во что превратились герои? В одинаковые или разные кружки превратились герои? Какую мы рассказывали сказку? Молодцы!

Публикации по теме:

Эссе «Моя педагогическая философия» участника районного конкурса «Профессионал года — 2018» Номинация «Воспитатель года» Примак Людмилы Александровны, воспитатель МАДОУ д/с 298 Мое познание мира педагогики. Что же именно, попробую определить. Поступление в.

Муниципальный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года России. Лесенка успеха» «Синквейн как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Пояснительная записка Хорошая.

Муниципальный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года России» («Лесенка успеха») Эссе Эссе «Моя педагогическая философия» Памяти моих родных… Я – педагог в четвертом поколении. Моя мама также была воспитателем в детском саду.

Портфолио педагога. Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России — 2019». Слайд №1 «Педагогический портфель». Слайд №2 Раздел 1 «Визитная карточка» Раздел 2 «Документы» Раздел 3 «Методическая деятельность» Раздел.

Сценарий муниципального этапа IX Всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2018» Цель: поддержка инновационного движения в системе образования Сараевского муниципального района Рязанской области, распространение опыта.

Презентация «Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года» Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2019» Бугаева.

Эссе «Моя педагогическая философия» участника конкурса «Воспитатель года — 2019» «Я выбрала профессию такую, Что лучше мне на свете не найти. И с каждым годом убеждаюсь, Что я иду по верному пути!» Каждый из нас в определенное.

Заявление участника районного этапа конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году В Оргкомитет районного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2010 году Заявление. Я, Аббакумова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 18:17
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Ходунова (УИ 1336674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД