Оптимальная организация и использование предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада

Татьяна Петрова
Оптимальная организация и использование предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада

Оптимальная организация и использования предметно – пространственной среды.

При построении предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. Принцип стабильности, наличности;

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. Принцип открытости – закрытости;

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предметно- пространственная развивающая среда поделена на секторы:

1. Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: центр игры, центр двигательной активности, центр конструирования, центр музыкально-театрализованной деятельности.

2. Спокойный сектор: центр книги, центр отдыха, центр природы.

3. Рабочий сектор: центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики.

Центры организованы и представлены с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех обьектов.

Центр развития речи «Речевичок» находится различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парный картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Центр книги включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находится книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Оформлена мини — библиотека, где дети могут рассматривать книги и рисовать к ним иллюстрации. Книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц, в соответствии с программой.

Центр изобразительной деятельности «Наш вернисаж» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. Образцы по декоративному рисованию оформлены раздельно в альбомах «Городецкая роспись», «Дымка», «Гжель»,»Хохлома», имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, дидактические игры развитие чувства цвета и композиции. В раздельной комнате организована выставка детского творчества. В данном центре находится материал и оборудование для художественно — творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Целью центра творчества << Наш вернисаж>> является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно — творческих способностей, самостоятельности, активности.

Центр театральной деятельности — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров: теневой, пальчиковый театр. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Центр «Здоровья» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомеры, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Цент игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное.

Центр конструирования – город “Мастеров”. Сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгуппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно –конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Город”Мастеров”- способствует развитию творческой деятельности детей, развивает мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Центр опытно- экспериментальной деятельности, лаборатория” Почемучка”. Представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы, ткани, кожа и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы, рулетка, увеличительные стекла, магниты и т. д.) В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие “поче-мучки” будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами помогают познать мир.

Центр- математики” юный математик” имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы чудо – кубики 2 “сложи узор” с рисунками, раздаточный материал. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, Палочки Кюизенера, “Разрезной квадрат” Никитина. Логические блоки Дьенеша “ и др. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В центре” ИКТ “ размещены ноутбук,DVD- плеер, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В спальне расположен “Уголок уединения “. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, около искусственной пальмы. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребенок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Нравственно-патриотический центр “ Уголок России” помещена государственная символика родного города и России. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Самарской области. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом “Моя семья”,

“Мой любимый детский сад”, “ Моя Самара”, ‘Москва- столица нашей Родины”. Оформлен мини – музей посвященный 70 лет Великой Победы

” Этих дней не смолкнет слава”. Совместно с родителями создана “Книга памяти”. Уголок способствует формированию патриотических чувств.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды в группе «Мы — нижегородцы» Опыт работы воспитателя Рыжовой Надежды Викторовны Тема: «Мы – Нижегородцы» Организация предметно-пространственной среды в группе по теме.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе Стендовый доклад о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды в средней группе с учётом требований ФГОС ДО к образовательной.

Организация предметно-пространственной среды для детей подготовительной группы.Организация предметно-пространственной среды для детей подготовительной группы. Организация предметно-пространственной среды в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада Организация развивающей предметно-пространственной среды Уголок «Здоровичок» В уголке «Здоровичок» содержаться следующие материалы — Папка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС до.Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС до. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Прозоркина Кира Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района, Санкт-Петербурга.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего.

Проект по организации предметно-пространственной развивающей среды на площадке детского сада в зимний периодПроект по организации предметно-пространственной развивающей среды на площадке детского сада в зимний период Проект 2 младшей группе «Зимние фантазии» Воспитатели: Кобзарь Яна Андреевна Калинова Анна Юрьевна Тип проекта: совместный, творческий.

Организация развивающейся предметно пространственной среды в подготовительной группеОрганизация развивающейся предметно пространственной среды в подготовительной группе Развивающая среда подготовительной к школе группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО, образовательной и парциальных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Оптимальная организация и использование предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 21 января 2018 в 23:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...