МААМ-картинки

Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта

Светлана Ермакова
Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.

Публикация «Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта» размещена в разделах

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения. Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость лёгких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. И, конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создаёт хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.

Таким образом, достаточная двигательная активность – необходимое условие гармонического развития личности.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.

Понятие двигательной активности.

Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни, это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих факторов, в том числе и организации физического воспитания.

Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома, поэтому очень важно создавать условия для оптимизации двигательной активности детей. Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом.

Важные социальные факторы для увеличения ДА – организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребёнка осознанной потребности в движении. В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные и общеобразовательные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, внеклассные спортивные занятия, организовывать спортивные соревнования и Дни здоровья.

Дошкольное образование ориентируется на реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

С целью оптимизации двигательной активности необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера. Очень хорошим фактором оптимизации ДА детей являются игры с элементами спорта, которые способствуют развитию психофизических качеств – силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты движений. Эти игры обеспечивают гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника, обогащают эмоциональную сферу детей. Обстановка соревнований побуждает детей к движению и таким образом повышает двигательную активность детей, побуждает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационные умения. Спортивные игры способствуют выработать ориентировку в пространстве, согласованность действий, тренируют вестибулярный аппарат, оказывают влияние на формирование нравственно-волевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости и т. д., воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно. У ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.

Кроме того многофункциональное использование спортивного инвентаря, способствует формированию двигательного опыта. Обучение действиям со спортивными предметами (ракетками, мячами, клюшками и др.) осуществляется через систему занятий, игр на прогулках, физкультурно-оздоровительных мероприятий, индивидуальных занятий. У детей в результате системно-комплексного применения игр с элементами спорта появилась способность самостоятельно выполнять на прогулках, в домашних условиях, освоенные на занятиях варианты двигательных действий. Многократность повторений элементов спортивных игр, продолжительность коллективных игр — показатель устойчивости инте-реса дошкольников к играм этого типа.

В нашей Белгородской области разработана и реализуется авторская программа Л. Н. Волошиной «Играйте на здоровье», основанная на играх с элементами спорта, отвечающая всем требованиям ФГОС.

Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях, что способствует оптимизации объема двигательной активности детей; положительно отражается на освоении элементов спортивных игр, развитии произвольности поведения; обеспечивает разносторонний характер содержания двигательной деятельности, при этом дети используют сложно координационные виды двигательных действий на основе игр с элементами спорта. Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную деятельность детей, делает ее разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту, интересам детей. Они готовы делиться своим опытом с малышами, самостоятельно играть с мячом, ракеткой, клюшкой.

Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, разработки методических рекомендаций, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей, что в свою очередь является очень хорошим фактором оптимизации ДА детей.

В программе «Играйте на здоровье» акцентируется внимание на таких аспектах, как разносторонность физкультурно-предметной и игровой среды, оптимальность двигательного режима, обеспечение достаточной площади для движений и времени для двигательной деятельности. Как правило, при создании надлежащих условий детей, отстающих в двигательном развитии, не бывает. Даже у самых маленьких отмечается достаточно разнообразный для их возраста двигательный опыт.

Наш детский сад не стал исключением, и так же реализует ее как региональный компонент Основной образовательной программы ДОУ. Для того, что бы реализовать данную программу в полном объё ме руководством нашего детского сада были созданы все условия: приобретено необходимое спортивное оборудование, а также оборудована современная спортивная площадка. В свою работу игры с элементами спорта я включаю частично в занятия, которые провожу в спортивном зале, а так же третье занятие, которое проводится на улице полностью построено на данных играх. На моих занятиях дети знакомятся и учатся правильно выполнять элементы спорта (держать клюшку в руках, выполнять удар ногой по мячу, забрасывать мяч в корзину и т. д., а воспитатели на прогулках организовывают детей для игр с элементами спорта, с целью закрепить навык овладения спортивными предметами, а также с целью повышения двигательной активности.

В ходе использования игр с элементами спорта двигательный опыт детей актуализируется в самостоятельной двигательной деятельности, расширяется и область применения данных игр. Дети, обученные по этой программе, становятся организаторами подвижных игр дома, во дворе на прогулках в самостоятельной деятельности.

Список литературы:

1. Теория и методика физической культуры дошкольников. Изд-во Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС. Москва Творческий центр СФЕРА. 2008 г.

2. ФГОС от 17 октября 2013г.

3. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Изд-во Белый город. 2013г.

4. https://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/7789/1/Voloshina_Optimizatsiya.pdf

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Фотоотчет «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности дошкольников»Фотоотчет «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности дошкольников» В соответствии с годовым планом работы в "МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка" 10.02.2016 года был проведен смотр – конкурс «Нетрадиционное.

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове» Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Снежные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковСнежные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 22:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ермакова (УИ 249306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД