Светлана Ермакова
Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.
Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.
Публикация «Оптимизация двигательной активности дошкольников через игры и игровые упражнения с элементами спорта» размещена в разделах
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения. Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость лёгких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. И, конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создаёт хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.
Таким образом, достаточная двигательная активность – необходимое условие гармонического развития личности.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Понятие двигательной активности.
Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни, это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих факторов, в том числе и организации физического воспитания.
Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома, поэтому очень важно создавать условия для оптимизации двигательной активности детей. Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом.
Важные социальные факторы для увеличения ДА – организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребёнка осознанной потребности в движении. В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные и общеобразовательные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, внеклассные спортивные занятия, организовывать спортивные соревнования и Дни здоровья.
Дошкольное образование ориентируется на реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.
С целью оптимизации двигательной активности необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера. Очень хорошим фактором оптимизации ДА детей являются игры с элементами спорта, которые способствуют развитию психофизических качеств – силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты движений. Эти игры обеспечивают гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника, обогащают эмоциональную сферу детей. Обстановка соревнований побуждает детей к движению и таким образом повышает двигательную активность детей, побуждает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационные умения. Спортивные игры способствуют выработать ориентировку в пространстве, согласованность действий, тренируют вестибулярный аппарат, оказывают влияние на формирование нравственно-волевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости и т. д., воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно. У ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.
Кроме того многофункциональное использование спортивного инвентаря, способствует формированию двигательного опыта. Обучение действиям со спортивными предметами (ракетками, мячами, клюшками и др.) осуществляется через систему занятий, игр на прогулках, физкультурно-оздоровительных мероприятий, индивидуальных занятий. У детей в результате системно-комплексного применения игр с элементами спорта появилась способность самостоятельно выполнять на прогулках, в домашних условиях, освоенные на занятиях варианты двигательных действий. Многократность повторений элементов спортивных игр, продолжительность коллективных игр — показатель устойчивости инте-реса дошкольников к играм этого типа.
В нашей Белгородской области разработана и реализуется авторская программа Л. Н. Волошиной «Играйте на здоровье», основанная на играх с элементами спорта, отвечающая всем требованиям ФГОС.
Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях, что способствует оптимизации объема двигательной активности детей; положительно отражается на освоении элементов спортивных игр, развитии произвольности поведения; обеспечивает разносторонний характер содержания двигательной деятельности, при этом дети используют сложно координационные виды двигательных действий на основе игр с элементами спорта. Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную деятельность детей, делает ее разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту, интересам детей. Они готовы делиться своим опытом с малышами, самостоятельно играть с мячом, ракеткой, клюшкой.
Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, разработки методических рекомендаций, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей, что в свою очередь является очень хорошим фактором оптимизации ДА детей.
В программе «Играйте на здоровье» акцентируется внимание на таких аспектах, как разносторонность физкультурно-предметной и игровой среды, оптимальность двигательного режима, обеспечение достаточной площади для движений и времени для двигательной деятельности. Как правило, при создании надлежащих условий детей, отстающих в двигательном развитии, не бывает. Даже у самых маленьких отмечается достаточно разнообразный для их возраста двигательный опыт.
Наш детский сад не стал исключением, и так же реализует ее как региональный компонент Основной образовательной программы ДОУ. Для того, что бы реализовать данную программу в полном объё ме руководством нашего детского сада были созданы все условия: приобретено необходимое спортивное оборудование, а также оборудована современная спортивная площадка. В свою работу игры с элементами спорта я включаю частично в занятия, которые провожу в спортивном зале, а так же третье занятие, которое проводится на улице полностью построено на данных играх. На моих занятиях дети знакомятся и учатся правильно выполнять элементы спорта (держать клюшку в руках, выполнять удар ногой по мячу, забрасывать мяч в корзину и т. д., а воспитатели на прогулках организовывают детей для игр с элементами спорта, с целью закрепить навык овладения спортивными предметами, а также с целью повышения двигательной активности.
В ходе использования игр с элементами спорта двигательный опыт детей актуализируется в самостоятельной двигательной деятельности, расширяется и область применения данных игр. Дети, обученные по этой программе, становятся организаторами подвижных игр дома, во дворе на прогулках в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Теория и методика физической культуры дошкольников. Изд-во Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС. Москва Творческий центр СФЕРА. 2008 г.
2. ФГОС от 17 октября 2013г.
3. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Изд-во Белый город. 2013г.
4. https://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/7789/1/Voloshina_Optimizatsiya.pdf