МААМ-картинки

Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН (8 фото)

Алла Пронина
Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1.

Недостаток произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста встречаются значительно чаще, чем другие нарушения звукопроизношения.

Перед логопедом стоит проблема - как на логопедических занятиях в короткий период времени и с высокой степенью продуктивности скорректировать недостатки произношения сонорных звуков.

Публикация «Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН» размещена в разделах

Если найти оптимальное сочетание игровых форм, методов и приёмов по устранению недостатков произношения сонорных звуков и системно использовать данный подход на индивидуальных логопедических занятиях, то это будет способствовать более качественному (продуктивному) устранению недостатков произношения звуков у дошкольников с ФФН.

Это способствует устранению недостатков произношения сонорных звуков и введение их в речь за короткий период времени.

Проект состоит из 4 этапов:

I этап (установочный) – «Я хочу научиться красиво говорить».

II этап (подготовительный) - «Весело играем – язычок развиваем».

III этап (основной) - «Я ощущаю, показываю, говорю, и меня слушают».

IV этап (аналитический) - «Я научился красиво говорить и иду в школу».

Структура занятия – обычная для индивидуальных занятий.

Мы нашли и собрали в единое целое основные игровые методы и приёмы, помогающие в работе по исправлению недостатков сонорных звуков у дошкольников с ФФН:

1. Объяснение артикуляции звуков с помощью сказочных историй (автор Т. А. Ткаченко).

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Самомассаж языка.

(автор З. А. Репина, В. И. Буйко).

3. Специальный комплекс упражнений (артикуляционных) для формирования правильного произношения звуков [Л], [Л‘], [Р], [Р‘].(автор З. А. Репина, В. И. Буйко)

4. Игры-упражнения для вызывания звуков [Р], [Р‘] (автор З. А. Репина,В. И. Буйко)

5. Упражнения на постановку сонорных звуков (стихотворный текст) (автор В. Н. Чернякова).

6. Постановка сонорных звуков с помощью моделирования (автор В. М. Акименко).

7. Использование воды и песка в коррекции сонорных звуков (авторы Т. И. Грабенко, Т. Д. Зиневич-Евстигнеева, Л. М. Гладковская).

8. Комплексные разминки (авторы В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко).

9. Игры-подражания (автор Цвынтарный В. В.) (при помощи кистей рук).

10. Стихи для закрепления поставленных звуков (автор В. Н. Чернякова).

11. Игры для автоматизации сонорных звуков, предложенные А. Л. Белоус, Л. Д. Федотовой.

12. Игры на закрепление в речи звуков [Л], [Л‘] (автор И. Л. Лебедева).

13. Игровое упражнение «Три Егора» на закрепление в речи звуков [Р], [Р‘] (авторы З. А. Репина, В. И. Буйко).

14.«Логопедические фокусы с картинками» (автор И. Л. Лебедева).

15.«Цветные сказки» (автор Н. М. Погосова).

Кроме того, в процессе работы по данной теме нами были изготовлены оригинальные игры-пособия, помогающие успешному исправлению сонорных звуков:

1. «Ра-ра-ра – весёлая игра».

Главная задача пособия – работа над правильным произношением звука [Р]:

подготовка к постановке звука;автоматизация звука изолированно;в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Речевой материал представлен в пособии с учётом традиционного порядка постановки и автоматизации звука [Р]. Поставленный звук сначала автоматизируется изолированно, затем в слогах различных типов, в словах и только в различных видах развёрнутой речи (предложениях, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать.

Пособие может быть использовано в работе полностью, либо педагог предлагает детям лишь определённые листы работы.

I лист – артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р] (логопед магнитом указывает на определённое упражнение, которое ребёнок выполняет.

Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН

II лист – автоматизация изолированного звука [Р].

Задание: пальчиком провести по пуговицам, произнося звук[Р], меняя высоту и силу голоса.

Фото №1 Недостаток произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста встречаются значительно чаще чем другие нарушения звукопроизношения

III лист – автоматизация звука [Р] в открытых и закрытых слогах (таблицы открытых и закрытых слогов).

Фото №2 Работа логопеда

IV лист - автоматизация звука [Р] в слогах со стечением согласных (таблица слогов со стечением согласных).

V лист – логопедическая «гармошка»: автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.

Фото №3 Логопедия логопедом стоит проблема как на логопедических занятиях в короткий период времени и с высокой степенью продуктивности скорректировать недостатки произношения сонорных звуков

Лист представляет собой 3 «гармошки»:

1. Звук [Р] в начале слова.

2. Звук [Р] в середине слова.

3. Звук [Р] в конце слова.

VI лист – разрезная картинка.

Задания:

1. Составить из частей целую картинку.

2. Назвать слова, в которых встречается звук [Р].

3. Составить связный рассказ по картинке.

4. Выполнить пальчиковую гимнастику с речитативом.

Фото №4 Публикация Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН размещена в разделах Работа логопеда

VII лист – похвальный (нажать на звуковой сигнал).

Фото №5 Это способствует устранению недостатков произношения сонорных звуков и введение их в речь за короткий период времени

2. «Звуковые пятнашки».

Цели: 1. Автоматизация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л]’ в слогах (чтение слогов).

2. Автоматизация сонорных звуков в словах и фразах.

3. Дифференциация звуков [Р] – [Л].

4. Обогащение словаря по лексическим темам.

5. Развитие фонематического слуха.

Оборудование: коробка с кубиками, на четырёх гранях которых находятся картинки с «трудными» звуками, причём каждые четыре картинки объединены в серию по общей лексической теме (например, лексическая тема «Профессии», звуки [Р]-[Л]: маляр, электрик, металлург, библиотекарь, а на двух оставшихся гранях кубика написаны слоги с сонорными звуками, при этом буквы подсказывают как нужно прочитать согласный звук – твёрдо или мягко (выделение цветом: зелёный – твёрдый согласный, синий – мягкий согласный).

Принцип игры заимствован их игр «Четвёртый лишний», «Пятнашки».

Перед началом игры логопед перемешивает все кубики, умышленно расставляя ряды кубиков, не объединённых одной лексической темой. Из последнего ряда убирается один кубик для того, чтобы в ходе игры ребёнок мог передавать кубики по рядам и столбцам. Задача игрока – правильно составить ряды кубиков, объединив их обобщающим словом. Ребёнок, передвигая кубики, должен комментировать свои действия, чётко проговаривая трудный звук.

Поле 1.

Р ромашка ромашка георгин нарцисс

Л - Р маляр электрик металлург библиотекарь

Л холодильник телевизор лампа люстра

Р баран тигр рысь бурундук

Фото №6 Проект состоит из этапов этап установочный Я хочу научиться красиво говорить Фото №7 этап подготовительный Весело играем язычок развиваем

Поле 2.

Р продавец повар парикмахер врач

Л’- Л волк лиса олень белка

Р коралл рыба-пила морской конёк рыба-игла

Л’- Л тюльпан лилия гладиолус василёк

Поле 3.

Р’ огурец репа редис сельдерей

Р морковь петрушка картофель помидор

Л баклажан лук свекла салат

Л’ -Л лимон яблоко апельсин слива

Поле 4.

Р груша виноград персик гранат

Р брусника крыжовник черника смородина

Л’ липа тополь ель клён

Р крокодил жираф зебра леопард

Ещё представлены четыре ряда кубиков с разными лексическими темами.

(продолжение в следующей статье.)

Пронина Алла Петровна, учитель-логопед I категории, руководитель логопункта. МБДОУ «детский сад комбинированного вида №77», г. Чита

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Воздушные шары».Дидактическая игра «Воздушные шары». Дидактическая игра "Воздушные шары". Цель игры: 1. Дифференциация сонорных звуков. 2. Автоматизация сонорных звуков. 3. Развитие связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 14:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптимизация игровых форм организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН» (включая файлы) размещена пользователем Алла Пронина (УИ 70358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД