Лучший педагог года

Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики

Людмила Васичева
Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики

Ранний дошкольный возраст можно охарактеризовать как особый этап становления личности ребенка, который обозначается как «кризис трех лет». Данный этап является особым, трудным в воспитательном отношении периодом перехода от раннего к дошкольному детству.

Л. С. Выготский выделял семь характеристик негативного проявления кризиса трех лет : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Но есть и позитивное значение данного периода. По мнению Л. С. Выготского, позитивное значение кризиса трех лет состоит в том, что в этот период возникают новые характерные черты личности ребенка. Однако, если в силу каких-либо причин кризис протекает вяло и безжизненно, то это приводит к некоторой задержке в развитии волевой и аффективной сторон личности в последующем возрасте.

Публикация «Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин выделял два новообразования, формирующихся в переходный от раннего к дошкольному возрасту период : возникновение личного действия и сознания «я сам». Возникновение таких новообразований способствует изменению психологического строения действий ребенка, которые Эльконин видел в образовании у него новой формы желаний, не совпадающих с желаниями взрослых. В раннем детстве вся деятельность детей вызывается наглядной ситуацией, способствуя появлению тенденции к немедленному ее осуществлению. Поэтому желания ребенка еще не существуют как его собственные, они как бы овладевают ребенком. Стремление к самостоятельности приводит к появлению новых взаимоотношений со взрослыми и к возникновению новых типов деятельности.

Божович Л. И. представила в своей работе своеобразную точку зрения на кризис трех лет. Она считает, что кризисную реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или активно подавляются новые важные потребности, которые возникают на стыке раннего и дошкольного детства.

Общение играет главную роль в формировании самосознания. Правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие люди в этом искренне заинтересованы. Начинает складываться самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию в обществе. Если она соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. В том случае, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают, возможно, формирование неадекватной самооценки. Дети с заниженной самооценкой обычно не верят в себя, поэтому не прилагают должного старания и усилий там, где бы вполне могли добиться успеха. Дети с завышенной самооценкой, напротив, переоценивают свои возможности и не стараются в делах, а в общении с людьми ведут себя высокомерно и заносчиво.

На благополучное протекание кризиса трех лет в основном влияют детско-родительские отношения. Поведение ребенка часто связано с поведением родителей, особенностями их взаимоотношений друг с другом. У ребенка складывается устойчивое представление о самом себе, что явно отражается в его поведении. Но родители не всегда обладают достаточными знаниями в преодолении сложностей в ходе воспитания. В дошкольных учреждениях педагоги-психологи активно занимаются психологическим просвещением, что помогает донести до родителей важную информацию.

В отечественных и зарубежных исследованиях нет конкретных данных о способах коррекции проявления кризиса трех лет. В ходе изучения проблемы протекания кризиса в раннем детстве, его проявлений и особенностей в качестве коррекционной работы с проявлениями кризиса трех лет была выбрана психогимнастика М. И. Чистяковой. Ее разработки в области влияния психогимнастики на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) являются актуальными применительно к детскому возрасту. Именно комплекс этюдов и игр разработанных Чистяковой можно использовать с детьми дошкольного возраста.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Особенно близка психогимнастика к программе рационально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Кризис трех лет дает отпечаток на поведении ребенка, на его состоянии, проявлении им тех или иных эмоций. Зачастую ребенка можно увидеть в так называемом состоянии дисфории, которого можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, враждебного, обиженного, недовольного, резкого, неуступчивого и так далее. М. И. Чистякова описывает комплекс занятий на каждый вид эмоций (радость, интерес, удивление, дистресс, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, чувство вины). В ходе занятий детям становится проще общаться со сверстниками, взрослыми, легче выражать свои чувства, эмоции и лучше понимать чувства других. Вырабатываются положительные черты характера (честность, доброта и т. п., что соответственно оказывает положительное влияние на протекание кризиса трех лет.

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Примером коррекционного занятия по М. И. Чистяковой может служить комплекс этюдов и игр разделенных на четыре фазы. Каждая фаза имеет свою цель и направленность.

I фаза. Целью данного этапа является: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.).

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Примерная схема психогимнастического занятия, направленного на снижение проявления кризиса трех лет

1. Вводная часть:

снятие напряжения,

создание игровой ситуации.

Дети заходят и ведущий предлагает поиграть в игру.

1) Иголка и нитка

Дети становятся друг за другом. Первый ребенок—иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».

2. Основная часть

Первая фаза:

мимка, пантомимика

2) Тише! (этюд на выразительность жеста)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

3) Иди ко мне (этюд на выразительность жеста)

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Вторая фаза:

выражение отдельных качеств

характера и эмоций

4) «Лисичка подслушивает» (этюд на внимание, интерес, сосредоточение)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Вы разительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо, взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть. Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.

5) «Минутка шалости»

Дети отдыхают под музыку. Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается в общение детей между собой.

Третья фаза:

коррекция настроения

и отдельных черт характера

6) «Вежливый ребенок»

В зале на стульях сидят дети. Звучит музыка Ю. Литовко «Танец с поклонами». Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале.

7) Беседа «Кого называют вежливым?»

Педагог раскрывает такие вопросы как: «Что делает человека вежливым?», «Какие основные «волшебные слова» используют вежливые люди?», «Зачем нужно быть вежливым?»

Четвертая фаза:

психомышечная тренировка

8) «Сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Таким образом, психогимнастика выступает одним из направлений работы по снижению негативных реакций у ребенка в ходе кризиса трех лет.

Литература:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2004, С. 186-196.

2. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук – Москва, 1988.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд. – М. : «Академия», 2007. - 328 с.

Публикации по теме:

Адаптация детей в период кризиса трех лет Консультация для родителей Адаптация детей в период кризиса трех лет. Адаптация – это самый сложный период у детей, а в период кризиса.

Формирование речи у детей раннего дошкольного возраста через познания окружающего мира Актуальность данной темы обусловлена недостаточной теоретической и практической разработанность данной проблемы формирования речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики
Опубликовано: 22 марта 2015 в 16:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД