МААМ-картинки

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть)

Татьяна Волкова
Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть)

Практическая часть.

Безопасность на улице предполагает раскрытие содержания, связанного не только с Правилами дорожного движения, но и с общением с незнакомыми людьми на улице, с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на игровых площадках:

- Устройство проезжей части.

- «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

- Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

- Правила езды на велосипеде.

- О работе ГИБДД.

Публикация «Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации „Ребенок на улице“ (практическая часть)» размещена в разделах

- Милиционер-регулировщик.

- Правила поведения в транспорте.

- Игры во дворе.

- Если ребенок потерялся на улице.

Цель педагогической деятельности: формирование культуры безопасности дошкольников 6-7 лет через ситуации «Ребенок на улице».

Задачи:

1. Способствовать расширению системы знаний об источниках опасности, которые встречаются на улице, средствах их предупреждения и преодоления.

2. Поддерживать стремление детей переносить знания правил безопасного поведения на улице в новые ситуации, решать неординарные проблемы.

3. Содействовать развитию умений действовать в конкретных ситуациях на основе приобретенных ранее знаний об источниках опасности, правилах поведения на улице.

4. Способствовать развитию двигательных умений, физических качеств, которые могут пригодиться в опасных ситуациях на улице.

5. Оказывать помощь в освоении представлений о безопасном поведении в образной, чувственной форме, в развитии эмоциональной сферы.

6. Поддерживать развитие чувства контроля и самоконтроля, умения планировать свои действия в опасных ситуациях, которые встречаются на улице.

Особенности дошкольного возраста требуют постоянного закрепления знаний, умений и навыков, поэтому в тематический план организации образовательной деятельности в подготовительной группе кроме основной темы по проблеме, которая реализуется в форме проекта «Друзья Светофора», мы включаем различные формы работы с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице в другие тематические блоки.

Вся образовательная деятельность по воспитанию культуры безопасности дошкольников, становления личности безопасного типа поведения была организована по следующим направлениям (компонентам) :

1. Воспитание мотивации к безопасности.

2. Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;

3. Формирование компетенций безопасного поведения.

4. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.

5. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности.

6. Психологическая подготовка к безопасному поведению.

В процессе данной работы, в рамках различных видов детской деятельности, благодаря использованию разнообразных форм и методов работы с детьми у детей формируются качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

На каждом направлении работы мы использовали формы, способы организации образовательной деятельности, при выборе которых мы учитывали особенности развития детей старшего дошкольного возраста и цели, поставленные по формированию того или иного компонента культуры безопасности старших дошкольников в ситуациях «Ребенок на улице».

1. Формы и способы деятельности по воспитанию мотивации к безопасности.

- создание проблемных ситуаций;

- рассматривание иллюстраций;

- сказкопедагогика;

- рассказы воспитателя из личного опыта;

2. Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления.

- беседы;

- наблюдения и экскурсии;

- экспериментирование;

- чтение и обсуждение литературы;

- дидактические игры;

- классификация;

- «река времени»;

- ИКТ, просмотр мультфильмов, видеофильмов;

- ТРИЗ;

- тематические встречи;

- игровые обучающие ситуации;

- творческие задания.

3. Формирование компетенций безопасного поведения.

- проблемные ситуации;

- обсуждение реальных ситуаций, ситуаций из литературных произведений;

- игровые ситуации;

- этюды;

- сюжетно-ролевые, режиссерские игры;

- «путешествие по карте»;

- индивидуальные карточки-задания;

- дидактические игры.

4. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.

- подвижные игры;

- игры-эстафеты;

- игры-имитации;

-загадки-пантомимы;

- самостоятельная двигательная деятельность (использование схем, спортивного инвентаря);

- индивидуальные карточки-задания;

5. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности.

- чтение художественной литературы, загадки;

- игры-инсценировки;

- исполнение песен;

- изготовление самодельных книг;

- изготовление макетов, атрибутов;

- тематические выставки (книг, рисунков);

- музыкальные игры;

-танцевальные упражнения.

5. Психологическая подготовка к безопасному поведению.

- проблемные ситуации;

- моделирование ситуаций;

- тренинги.

Краткая характеристика некоторых форм, способов организации образовательной деятельности по воспитанию культуры безопасности дошкольников в ситуациях «Ребенок на улице города».

1. Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации, они подкрепляются, в том числе и сказочными сюжетами;

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).

2. Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации. Большинство сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил правильной безопасности.

3. Применение видеоматериалов: презентаций, видеофильмов, мультфильмов. Фильмы «Улица полна неожиданностей», «Дорожные приключения», «Школа Аркадия Паровозова» подходят для использования в ДОУ при ознакомлении детей с правилами безопасного поведения на дороге и улице и закрепления их знания. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрируем детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»; «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»; «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

4. Экскурсии, наблюдения, которые помогают увидеть те или иные ситуации в естественной обстановке.

5. Беседы помогают педагогу выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение.

6. Игры на макете, который отображает конкретную территорию, направляет на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов.

7. Настольно-печатные игры, отвечающие тематике. Дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

8. Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому мы в своей работе кроме различных дидактических игр используем игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.

9. Проект «Друзья светофора», целью которого стало: развивать у детей способность и стремление комбинировать разнообразные знания о правилах дорожного движения, впечатления и способы деятельности при решении возникшей проблемной ситуации в окружающей дорожно-транспортной среде. Результатами данного проекта стали: создание макета, самодельной книги «Наш друг – Светофор», досуг «Друзья Светофора».

10. В своей работе мы использовали и технологии развития познавательно-исследовательской деятельности Н. А. Коротковой:

-«классификация» : раскладывали по группам виды транспортных средств, дорожные знаки.

- «река времени» знакомились с историей развития транспорта, дорожных знаков, при этом описывали и придумывали ситуации, которые могли встретиться не только в настоящее время, но и в прошлом.

- «экспериментирование» - проводили опыты «Зачем нужны светоотражатели на одежде», «Почему посыпают дорогу в гололед?» и т. д.

- «путешествие по карте» - на карте города, отмечали опасные места: дороги, перекрестки, лестницы, горки, пустыри и т. д. Предполагали, какие ситуации могут возникнуть в этих местах.

11. Игровые, проблемные образовательные ситуации в процессе организации

которых ребенок разбирается в самых разных дорожных ситуациях, определяет правильно ли ведет себя пешеход, водители, восстанавливают порядок на улице.

Взаимодействие с семьей. Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия :

- Папки-передвижки по ПДД;

- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;

-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

- Анкетирование родителей по теме.

- Совместное с детьми создание макета, нового варианта светофора.

- «Шпаргалки» для родителей по ознакомлению детей с ПДД.

- Тематическая встреча детей с папой воспитанницы группы, сотрудником ГИБДД.

- Участие родителей в досуге «Мы – друзья Светофора».

- Помощь в подборе картинного материала.

- Практикум «Научен – значит защищен».

-Наглядная информация «Дорога в детский сад, дорога в школу»

Результативность опыта

Результативность опыта была определена с помощью анализа результатов бесед по правилам безопасности на улице, наблюдений за детьми в начале и в конце года.

В процессе данной работы, в рамках различных видов детской деятельности, благодаря использованию разнообразных форм и методов работы с детьми у детей формируются качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций :

- Дети овладевают системой знаний об источниках опасности, которые встречаются на улице, знает о том как их предупредить и преодолеть.

- Дети творчески подходят к полученным знаниям, сравнивают, анализируют, классифицируют, создают творческие продукты

- Дети могут следовать освоенным правилам поведения на улице при возникновении опасных ситуаций.

- Дети подвижны, могут контролировать свои движения и управлять ими.

- Дети эмоциональны, выражают свое отношение, чувство к той или иной ситуации, которая возникает на улице.

- Дети умеют планировать свои действия в конкретной ситуации, проявляют волевые навыки, навыки контроля и самоконтроля.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок дома» 3. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок дома» 3.1. «Я и опасные.

Сценарий викторины для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и другие люди» 1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и другие люди» Викторина.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и природа» 2. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и природа» Дидактическая.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок на улице» 6. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок на улице» Игра «Наша.

Опыт работы по теме «Особенности формирования звуковой культуры детей с ОНР» Основным направлением моей работы, является формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста с ОНР. И ей необходимо уделять.

Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть» Система работы по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей в процессе традиционных событий. Мы начали.

Опыт участия в международной программе «Экошкола — Зеленый флаг» как способ формирования экологической культуры Толстихина Татьяна Анатольевна, Буянова Наталья Владимировна Воспитатели МБДОУ г. Иркутска Детского сада №96 Опыт участия в международной.

Перспективный план работы «Экологическая сказка, как средство формирования экологической культуры дошкольников» СЕНТЯБРЬ Деятельность, организованная взрослыми Занятия по экологии: 1. «В чудесном доме – природе». Цель: сформировать у детей представление.

Творческий отчёт по теме: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры» Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть)
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 12:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД