Елена Инкина
Опыт лучших образовательных практик сотрудничества ДОО и семьи в воспитании детей на основе современных достижений науки
▼ Скачать + Заказать документы
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима,
если бы не система педагогического просвещения,
повышение педагогической культуры родителей».
Василий Александрович Сухомлинский
Аннотация.
Участие родителей в формировании позитивной образовательной и воспитательной среды – это ключевой фактор, позволяющий подрастающему поколению получать актуальные и необходимые для дальнейшей жизни знания и умения, позволяющий подготовить конкурентоспособное поколение с высокой гражданской идентичностью. Проблемы взаимодействия семьи и ДОО широко обсуждаются педагогами и психологами-практиками и находят отражение в многочисленных литературных трудах. Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада».
Публикация «Опыт лучших образовательных практик сотрудничества ДОО и семьи в воспитании детей на основе современных достижений науки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2020
Исследования, проведенные Т. А. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия для активного включения семьи в жизнь дошкольного учреждения на сегодняшний день попал в разряд самых актуальных.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Цель: выявление и популяризация перспективных идей и практик, способных повысить эффективность участия родителей в деятельности образовательных организаций.
Задачи:
Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов посредством вариативных программно-проектных форм сотрудничества.
Изучение культурно-образовательных потребностей семьи, анализ воспитательных возможностей взаимодействия ДОО, семьи и социума.
Сплочение детско-взрослого коллектива на основе идей семейно- ориентированного подхода.
Сохранение и возрождение семейных и нравственных ценностей, формирование ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию дошкольников.
Повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания детей, повышение их психологической культуры.
Содействие укреплению семьи и популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных.
Хочу поделиться опытом внедрения педагогических технологий эффективной социализации детей «Клубный час», «Дети-волонтеры», «Социальная акция», автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.
Мы изучили УМК по данной технологии (книга Н. П. Гришаевой, опыт работы по данным технологиям региональных и федеральных ДОО.
Реализация инновационных технологий предполагает активное включение родителей в образовательный процесс, в результате которого они становятся участниками, организаторами мероприятий.
Одним из способов реализации данных задач служит педагогическая технология «Клубный час», которая нами активно применяется. Преимущества внедрения данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки педагогов, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное, мы уверены, это огромное желание педагогического коллектива и родителей наших воспитанников заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Мы уверены, что невозможно реализовать не одну педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы.
Педагогическая технология «Клубный час» - это новая инновационная форма взаимодействия ДОУ с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива.
По последним данным различных исследований современный ребенок получает очень мало внимания от родителей. Занятость родителей и приоритет личностной самореализации в социуме в ущерб детско-родительским отношениям ведет к раннему «взрослению» детей, лишению их детства. Поэтому, общение со своим ребенком в рамках детского сада, приобщение к его интересам, положительно влияет на укрепление детско-родительских отношений.
В последние годы очень сильно возросла тревожность, количество жалоб и недовольств со стороны родителей. Многие родители переложили большую часть родительских обязанностей на педагогов детского сада, при этом смутно представляя себе, что вообще его ребенок делает в саду в течение дня. Клубный час позволяет снизить уровень тревожности родителей посредством того, что родитель знакомится с территорией детского сада, может увидеть помещения, где занимается его ребенок, пообщаться со специалистами и другими сотрудниками сада.
Так же появляется возможность родителям проявить самостоятельность. Такая технология помогает укреплению внутрисемейных связей; сближению и объединению родителей и сотрудников ДОУ, созданию союза взрослых и детей; положительно влияет на эмоциональный настрой педагогов, воспитанников и родителей при вовлечении в совместную деятельность.
С организацией детей все понятно, но как правильно донести информацию до родителей? Как рассказать все плюсы этой технологии? Как привлечь их к помощи в работе с клубами? И тут в голову пришла идея. А что если в клубный час вовлечь самих родителей, которые смогут все прочувствовать на себе и соответственно поделиться мнением собственно с другими родителями. Я предложила одной маме взять на себя роль руководителя одного из клубов. Мама согласилась, объяснив свое согласие тем, что в силу работы совсем нет времени на детей, а тут и предложение заманчивое, да и интерес к новой традиции детского сада. Впервые от нашей группы приняла участие в клубном часе мама Насти П. – Марина Сергеевна, которая самостоятельно выбрала вид деятельности и полностью к нему подготовилась сама. Ее выбором стал мастер-класс «Рождественский ангел».
Дети со своими родителями с восторгом принялись за работу. Отработав ровно час, довольные ребятишки фотографировались с готовыми ангелочками. А родители были просто в восторге, им очень понравился такой вид деятельности.
Итак, проводя такое мероприятие с детьми и их родителями, мы можем уверенно сказать, что такой способ взаимодействия интересен и эффективен в работе, позволяет заинтересовать семью в более тесном контакте с детским садом, увлечь совместной деятельностью с ребенком, что положительно скажется на отношении родителей к специалистам и педагогам детского сада, а соответственно на благополучии ребенка в условиях ДОУ.
В своей практике я использую инновационную технологию «Дети – волонтеры». В преддверии Дня Победы, волонтерский отряд «Мы вместе» провел уборку территории обелиска в память учителям и ученикам школы, павшим в годы Великой Отечественной Войны. Силами детей был проделан обширный фронт работ: удалили сухую траву, очистили постамент, подмели дорожку, собрали мусор в мешки.
Благодаря дружной и слаженной работе на территории памятника был наведен порядок. Благоустройство памятника – это дань мужеству и стойкости поколениям, прошедшим войну, забота о будущем нашего города.
А технология «Социальные акции» позволяет дошкольникам вместе с взрослыми принять участие в решении общественных проблем.
Данная технология нам пришлась по душе и поэтому практически в каждой теме по комплексно-тематическому планированию мы проводим акции.
В сентябре 2019 года прошла социальная акция «Родителям-водителям», цель которой пропаганда безопасного поведения участников дорожного движения на дорогах. Дети вместе с воспитателями оформляли буклеты и раздавали их водителям. Сотрудники ГУОБДД МВД останавливали проходящий транспорт, дети читали стихотворения и вручали буклеты водителям. Анализируя работу по проведению недели безопасности, можно сделать вывод, что благодаря систематизации мероприятий, у родителей повысился уровень ответственности, а у детей пополнился фундамент знаний правил дорожного движения.
В рамках реализации плана мероприятий нашего детского сада, посвящённых месячнику по безопасности дорожного движения на территории Нижегородской области, мы с детьми провели акцию «Засветись». Педагоги, дошкольники и их родители подготовили памятки по безопасности дорожного движения и буклеты «Засветись – стань заметен на дороге», которые раздавали взрослым и детям около МБОУ «Сергачская СОШ №6». Прохожие выразили благодарность детскому саду за распространение информации о световозвращательных приспособлениях и профилактическое мероприятие по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в городе.
Новогодние праздники и Рождество - самое любимое и долгожданное время. Оно соткано из волнующих воспоминаний, нежной грусти, тайных надежд и … приятных мелочей. Существует добрая традиция в это волшебное время дарить подарки. В праздничные дни воспитанники детского сада побывали в центре временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Светлое озеро» с благотворительной социальной акцией «Обними бабушку и дедушку». Основная цель мероприятия - развивать у детей чувства милосердия, сострадания, доброты, создать праздничное настроение у ветеранов. В рамках тематической недели «Рождественское чудо» дети подготовили замечательные новогодние поздравления, выучили и прочитали стихи, пели калядки, танцевали. В подготовке к акции активное участие приняли родители. Дети в домашних условиях испекли рождественское печенье вместе с мамами, в детском саду вместе с родителями своими руками смастерили поделки - Ангелочков.
Сувениры и угощение дети подарили ветеранам вместе с трогательными обнимашками.
Было видно, что людям пожилого возраста приятно получать подобные знаки внимания, очень трогательно и радостно было видеть улыбки и слезы радости на лицах бабушек и дедушек!
Во время проведения всех этих акций улучшается взаимодействие с социумом.
Работа с родителями - одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.12г № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013г. N 1155);
3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации : методическое пособие/Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф, 2015г.
4. Педагогическая технология «Клубный час», как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе. Гришаева Н. П., Струкова Л. М., 2013г.
5. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гришаева Н. П., 2012г.
6. «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников». Учебно методическое пособие. / А. А. Ошкина, И. Г, Цыганкова М. И, – М. : Центр педагогического образования, 2015.
7. Ссылка на источник: https://crr8tn.mskobr.ru/info_add/pedagog-psiholog/klubnyj_chas_kak_e_ffektivnyj_sposob_vzaimodejstviya_s_roditelyami/;
8. Опыт работы Куриловой О. А. по теме "Технология психолого - педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения (nsportal.ru/. /tekhnologiya-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhde);
9. ФИРО журнал Обруч Вебинар "Современная технология эффективной социализации ребёнка в образовательном комплексе" Авторы: Н. П. Гришаева, ст. научный сотрудник (https://ru-ru.facebook.com/socialization2014).