Кривенко Тарес
Дидактические игры на развитие экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, направленные на развитие
экологической культуры и природного окружения
дошкольного возраста
Автор опыта Кривенко Тарес Вильгельмовна. воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад»
Публикация «Дидактические игры на развитие экологической культуры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.
В 30-е гг. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: "Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости". Поэтому "настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!" (Экологический манифест "Глаза Земли", 1990).
Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).
Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую "субкультуру" определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.
"Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения. будущее человечества окажется в серьезных руках ", - писал профессор М. М. Камшилов.
"Концепция дошкольного воспитания" (авторы В. В. Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизации воспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…".
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О., Смирнова, А. К. Бондаренко, Н. Я. Михаленко, Н. А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
Социальный заказ общества на экологически грамотную и природосообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.
В своем опыте работе дидактическую игру рассматриваю как эффективное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.
И я поставила цель: формировать экологически ориентированное сознание у детей, с использованием дидактических игр.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «экология» для детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение в экологическом воспитании.
4. Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания.
5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей.
В процессе экологического образования дошкольников использую следующие виды дидактических игр :
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Применяю различные предметы природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры : «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» использую с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, а также учу детей обследовать, развивая сенсорику.
Настольно-печатные игры : лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр., систематизируют знания детей о растениях, животных, явлениях природы и они оказывают влияние на развитие логического мышления, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Игру использую как часть организованной деятельности и в любое свободное время: утром, на прогулке, во второй половине дня. В ходе работы применяю следующие виды технологий такие как:
- проектные методы;
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга) ;
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации.
Считаю, что результаты и материалы работы можно применять на практике в работе с детьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры как эффективное средство формирования экологической культуры.
Хотелось бы поделиться некоторыми методами и приёмами, которые использую в работе с детьми по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Почти ежедневно провожу экологические минутки. Их цель - создание проблемных ситуаций.
Речевая логическая задача - это рассказ – загадка, в данном случае о природе, которая способствует:
Развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.
Совершенствованию монологической речи детей.
Поддержанию интереса у детей к природе, развитию наблюдательности.
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую задачу, использую различные игровые задания: экотренинги, проблемные ситуации.
Например “Почему деревья белые”
“Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?”
Задание для детей среднего возраста: исправить ошибки и обосновать ответы.
Для развития детского фантазирования, используем экологические сказки, рекламы, загадки.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека в природной среде. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, мы используем экологические сказки.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают понять глубже детские интересы и их направленность.
Таким образом, на основе знаний, полученных через экологическую сказку, могут быть заложены:
начальные формы осознания правильного отношения к природе,
интерес к ее познанию,
сочувствия ко всему живому,
видение красоты природы в разных ее формах и проявлениях,
умение выражать свое отношение к ней.
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.
Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. Я дятел, живу в лесу.
У меня крепкий клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю
вредных насекомых. Без меня лес пропадет.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяем опытам и наблюдениям.
Д / игра “Гимн природе”
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.
Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Д / игра “Природа и Я”
Предлагаем детям закончить предложения:
Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….
Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….
Капли дождя на стекле, словно….
Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….
Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги….
Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….
Этот цветок так благоухает, что….
Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….
После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга.
Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля "общим домом"; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – используем экотренинги. Кроме того, они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них - великан. "Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?"
Дети обычно отвечают так: "Я могу оглохнуть", "Я могу умереть".
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
Самая обыкновенная посадка лука может стать опытом положительных переживаний, если вся система прожита ребенком: у его луковки есть имя, настроение, с ней он общается, заботится о ней, а луковка дарит ему свою косичку, ведь ей совсем не больно и не жалко.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, способствуют прогнозированию и помогают оценивать последствия своих действий и сверстников в природе, осознанно соблюдать правила экологически безопасного поведения в природе, у детей появляется стремление сохранить здоровье в экологически неблагоприятных условиях.
Библиография
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
3. Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2004
4. Гочарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
5. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
6. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
7. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
8. Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч. 1., М., 1988
9. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998
10. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
12. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
13. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003
14. Программа экологического образования детей "Мы". С-Пб, 2003
15. Потапова Л. М. Детям о природе: эуология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль, 2002
16. Программа "Радуга" / Доронова Т. Н. М., 2003.
17. Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991
18. СорокинаА. И. ,. Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М. ,-1962.
19. Тарабанова Т. И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
20. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
21. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004
22. Урунтаева А. Г. Дошкольная психология. - М., 1999.
23. Удальцова. Дидактические игры. М. 1967. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.
24. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., Практикум по дошкольной психологии. М, 1998.
25. Ярошевский М. Г., Петровский А. В., Психология. Словарь. М., 1990