Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей

Зульфия Равхатовна Мельник
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей

Примеры занятий

Занятие 1

Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение звука [ж]; учить слышать его в словах, произносить с различной громкостью, протяжно, на одном выдохе. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания.) Наглядный материал: игрушки- жук, ежик, медвежонок, кошка, собака. Картинки с изображением медведя и медвежат, ежа и ежат, лошади и жеребят.

Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей» размещена в разделах

Ход занятия

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука и спрашивает, кто это, какой звук издает (ответы групповые и индивидуальные). Затем он предлагает детям, находящимся в первом ряду, «превратиться» в больших жуков, а детям второго ряда «стать» маленькими жуками: большие жуки будут жужжать громко и долго, а маленькие — тихо. Затем дети меняются ролями.

В ходе игры воспитатель уточняет:

- Костя, скажи, как жужжит большой жук? Света, как жужжит маленький жук?

Педагог обращает внимание не только на громкость произнесения звука, но и на его длительность.

Воспитатель показывает картинку с изображением медведицы и медвежат и спрашивает, указывая на медведя:

- Кто это? (Мишка, медведь, Михаил Потапович.) А кто детеныш у медведя? (Медвежонок) А если их несколько? (Медвежата)

Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей.

Положив на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку, воспитатель просит назвать их и определить, в названии каких игрушек слышится звук [ж]? Если какое-либо слово сказано неправильно, воспитатель произносит его сам (протяжно, выделяя голосом звук [ж]).

Воспитатель. В слове медвежонок есть звук [ж]? Вслушайтесь в слово собака, есть ли в нем звук [ж]?

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать ответы товарищей и устанавливать наличие заданного звука.

Затем педагог развешивает на ниточках 5-6 бумажных «снежинок» и предлагает детям как можно дольше дуть на них, обращая внимание на правильный выдох.

Занятие 2

Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [ж] в словах, фразах; учить детей слышать этот звук, произносить четко и ясно слова и фразы, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной, говорить достаточно громко; продолжать учить вслушиваться в слова. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).

Наглядный материал: игрушки или картинки с изображением мальчика, жука, жирафа, ножниц, флажка, жеребенка, чижа, медведя, кубика, елки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Затем дети, сидящие в первом ряду (или только мальчики, произносят звук громко, а сидящие во втором (или только девочки) - тихо.

Дети рассматривают картинку с изображением мальчика (или игрушку) и подбирают ему имя со звуком [ж] (Жора, Женя, Сережа, произнося его с усиленным выделением. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы на видное место (можно картинки на фланеллеграфе) и просит детей громко произнести их названия, выделив те, в которых есть звук [ж].

Если дети затрудняются, воспитатель предлагает еще раз рассмотреть их и сказать, какие предметы (игрушки, в названии которых слышен звук [ж], мог бы отобрать для себя мальчик Женя. Потом уточняется, есть ли звук [ж] в названиях таких игрушек, как жук, кубик, собака. Воспитатель читает четверостишие:

Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа,

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные - чижу. А. Максаков

На картинке или на игрушках педагог показывает иголки у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении он просит детей договаривать слова, затем задает им вопросы:

- У кого есть иголки? (У ежа)

- У кого есть клюв и крылья? (У чижа)

- Кому дадим молока? (Ежу)

- Кому дадим вкусных крошек? (Чижу)

Читая четверостишие еще раз, воспитатель предлагает повторить слова вместе с ним (индивидуально и хором). Далее одних детей он просит задавать вопросы, а других - отвечать, например:

-Таня, спроси у Вовы, есть иголки у ежа? Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа».

Несколько детей воспроизводят все стихотворение, отчетливо произнося слова.

Затем воспитатель показывает игрушечную елку (или картинку с ее изображением) и говорит, что у ели тоже есть иголки. Педагог читает строчки стихотворения С. Я. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка -тоже.

После того как дети его запомнят, воспитатель просит прочитать его с разной громкостью, обращая внимание на четкость произнесения слов и на правильное владение голосом.

В конце занятия детям дается задание рассмотреть окружающие предметы, тихо называя их и вслушиваясь, есть ли в них отрабатываемый звук.

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры.

Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э эээээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков : ААЭ АЭО ААУ

«Интонационное выделение слова»

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са -са – идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са- са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово - ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово - ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет лиса.

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – что делает лиса?

Р: Са-са – идет лиса.

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра «Будьте внимательными»

Цель: научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Ход игры : дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. ( Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”,др.).

Игра «Комары»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Ход игры : дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа - дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!

Вы уж будьте добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары: Мы и так к тебе добры.

Чтоб тебя нам не кусать,

Должен ты слова сказать

Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра «Найди игрушку».

Цель: закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Ход игры : воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 17:20
+355Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 129.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД