Любовь Самокрутова
Опыт работы «Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста"
Какое богатство мудрости и добра рассыпало по книгам всех времен и народов.
Л. Н. Толстой
Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Публикация «Опыт работы „Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Известный российский учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. Поэтому была определена тема по самообразованию.
Перед собой поставила цель: заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определить тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Формирование интереса к художественной литературе способствует развитию следующих качеств личности:
• гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность);
• правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
В каждой детской деятельности созданы определенные условия для решения следующих задач:
• способствовать формированию интереса к художественной литературе;
• содействовать расширению и активизации словарного запаса детей;
• знакомить с основным жанрами литературы, особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
• создавать условия для совершенствования речевых навыков детей при чтении стихотворений, в играх-драматизациях;
• способствовать развитию изобразительно-выразительных средств речи (образные слова и выражения, эпитеты сравнения);
• помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
• развивать творческие способности у детей.
В группе создана предметно-развивающая среда: «Книжный домик», театральный уголок, зона уединения, зона самостоятельной художественной деятельности, подобраны атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Готовим обед», «Уложим куклу спать», по сказкам «Теремок», «Три медведя» и т. д. Создана картотека дидактических игр по развитию словарного запаса : «У кого кто мама», «Чей голос», «Назови ласково», «Чей хвост» и т. п. Так же создана картотека подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Лохматый пес» и другие; словесные игры : «Зайка серенький сидит», «Высоко – низко», «Какой формы», «Что лишнее» и т. д.
Для совершенствования интонационной выразительности речи на занятиях, и в свободной деятельности предлагаю детям прослушать звуковые книги «Русские народные сказки», «Потешки».
Дети дошкольного возраста – слушатели, не читатели, художественное произведение доносит до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.
Сказка всегда имела огромную власть над детским сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу.
В режимные моменты использую с детьми художественное слово :
Водичка-водичка умой мое личико,
Таня, Машенька и Женя
мойте руки хорошенько.
Собираемся на прогулку, повторяем:
Раз, два, три, четыре, пять
собираемся гулять.
Спать идем, приговариваем:
Баю-баю-баиньки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
После сна:
Солнышко встает, на зарядку всех зовет.
По понедельникам «Утро радостных встреч» традиционно начинается со стихотворений:
Рано утром детский сад малышей встречает,
Там игрушки ждут ребят в уголке скучают…
или:
Проснулся дома по утру,
В детский садик я иду.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое…
Услышав такое приветствие, вижу улыбку на лице ребенка и ответное: «Здравствуйте».
Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по два часа собираются, и тогда получается, как в стихотворении И. Демьянова «Девочка капуша…»
При складывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой веще – свое место». В этом правиле суммируется бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вовку - растеряшку» Б. Заходера.
С детьми обыгрываются потешки, они имитируют повадки животных, эмоционально передают состояние героя. К детям приходятна групповые праздники герои из сказок Буратино, Незнайка, Лиса, Лесовичок.
В детском саду организуются разные конкурсы, выставки в которых мы активно принимаем участия. Эти конкурсы способствуют взаимодействию педагогического коллектива, родителей и детей.
В работе с родителями использую как традиционные формы работы (консультации, родительские собрания, так и нетрадиционные (например, «За круглым столом», клуб «Счастливый малыш», «Семинар-практикум»). Многие собрания предполагают активное участие родителей в процессе размышления и поиске совместных решений. Только сотрудничество педагогов с родителями может принести реальную пользу в воспитания детей.
Таким образом, используемые педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.