Папки-передвижки

Опыт работы «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Альбина Парфенова
Опыт работы «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Опыт работы : «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Актуальность:

Современное общество и технический мир неразделимы в собственном совершенствовании и продвижении вперед. Согласитесь, коллеги, математический склад ума очень актуален и востребован в настоящее время.

Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

- Необходимо сделать обучение занимательным!

В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка роста». Сетевое взаимодействие со школой открывает новые возможности и для дошкольников. Наши воспитанники имеют возможность прикоснуться к предметной области информатика, посещая курс «Виртуальная реальность», заинтересоваться предметной областью технология, присутствуя в школе на курсе «Объектив», что является предпосылками формирования элементарных математических представлений.

Ни для кого не секрет, что математика дается не всем. А у дошкольников формирование математических представлений вызывает трудности ещё из-за несовершенства их познавательной деятельности. И очень важно создать такие условия, которые бы способствовали развитию каждого ребёнка. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка.

Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

Цель: развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение детьми логико-математических представлений и способов познания.

Задачи:

- формировать элементарные математические представления с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;

- развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало;

- формировать базисные представления об окружающем мире, математические, речевые умения;

- развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения, поставленной проблемной ситуации;

- повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

В своей работе я использую следующие инновационные технологии :

1. Развивающие;

2. информационно-коммуникационные;

3. игровые;

4. здоровьесберегающие;

5. проблемные;

6. личностно-ориентированные технологии.

В целях развития математических способностей также использую следующие инновационные методы и приемы при организации непосредственно-образовательной деятельности:

1. Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

2. Сравнение.

3. Метод моделирования и конструирования.

4. Решение логических задач.

5. Экспериментирование и опыты.

6. Воссоздание и преобразование.

Изучив многие методики, я остановила свой выбор на элементах педагогической системы Джоржа Кюизенера, Вячеслава Воскобовича, Золтона Дьенеша, камешках Марблс, кругах Леонарда Эйлера, ментальной арифметике.

Палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

«Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Воскобовича.

Игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон.

В области математического развития игры Воскобовича способствуют решению целого ряда задач:

- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Блоки Дьенеша.

Играя с блоками Дьенеша, мы с детьми выполняем разнообразные предметные действия (группируем по признаку, выкладываем ряды по заданному алгоритму, сравниваем предметы по признакам).

Камешки Марблс

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, в области математического и познавательного развития «Марблс» способствуют решению целого ряда задач:

- развивают сенсорику;

- способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

- развивают умение сравнивать, классифицировать, группировать;

- развивают навыки порядкового и количественного счета;

- способствует развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги.

Круги Эйлера

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий :

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей.

С помощью кругов Эйлера мы с ребятами учимся строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладеваем действием наглядного моделирования.

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика дает объемное, фактически пространственное понятие числа и состава числа. Это — прекрасная база для дальнейшего обучения математике.

Использование ментальной арифметики позволяет:

- Привить навыки быстрого и правильного счета;

- Совершенствовать слух и восприятие;

- Быстро и рефлекторно выполнять нужные действия, таким образом, улучшая внимание и концентрацию.

Использование современных технологий дает возможность организовать процесс образовательной деятельности так, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих дидактических и познавательных игр и упражнений, которые обладают характерными особенностями и строятся в основном на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт математических премудростей.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В работе с родителями активно применяю интерактивные методы и формы.

- В рамках работы «Родительского всеобуча» провела мастер-класс «Ментальная арифметика для детей дошкольного возраста», что, как я считаю немаловажно.

- В рамках курсов повышения квалификации педагогов проводила практическое занятие «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников.

- Опубликовала свой опыт работы в сборнике «Академия педагогических знаний».

- В рамках самообразования прошла курсы повышения квалификации по ментальной арифметике. У детей старшего дошкольного возраста вела дополнительные развивающие занятия по данной методике.

Использование современных инновационных технологий по математическому развитию в дошкольном возрасте дает достаточно высокую результативность. Современные дети живут в быстроменяющемся мире информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации.

Каковы же результаты моей работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста?

Перед применением инновационных технологий была проведена диагностика математического развития у детей старшего дошкольного возраста по комплексному диагностическому инструментарию Натальи Александровны Мурченко, которая показала, что математические представления детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 15% детей, средний - 35%, низкий - 50%.

Анализируя результаты исследования, сделала вывод, что дети старшего дошкольного возраста не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности.

Чтобы определить динамику, диагностику по выявлению уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста провела и в конце года. Было выявлено: с высоким уровнем – 55% детей, со средним – 40 %, с низким – 5 %. Таким образом, у детей значительно повысился уровень развития логического мышления, анализа и обобщения. Как показали результаты диагностики, дети научились выделять существенные признаки и закономерности, составлять фигуры, силуэты по образцу и собственному замыслу; оперировать свойствами предметов; решать логические задачи, головоломки. Они имеют представление об алгоритме, устанавливают математические связи.

На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.

И, конечно, я планирую и дальше осуществлять работу по формированию элементарных математических представлений, включая в образовательный процесс новое, интересное и занимательное для детей.

Закончить своё выступление я хотела бы словами Джона Дьюи:

«Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 15:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД