Юнда Ольга Ивановна
Консультация «Познаем природу через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему: «Познаем природу через игровую деятельность».
Актуальность моей темы заключается в том, что сами обучающиеся часто не замечают красоту природы. Чтобы добиться успехов, одним из интересных и эффективных методов является - игра, так как это ведущая деятельность в период дошкольного детства.
Приступая к работе, я поставила перед собой следующую цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста, экологические знания, умения, навыки через игровую деятельность.
Публикация «Консультация „Познаем природу через игровую деятельность“» размещена в разделах
задачи:
- формирование у обучающихся начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе;
- совершенствовать воспитание личности ребенка через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы;
- повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников дома.
Свою работу я разделила на три этапа.
I этап – организационный;
II этап – основной;
III этап – заключительный.
Большое внимание было уделено созданию развивающей предметно-пространственной среды. При построении которой я опиралась на личностно-ориентированную модель воспитания.
Были подобраны наглядно-дидактические пособия, художественная литература, каталоги сюжетно-ролевых, подвижных игр, картотеки дидактических игр, настольно-печатные игры.
Также были созданы дидактические пособия, сделанные совместно с обучающимися.
В групповой комнате была создана мини-лаборатория для исследовательской деятельности, в том числе и самостоятельной.
Реализация основного этапа была направлена на включение игры в процесс обучения и самостоятельную деятельность обучающихся.
Для формирования отчетливых реалистических представлений о природе были использованы игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами.
Во время самостоятельной деятельности, обучающиеся с удовольствием играли с настольно-печатными играми.
Для закрепления, обобщения имеющихся у обучающихся представлений о мире природы, проводились словесно-дидактические игры, такие как: «Чудо-дерево», «Природный мир бывает разный», «Когда это бывает?», «Рыбы - птицы - звери», и т. д.
Интересно в нашей группе проводились театрализованные игры, где обучающиеся с помощью изобразительных средств (интонации, мимики и жеста) воспроизводили идею художественного произведения и экологических сказок.
Совместно с инструктором по физической культуре, в помещении и на свежем воздухе, проводились подвижные игры природоведческого характера. Например: «Перелет птиц», «Найди свое дерево», «Кошки-мышки» и многие другие.
Были созданы условия для сюжетно-ролевых игр экологического содержания. Таких как «Садовод», «Лесная больница» и т. д.
Очень интересной и познавательной, для обучающихся, оказалась работа по созданию и выращиванию «огорода на окне». Наблюдая за растениями, обучающиеся начинают видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того полили его или нет, поставили на солнце или в тень.
В уголке мини-лаборатории обучающиеся превращались в маленьких фокусников, ведь для детей опыты, словно фокусы и вместе с игровым персонажем "Почемучкой" проводили простейшие эксперименты с водой и льдом, природным материалом, а также узнали почему в соленой воде яйцо не тонет.
Для более успешной работы очень важна помощь родителей (законных представителей, ведь семья оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения. Для родителей (законных представителей) были оформлены папки-передвижки, буклеты, памятки, была проведена консультация на тему «Играем вместе с детьми и познаем природу»
Также родители (законные представители, были привлечены к участию различных выставок, конкурсов поделок и рисунков по экологической тематике.
На третьем, заключительном этапе своей работы, совместно с музыкальным руководителем, были проведены экологические досуги и праздники «Праздник птиц», «Волшебница вода», «Земля - наш общий дом», где обучающиеся приняли активное участие.
Под моим руководством обучающиеся приняли участия во всероссийских олимпиадах, где заняли призовые места.
В результате работы по экологическому воспитанию обучающихся через игровую деятельность, приобрели следующие знания и умения:
- научились понимать свою роль в окружающем мире;
- осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой;
- обучающиеся приобщились к бережному и внимательному отношению к объектам растительного и животного мира;
- познакомились с играми экологической направленности и научились их самостоятельно организовывать;
- между обучающимися укрепились дружеские взаимоотношения, они стали более доброжелательными.