Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Анастасия Мирошниченко
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Развитие речи младших дошкольников

в условиях семьи и детского сада»

Компасом для данной консультации будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как

руче к,

Бежит среди камней чиста,

нетороплива,

И ты готов внимать е поток

И восклицать: - О! Как же ты

красива.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах

Продолжите, пожалуйста,

фразу: «Мой реб нок начал говорить…»

Чьи-то ответы покажут, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3

лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития.

А у других - что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2

мес. Это является физиологической нормой.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас попытайтесь ответить на вопросы.

- Вы заинтересованы в том, чтобы ваш реб нок говорил правильно?

- Вы считаете, что ваш реб нок говорит чисто, внятно, правильно?

В этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не

сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

- Кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения,

заучивает их; читает рассказы и сказки и вед т беседу о прочитанном

произведении?

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с

произведениями художественной литературы.

- Для чего нам нужна речь?

• общаться друг с другом;

• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

• оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;

• рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в

дошкольном возрасте по двум направлениям:

во-первых, совершенствуется е практическое употребление в процессе

общения реб нка с взрослыми и сверстниками;

во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных

процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и

правилами родного языка, определ нными для каждого возраста, а также

развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности

общаться. Сам реб нок овладевает речью только в процессе общения с

взрослыми.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые

факторы успешного речевого развития реб нка и прокомментировать свой

выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с реб нком с момента рождения.

2. Общение реб нка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с реб нком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию

реб нка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его

грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и

эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет

возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как

стержень полноценного формирования личности реб нка, который

представляет большие возможности для решения многих задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны

решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны

заниматься с реб нком?

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи реб нка в д/с осуществляется в разных видах

деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на

других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в

повседневной жизни

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет

обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей

жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные

возможности для развития и воспитания каждого реб нка. Отправляясь с

реб нком на прогулку мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на

небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую

одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и

повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений,

который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить реб нка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С

какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить

и реб нка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь

вс живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без

знакомства с народными пословицами и поговорками.

К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что

пословицы имеют большое значение при

первоначальном обучении диалогической

речи, во – первых, из–за своей формы, во –

вторых, из – за своего содержания.

Пословица легче ложится в память.

Потешка - жанр устного народного

творчества. Она исполняется в процессе

действий, выполняемых маленьким

ребенком вместе с взрослым. Она, прежде

всего, учит маленького ребенка понимать

человеческую речь и учит выполнять

различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке,

хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест

(в отличие от считалки, где жест важнее слова). Слово взрослого дает

команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения.

Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это

слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» -

положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и

начинает сам себе давать команды. А какой малыш любит умываться или

расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного

интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое

личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе

приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Но потешка

не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что

такое хорошо» и «что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его

жить, учит весело. Можно сказать, что она - это веселая народная школа для

самых маленьких.

Прибаутка - шутливое народное приговорочное выражение, острое

или забавное слово, забавное сочетание слов, полное безобидного юмора.

Прибаутка может существовать и как короткий рассказ в виде расширенной

поговорки, может вплетаться в качестве самостоятельного произведения в

устный рассказ, сказку, диалогическую речь.

Народная поговорка – это распространенные образные выражения

образные выражения, метко определяющие какое – либо жизненное явление.

В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного

смысла. Также к видам художественной литературы относится

Загадка – это высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах

и предметах. Множество загадок иронически и шутливы: «СтоитФедосья,

растрепаны волосья».

Стихотворение - развивает память, обогащает речь детей

устойчивыми словосочетаниями. Дети очень любят слушать и быстро

запоминают стишки и песенки. Это также существенный показатель развития

их мышления, памяти и, конечно же, речи, причем речи диалогической,

эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти

прекрасные образцы народного творчества, известные еще нашим бабушкам

и прабабушкам.

Рассказы - для детей на сегодняшний день являются, пожалуй, самым

распространенным видом художественной литературы. Это объясняется

несколькими причинами. Во-первых, дети проще воспринимают именно

короткие произведения, ведь во время слушания или прочтения рассказов

для детей, малыши младшего возраста не успевают устать. Во-вторых,

рассказы для детей можно писать о чем угодно, особо не придумывая

огромный мир и сложные сюжеты. Темы рассказов могут быть весьма

разнообразными, повествующими о разнообразных аспектах мира.

Сказки - это волшебный мир, благодаря которому реб нок учиться

открывать сво сердце. Это один из самых приятных и интересных способов

развить реб нка. Сказка развивает фантазию ребенка, прививает добро,

любовь, смелость, романтизм, готовность принимать любые изменения

пространства вокруг, раскрывают перед детьми меткость и выразительность

языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными

выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность,

особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы

заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей

первенствующего значения. Распространенный вид сказок, который рано

становится известным ребенку, - сказки о животных, а также волшебные и

бытовые сказки. Этот сказочный мир будит, побуждает и развивает речь.

«Читать – это ещ ничего не значит; что читать и как понимать

читаемое – вот в ч м главное дело! Одно и то же произведение дети любят

слушать несколько раз.

1. Спрашивайте, о ч м говорится, что происходит с главными героями;

2. Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;

передавая содержание, реб нок учится ч тко, точно, полно, последовательно

излагать свои мысли;

3. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Как сделать чтение книг реб нку более полезным и интересным?

Что нужно, для того чтобы реб нок активно участвовал в этом процессе?

- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать

умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные

вопросы, например: «Если бы Ал нушке с Иванушкой пришлось идти за

водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как

огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было

вед рко?».

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с реб нком, какие звуки

присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер

в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему

реб нку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он,

например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о

тр х медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или

страниц известной реб нку сказки или рассказа, а потом попросите его

придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение реб нка,

а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать

решения в различных ситуациях.

- Загадайте загадки по сказкам.

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый

театр: нарисуйте рожицы

фломастерами на пальцах или

отрежьте пальчики от старой

перчатки и украсьте их глазками и

ушками. Если любите вязать

крючком, то сделать несколько

маленьких игрушек вам не составит

труда.

Можно сшить героев сказки из

фетра или лоскутов ткани, а можно

даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте

колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

А можно придумать с реб нком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое

влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский

физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова

учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в

кулаки.)

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с

большого.)

А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

На поляне дом стоит,

(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук,

соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с

другом)

Мы ворота открываем,

(Развернуть ладони параллельно друг другу)

В тот домик приглашаем.

(Изобразить крышу дома)

Нередко реб нок неправильно произносит те или иные звуки, потому

что у него пока ещ «непослушный язычок» Есть простые упражнения,

помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика

выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести

с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите

реб нку пощ лкать язычком,

прижимая кончик к верхним зубам.

Для имитации звука придумайте

игру, например: «Вот ид т лошадка,

цокает копытцами: цок – цок-цок.

Слышишь, она побежала. А теперь

она бежит быстро – быстро!»

Реб нок щ лкает язычком, ускоряя

темп.

«Сердитый индюк» Пусть реб нок вообразит себя рассерженным

индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки

«бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся

губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение

детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не

заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя

речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь

придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - реб нок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу:

«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит

тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем реб нку взять насос и накачать

велосипедные шины. Реб нок, подражая действию насоса произносит звук

«С-С-С…».

Чистоговорки:

Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом

и звуком.

Словесная игра «Почемучка»

Определите, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самол т,

мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад.

Чтобы правильно развивать речь реб нка, нужно придерживаться

некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть ч ткой, неторопливой, грамматически и

фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова,

имитировать детскую речь : никакого сюсюканья, подделывания под лепет

детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но

языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в

предложении, поправляйте реб нка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с реб нком, упражняйте его в согласовывании им н

существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите

куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, реб нок да т полный ответ: «К

нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Реб нок отвечает на

вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

• Учите реб нка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно

поставить яркую игрушку перед реб нком, предложить е рассмотреть, затем

задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

-Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия реб нка лепкой, рисованием,

конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры:

словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как

стержень полноценного формирования личности реб нка, который

представляет большие возможности для решения многих задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Ход родительского собрания. Воспитатель: добрый вечер,.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 11:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мирошниченко (УИ 655919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД