МААМ-картинки

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельности

Светлана Александровна Спиркина
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельности

Опыт работы на темуРазвитие художественно-творческих способностей дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность».

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Работая в детском саду, я заметила, что вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельности» размещена в разделах

Я решила соединить эти две деятельности в художественном экспериментировании и посмотреть, как они повлияют на развитие детского творчества.

Поэтому я поставила перед собой цель:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов,

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности

2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;

3. развивать художественно- творческих способностей у детей на основе их индивидуальных особенностей черезопытно – экспериментальную деятельность».

4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность

В соответствии с задачами определила этапы работы

1 этап – подготовительный,

2 этап- организация детской деятельности, 3этап – создание условий для свободного экспериментирования

На первом этапе я собрала необходимую информацию для дальнейшей работы по своей теме. Вначале я изучала методическую литературу, и мне пришлось столкнуться с тем, что интересных методических разработок по экспериментированию в изобразительной деятельности очень мало, это объясняется инновационным характером моего опыта. Поэтому я решила в своей работе использовать разработки по нетрадиционным техникам рисования, добавив в них метод экспериментирования. Наблюдая за изобразительной деятельностью детей и их возможностями, составила перспективный и календарный план работы. Одновременно провела анкетирование родителей «Развитие творчества в детях», диагностику умений и способностей детей, с целью выявления роста творческого развития каждого ребёнка. Проведённая работа показала, что родители хотели бы развивать творческий потенциал в своих детях, но не знают как. А уровень творчества у детей оказался очень низким. Это ещё раз подтвердило, что мне нужно провести работу в этом направлении и с детьми, и с родителями.

На втором этапе я занималась практической деятельностью, необходимой для развития художественно-творческих способностей у детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. На этом этапе моей задачей стало – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в художественном творчестве. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

В начале, мы с детьми и родителями собрали целую коллекцию необычных художественных инструментов. Я попросила детей принести из дома различные предметы для рисования. Всё, что принесли дети - опробовали. После этого я познакомила детей с разными техниками нетрадиционного рисования, например: печатки из овощей, выдувание, рисование нитками и мн. др. способы рисования с помощью необычных инструментов.

Экспериментировали, где краска будет отпечатываться лучше: с деревянной палочки или от пластмассовой, какой фон будет насыщенней: от примакивания губкой или кусочком меха.

Далее, я стала знакомить детей с необычными художественными материалами. Мы изучали свойства песка, мыльной и простой воды, круп. Ставили эксперимент по изготовлению красок из натуральных продуктов. Смешивали краску для получения разных оттенков, наблюдали, как она впитывается в песок, бумагу, ткань. Выдували мыльные пузыри с краской на бумагу, рисовали на ткани, дереве, воде. Капали маленькими каплями и разливали большими кляксами. Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

После использования необычных художественных инструментов и материалов, я стала давать детям более сложные задания, где дети могли сами определить вид техники изображения, подобрать соответствующие теме занятия художественные материалы, реализовать свой собственный творческий замысел, поставить свой эксперимент. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Я стараюсь дать такую возможность детям, чтобы они, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Развитие самостоятельной экспериментальной деятельности у детей осуществлялось через создание предметно-пространственной среды по художественному экспериментированию.

Поэтому 3 этапом моей работы стало создание условий для свободного экспериментирования. В группе был обновлён уголок по изодеятельности, куда мы поместили свою коллекцию различных художественных материалов и инструментов, организовали лабораторию «учёных»,.

Для реализации программы в нашей группе организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:

Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, шапочки;

- схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

В свободное время дети могли самостоятельно проводить эксперименты с красками, песком, водойводы, льда, снега глины, камней. и другими материалами, используя различные предметы для рисования. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

После проведённой мною совместной работы с детьми художественно-творческих способностей дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность, дети стали использовать нестандартные способы рисования не только в детском саду, но и дома.

В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Родители совместно с детьми помогают в оформлении группы к различным праздникам, принимают активное участие в организации выставок.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями.

Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации.

Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей, мастер-классы «Рисование нетрадиционными техниками с детьми дошкольного возраста»,

Родительское собрание на тему «Экспериментирование в семье».

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в проектах «Откуда берется снег?», «День Дублера», где при помощи педагогов организовали и самостоятельно провели образовательную деятельность по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду, познавательно-исследовательской деятельности, помогают в пополнение и обогащение предметно-развивающей среды, подборе художественной литературы, оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами.

Совместная работас родителями и детьми так же принесла свои плоды:

• повысился интерес родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми;

• увеличилось количество семей, участвующих в конкурсах рисунков совместно с детьми.

О выводах говорить пока еще рано, так как работа по реализации программы еще осуществляется, но уже с уверенностью можно сказать, что наши воспитанники на данный момент:

- Стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы,

- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования: Клякс графия, печать комком бумаги по тонированному листу; конструирование из камней, рисование – мыльными пузырями, аппликация из песка путем выдувания.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях

В заключении хотелось бы сказать, что работа по развитию творческих способностей по опытно-экспериментальной деятельности оказывает положительное влияние на дошкольников. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельности
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 19:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД